Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное исковое заявление

В Санкт-Петербургский городской суд

196128, г. Санкт-Петербург,

Бассейная ул., д. 6

 

Административные истцы:

Богданов Владислав Владимирович

адрес: 192097, Санкт-Петербург,

Лиговский пр., д. 194, кв. 15

14 апреля 1984 года рождения, г. Шевченко, Мангышлакская обл., Республика Казахстан

электронная почта [email protected]

Коробкова Марина Владимировна

адрес: 192097, Санкт-Петербург,

Лиговский пр., д. 202, кв. 30

20 сентября 1984 года рождения, г. Ленинград

Тел. +79522820125

Лаврентьев Николай Владимирович

адрес: 194064, Санкт-Петербург,

Тихорецкий пр., д. 7, корп. 4, кв. 11,

06 августа 1987 года рождения, г. Ленинград

тел. +79602584951, электронная почта [email protected]

Омельченко Елена Юрьевна

адрес: 192097, Санкт-Петербург,

Лиговский пр., д. 166, кв 36

21 октября 1966 года рождения, г. Белово, Кемеровской обл.

Тел. +79213878367

Темнова Нина Алексеевна

адрес: 192097, Санкт-Петербург,

Лиговский пр., д. 200, кв. 24

26 февраля 1965 года рождения, г. Ленинград,

тел. 9516297

 

Представитель истцов:

Адвокат Семёнов Даниил Александрович

Адвокатская консультация № 2, 191025, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 74

Тел. +79112588219

 

Административный ответчик:

Правительство Санкт-Петербурга

адрес: 191060, г. Санкт-Петербург, Смольный,

тел. 315-98-83, факс 576-78-27, электронная почта [email protected],

 

Государственная пошлина: 300 руб. 00 коп.

М. В.Коробкова и Е. Ю. Омельчено освождены от

уплаты госпошлины на основании пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ.

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконными и недействующими постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 № 1012 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе» и от 13.07.2011 № 1013 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе»

 

Правительством Санкт-Петербурга были приняты:

1) постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 № 1012 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе» (далее – Постановление от 13.07.2011 № 1012). Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 05.08.2011 № 11465, официально опубликовано в «Кто строит в Петербурге» от 26.08.2011, спецвыпуск, № 02 и «Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга» от 19.09.2011. № 35. Дата начала действия Постановления 27.08.2011. Текст Постановления и Справка о статусе Постановления, содержащая сведения об его опубликовании и вступлении в действие, прилагаются;

2) постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 № 1013 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе» (далее – Постановление от 13.07.2011 № 1013). Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 15.08.2011 № 11561, официально опубликовано в «Кто строит в Петербурге» от 26.08.2011, спецвыпуск, № 02 и «Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга» от 05.09.2011. № 33. Дата начала действия Постановления 27.08.2011. Текст Постановления и Справка о статусе Постановления, содержащая сведения об его опубликовании и вступлении в действие, прилагаются.

П. 1 Постановления от 13.07.2011 № 1012 утверждён проект планировки территории квартала, ограниченного Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., в составе:

- чертежа планировки территории квартала (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно Приложению № 1 к Постановлению от 13.07.2011 № 1012;

- чертежа планировки территории квартала (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно Приложению № 2 к Постановлению от 13.07.2011 № 1012;

- положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории квартала, согласно Приложению № 3 к Постановлению от 13.07.2011 № 1012.

П. 1 Постановления от 13.07.2011 № 1013 утверждён проект межевания территории квартала, ограниченного Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., в составе:

- чертежа межевания территории квартала (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно Приложению № 1 к Постановлению от 13.07.2011 № 1013;

- чертежа межевания территории квартала (границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно Приложению № 2 к Постановлению от 13.07.2011 № 1013.

В соответствии с ч. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГсК РФ) проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Согласно ч. 3 ст. 43 ГсК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Таким образом, проверка законности постановлений Правительства от 13.07.2011 №№ 1012 и 1013 не может быть осуществлена по отдельности, а должна осуществляться в одном производстве.

 

Оспариваемые Постановления является незаконными, нарушающими субъективные права административных истцов – права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия, закрепленные в Конституции Российской Федерации (ст. 42, 44), ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГсК РФ), ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбуле и ст. 6, 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

 

Согласно п. 4) ч. 2 ст. 209 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.

Мы (как все жители Санкт-Петербурга) являемся участниками градостроительных отношений, в том числе – на стадиях градостроительной деятельности «территориальное планирование» и «планировка территории» (п. 1 ст. 1 ГсК РФ), включая участие в публичных слушаниях по соответствующей документации. Согласно п. 5 ст. 2 ГсК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается на принципе участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

09.06.2011 Н. В. Лаврентьев являлся участником публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной, Тамбовской и Прилукской ул. во Фрунзенском районе. Также в качестве гражданина, жителя Санкт-Петербурга и представителя общественных организаций Н. В. Лаврентьевым были озвучены устно и письменно представлены замечания и предложения, которые в заключении о результатах публичных слушаний от 21.06.2011 были необоснованно отклонены. Выдержки из протокола и заключения прилагаем.

Граждане В. В. Богданов, М. В. Коробкова, Е. Ю. Омельченко и Н. А. Темнова проживают на территории квартала, ограниченного Лиговским пр., Расстанной, Тамбовской и Прилукской ул. И в их отношении, как лиц проживающих на указанно территории, оспариваемые Постановления от 13.07.2011 № 1012 и 1013 применены – согласно проекту планировки и проекту межевания территории, в непосредственной близости от их домов, на месте зелёных насаждений внутриквартального озеленения возводятся многоквартирные дома. Проектом межевания территории в отношении домов, в которых проживают граждане, сформированы земельные участки по своих размерам не соответствующие установленным нормам.

Ранее Санкт-Петербургский городской суд неоднократно возбуждал и рассматривал дела по заявлениям физических лиц, защищавших свои субъективные права, связанные с участием в градостроительной деятельности (в частности, гражданские дела № 3-209/2010, 3-311/2010, 3-58/2013, 3-181/2014, 3-204/2014, 3-206/2014, 3-209/2014, 3-1/2015, 3а-39/2016).

Никаких сомнений в том, что граждане являются участниками соответствующих градостроительных отношений, у судов первой и второй инстанций не возникло.

Вышеизложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, так Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.08.2016 № 78-АПГ16-7 были отклонены апелляционные жалобы Губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2016 по административному делу № 3а-39/2016. В апелляционных жалобах Губернатор и Законодательное Собрание просили от менить решение суда прекратить производство по административному делу № 3а-39/2016, т. к. по их мнению граждане Н. В. Лаврентьев, Е. Г. Малышева и В. А. Чернышев – не являются участниками градостроительных отношений, которые регулируются оспоренным нормативным правовым актом, однако, данные доводы были отлонены как Санкт-Петербургским городским судом, так и Суденой коллегией по административным делам Верховного Суда РФ.

Аналогичная позиция выражена в Определении судьи Верховного Суда Российской Федерации В. Б. Хаменкова от 01.06.2016 № 78-КФ16-488 указано на то, что граждане Н. В. Лаврентьев, Е. Г. Малышева и В. А. Чернышев являются субъектами градостроительных отношений. Копию Определения прилагаем.

Т. о. мы являемся участниками правоотношений в области градостроительной деятельности, которые регулируются оспариваемыми в деле правовыми нормами, поэтому оспариваемый акт затрагивает наши права самым непосредственным образом.

 

1. Согласно статье 4 Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия, каждое государство – сторона Конвенции приняло на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия.

Согласно статье 10 Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, подписанной государствами – членами Совета Европы, каждая Сторона обязуется принять к осуществлению комплексную политику в области сохранения, которая: 1) включает охрану архитектурного наследия в качестве основной задачи планирования в масштабах города и страны и обеспечивает учет этого требования на всех этапах как разработки планов развития, так и процесса выдачи разрешений на производство работ; 3) делает сохранение, популяризацию и укрепление архитектурного наследия основным элементом политики в области культуры, охраны окружающей среды и планирования.

Согласно ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».

Ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью». Ст. 2 того же закона определены принципы организации деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов);

- охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти… направленная на… предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Таким образом, под окружающей средой понимается не только природная среда, но и среда обитания человека в самом широком смысле, в том числе - городская среда. Конституционная обязанность сохранять окружающую среду является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, что подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, п. 4. Соответственно, охрана окружающей среды в городе обеспечивается законодательным регулированием градостроительной деятельности.

Определение Конституционного суда РФ от 15.07.2010 № 931-О-О (п. 2.1) гласит, что «регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания».

Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет:

градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства… (п. 1));

устойчивое развитие территорий как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3));

градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6)), а документом градостроительного зонирования определяет правила землепользования и застройки (п.8)).

Градостроительный кодекс РФ в ст. 2 устанавливает принципы градостроительной деятельности - обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также принцип ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГсК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целяхсоздания условий для устойчивого развития территорий, сохранения окружающей среды, создания условий для планировки территорий; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В составе Правил землепользования и застройки разрабатываются градостроительные регламенты (п. 3 ч. 2 ст. 30 ГсК РФ). В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 30 ГсК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 41 ГсК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 ГсК РФ проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории.

Согласно ч. 5 ст. 45 ГсК РФ, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Согласно ч. 2 ст. 63 ГсК РФ, данные полномочия (установленные ч. 3 ст. 8 ГсК РФ, к которой отсылает ч. 2 ст. 63 ГсК РФ) осуществляются органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга.

Согласно ч. 10 ст. 45 ГсК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями градостроительных регламентов.

Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (далее – Правила землепользования и застройки) в п. 1) ст. 1 гласит, что «правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга вводятся в целях создания условий для устойчивого развития территории Санкт-Петербурга, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия».

Таким образом, данная система правовых мер обеспечивает соблюдение прав граждан-заявителей на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности. Любое нарушение этой системы мер означает нарушение указанных в заявлении субъективных прав заявителей.

Факт нарушения прав заявителей, указанных в Заявлении, состоит в нарушении обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду оспариваемым нормативным правовым актом по причине его незаконности, несоответствия требованиям Градостроительного кодекса РФ и нормативного правового акта Санкт-Петербурга, Закона о ПЗЗ, имеющего большую юридическую силу.

Соответственно, в силу специфики правоотношений, доказательство нарушения наших субъективных прав заключается в доказывании нами незаконности оспариваемого правового акта.

 

2. Постановления нарушают требования градостроительного законодательства.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГсК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основание, в том числе, правил землепользования и застройки градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. В Санкт-Петербурге Правила землепользования и застройки с градостроительными регламентами утверждены Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» и установлены зоны охраны объектов культурного наследия Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7; действующий в период до 13.07.2014).

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по гражданскому делу № 3-311/2010 «О признании недействующими отдельных положений законов Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга"», признаны недействующими с 16.03.2011 Правила землепользования и застройки в части положений приложений 1, 3, 4: а именно части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 Приложения 1; часть 4 статьи 8 Приложения 3; Приложение 4 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки, незаконность которых была установлена решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по гражданскому делу № 3-311/2010, не подлежали применению в границах зон охраны культурного наследия с 16.03.2011 в силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, п. в) ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 и ст. 3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 46 Устава С.-Петербурга.

Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правого акта или его части недействующим влечёт за сбой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующем нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

В соответствии с ч. 2 ст. 216 КАС РФ, в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Согласно абз. 3 п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 73-О решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

А это значит, что градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки, признанные незаконными решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по гражданскому делу № 3-311/2010 в границах зон охраны объектов культурного наследия (установленных Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7) - с момента вступления решения суда в силу (вступило в силу с 16.03.2011) не подлежали применению.

Согласно Приложению № 2 (лист 61) к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия…», территорий квартала, ограниченного Лиговским пр., Расстанной, Тамбовской и Прилукской ул. во Фрунзенском районе, отнесена к Зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа, участок зоны 2-1 (далее – ЗРЗ 2).

Однако, несмотря на вышеизложенное, Правительством Санкт-Петербурга были изданы Постановления от 13.07.2011 № 1012 и 1013 об утверждении проекта планировки и проекта межевания – документации по планировке территории, - основанной на признанных незаконными градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки.

То есть, несмотря на то, что согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ч. 2 ст. 216 КАС РФ и абз. 3 п. 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 73-О, признанные незаконными градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки в границах зон охраны были применены Правительством Санкт-Петербурга, которое на их основании в порядке ст. 45 ГсК РФ издало Постановления от 13.07.2011 № 1012 и 1013, об утверждении проекта планировки и проекта межевания квартала, который полностью располагается в зонах охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, оспариваемые Постановления от 13.07.2011 № 1012 и 1013 в соответствии с ч. 2 ст. 216 КАС РФ с учётом позиции Конституционного Суда РФ является недействующим с момента его принятия.

Аналогичная позиция выражена в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.11.2015 № 78-АПГ15-18, которым признано недействующим постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 № 613 об утверждении проекта планировки и проекта межевания квартала 2А района Ульянки, как основанное на незаконных градостроительных регламентах. Копию Определения прилагаем.

 

3. Постановления нарушают законодательство об охране объектов культурного наследия.

Город Санкт-Петербург совместным приказом Минкультуры России и Минрегионразвития России 29.07.2010 № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений» включён в перечень исторических поселений федерального значения.

Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 13.12.2010 № 358-ФЗ, действовавшей до 28.07.2012), градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, подлежит обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования установлен постановлением Правительства РФ от 16.01.2010 № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны».

Таким образом, проект планировки и проект межевания территории квартала, утверждённые оспариваемыми Постановлениями, было необходимо согласовать с федеральным органом охраны объектов культурного наследия – Министерством культуры РФ.

Однако, такое согласование в нарушение ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не было проведено.

Следовательно, оспариваемые Постановления являются незаконными и подлежит отмене.

Данный довод согласуется с судебной практикой, изложенной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.04.2014 № 78-АПГ14-6, которым было признано незаконным постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 № 1668 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной административными границами муниципального образования поселок Солнечное, береговой линией Финского залива, продолжение Дачной ул., Дачной ул., перспективными проездами, береговой линией Финского залива, за исключением территории в границах Приморского шоссе, Петровской ул., проезда, в Курортном районе» на том основании, что проект планировки и проект межевания не были согласованы с Министерством культуры РФ.

Данный довод также соответствует судебной практике, изложенной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.11.2015 № 78-АПГ15-18, которым признано недействующим постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 № 613 об утверждении проекта планировки и проекта межевания квартала 2А района Ульянки.

 

4. Постановления нарушают требования законодательства, регулирующее развитие застроенных территорий.

Постановления не соответствуют нормативным положениям ГсК РФ и Закона Санкт-Петербурга от 06.05.2008 № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге"» (далее – Закон СПб № 238-39).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (п. 1 ст. 2 ГсК РФ); обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (п. 2 ст. 2 ГсК РФ); участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 ГсК РФ); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 9 ст. 2 ГсК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 46.1 ГсК РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Согласно абз. 1 и 2 Адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурга», являющейся Приложением к Закону СПб № 238-39, одной из целей развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге является улучшение социальных и экономических параметров жилищного фонда в Санкт-Петербурге.

Согласно абз. 6 и 7 Адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурга», «в ходе развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге предполагается достижение следующих результатов - повышение уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга жильем и комфортности условий проживания».

Согласно ч. 5 ст. 46.1 ГсК РФ «на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в ч. 3 и 4 настоящей статьи». Дома, которые перечислены в ч. 3 это: «1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления» и ч. 4 «на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту».

Согласно ст. 2 Закона СПб № 238-39 «Основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является:

1) признание многоквартирных домов в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) несоответствие вида разрешенного использования и (или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов (выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам, иной действующей градостроительной документации Санкт-Петербурга;

3) принадлежность многоквартирных домов к типовым проектам постройки 1958-1970 годов;

4) наличие высокой степени физического износа (более 70 процентов) многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений вне зависимости от года их постройки;

5) принадлежность многоквартирных домов к малоэтажной жилой застройке (до трех этажей включительно), осуществленной в период до 1966 года».

То есть, для обеспечения устойчивого развития территории, а тем самым - соблюдения прав граждан, проживающих на застроенной территории, улучшения социальных и экономических параметров жилищного фонда на застроенной территории, повышения уровня обеспеченности населения на застроенной территории жильём и повышения комфортности условий проживания населения на застроенной территории, необходимо соблюдение требований законодательства, а именно, чч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39: на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не должно быть объектов капитального строительства, кроме аварийных многоквартирных домов, а также домов, снос которых планируется на основании адресных программ, а также объектов, виды разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Аналогичная позиция выражена в ответах Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.04.2016 № 3.31-24/434, от 23.03.2016 № 3.31-24/296, от 30.06.2016 № 3.31-24/799 за подписью председателя Комитета А. Ю. Русских.

Между тем, в рассматриваемом квартале имеются дома, которые не отвечают требованиям указанным в чч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39.

Для рассматриваемого квартала, который Законом СПб № 238-39 включён в адресную программу развития застроенных территорий (п. 35 Перечня планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1372 утверждён адресный перечень зданий, планируемых к сносу в ходе реализации программы (Приложение 3 к постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1372), это дома:

- по Расстанной ул., д. 10, д. 10, лит. А,

- по Прилукской ул., д. 25,

- по Лиговскому пр., д. 212, лит. Г, д. 216.

Но в Приложении 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1372 перечислены не все жилые многоквартирные дома, которые имеются в данном квартале. В перечень домов не попали следующие адреса:

- по Лиговскому пр., дд. 194/19, 196, 198, 200, лит. Б, дд. 202, 204, 210, 212, 214, 218, 220-222,

- по Расстанной ул., дд. 16, 18,

- по Тамбовской ул., дд. 65, 67, 69, 71, 73, 75, 91, 93,

- по Прилукской ул., дд. 21, 23, 27-29, 31.

Более того, большая часть этих домов не соответствует критериям, указанным в ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39 – это дома до 1917 г. постройки по Лиговскому пр., дд. 196/19 (5 этажей), 196 (4-5 этажей), 198 (5 этажей), 200, лит. Б (6 этажей), дд. 202 (4-6 этажей), 204 (4 этажа), 210 (3-5 этажей), 212, лит. А (4 этажа), Б и В (5 этажей), дд. 218 (4 этажа), 220-222 (5 этажей), по Расстанной ул., дд. 16 (4 этажа), 18 (5 этажей), по Тамбовской ул., дд. 65 (4 этажа), 67 (5 этажей), 69 (6 этажей), 71 (5 этажей), 73 (5 этажей), 91 (5-6 этажей), по Прилукской ул., д. 31 (4 этажа).

Кроме того, в адресный перечень оказались не включёнными дома 1950-1960-х гг. постройки массовых серий, которые в соответствии со ст. 2 Закона СПб № 238-39 подлежали включению в данный перечень – пятиэтажные дома по Прилукской ул., д. 27-29 и по Тамбовской ул., д. 75.

Кроме многоквартирных домов в квартале имеются и другие объекты капитального строительства, а именно: детско-юношеская спортивная школа по Лиговскому пр., д. 208 и объекты инженерной инфраструктуры (трансформаторные будки, котельная, склады, производственны помещения, гаражи и др.). Также есть объект федеральной собственности Россвязи ФГУП «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга» по Тамбовской ул., д. 93.

Тем не менее, в продолжение постановления Правительства СПб от 25.11.2009 № 1372 и Закона СПб № 238-39 были разработаны проект планировки и на его основе проект межевания, утверждённые Постановлениями от 13.07.2011 № 1012 и 1013, которые предусматривают снос д. 212, лит. В (5 этажей) по Лиговскому пр., что противоречит Приложению 3 постановления Правительства СПб от 25.11.2009 № 1372, т. к. этот дом не предполагается к сносу этим постановлением и не отвечает утверждённым критериям, указанным с ст. 2 Закона СПб № 238-39. А также проект планировки и межевания противоречат требованиям чч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39 в части того, что в рассматриваемом квартале располагаются дома не предполагаемые к сносу.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГсК РФ нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГсК РФ.

Таким образом, Постановления, противоречат чч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...