Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример создания информационной системы с помощью СУБД типа dBASE




 

Рассмотрим пример создания информационной системы обработки школьной информации «Всеобуч» с помощью СУБД типа dBASE. Проследим основные этапы работы.

1. Постановочная часть.

1. 1. Цель функционирования ИС.

1.2. Структурирование общей задачи.

1.3. Анализ входной информации.

1.4. Анализ переработки информации.

1.5. Анализ выходной информации (структура БД, формат экрана для выходных данных, выходные формы информации, стандартные запросы, командные файлы и т.д.)

2. Создание БД.

2.1. Проектирование структуры БД.

2.2. Создание файла БД.

2.3. Заполнение файла БД записями.

3. Создание комплекса вспомогательных сервисных файлов.

3.1. Файл формата экрана.

3.2. Файлы выходных форм документов.

3.3. Индексированные файлы.

3.4. Файлы стандартных запросов.

3.5. Комплекс командных файлов.

4. Эксплуатация созданной ИС.

4.1. Поддержка информации в БД.

4.2. Получение необходимой информации через файлы запросов.

Согласно этим этапам разработаем прикладную программу, которая иллюстрирует возможности СУБД в автоматизации управления школой.

Постановка задачи. Цель разработки этого программного средства - автоматизация работы завуча средней школы по одной из форм отчета всеобуча.

Предполагается получение информации в виде табл. 6.3 и табл.6.4.

 

Таблица 6.3

Информация для отчета завуча школы

 

Класс Сохранение контингента Неуспевающие Второгодники, их успеваем. Пропуски Работа с трудными учащимися и их семьями
Конец года Четверти 1 2 3 4 Четверти 1 2 3 4 Четверти 1 2 3 4 Без ув. причин По болезни Состоящ. на учете Трудные семьи
                 

 

Таблица 6.4

 

Класс Многодетные семьи и опекаемые дети Горячее питание Медицинское обслуживание Учебники, дидактические материалы ГПД УПК
семьи опекаемые дети фонд всеобуча б/п молоко 1 2 п. п. количество осмотров хронические заболев.
                     

 

Входной информацией в БД выступают следующие данные по каждому классу: число учеников на конец прошлого года и по четвертям; число неуспевающих в классе по четвертям; число пропусков в классе на текущий момент (по болезни и без уважительной причины. Учитывается работа с трудными семьями, медицинское обслуживание. Собирается информация о сохранности учебников и наглядно-дидактических материалов; о группах продленного дня и посещении УПК.

Требования к переработке информации:

• ввод данных и автоматическая сортировка по классам;

• добавление записей;

• внесение изменений в записи по запросу на номер класса;

• удаление записей посредством пометки знаком «*» в режиме просмотра данных. Выходная информация:

• просмотр данных в виде табл. 6.3 или табл. 6.4, а также просмотр данных по одному из столбцов таблиц, например, только пропуски уроков;

• вывод на принтер табл. 6.3 или табл. 6.4, а также печать только определенных столбцов.

Ввод данных удобно осуществлять с использованием экранных форм, повторяющих на экране таблицы. Так как эти таблицы не помещаются на экране одновременно и содержат неповторяющуюся информацию, целесообразно разделить ввод данных на две части. Обработку информации также удобнее проводить по двум таблицам по отдельности. Выбор осуществим по меню:

 

1. Часть 1. 2. Часть 2. 3. Конец работы.

 

Создадим две БД и проиндексируем их с тем. чтобы при вводе данных они автоматически сортировались по классам и чтобы в дальнейшем ускорить поиск требуемой информации. Над каждой из двух таблиц организуем проведение следующих операций:

1) заполнение новойбазы;

2) добавление записей;

3)корректировку;

4)удаление записей;

5) печать документов;

6)выход.

Рассмотрим характеристики программ по каждому из представленных пунктов меню.

1) Этот пункт предполагает, что все записи БД уничтожаются и предварительно появляется предупреждение:

«При создании новой БД все данные уничтожаются. Вы действительно хотите создать новую БД? (д/н)».

При нажатии клавиши «д» пользователю предоставляетсяпустая экранная форма, соответствующая выбранной таблице из главного меню.

2) При добавлении записей на экране высветим пустую экранную форму. Пользователь может вносить информацию, передвигаясь по столбцам. При этом курсор автоматически по заполнении столбца переходит в следующий. После заполнения каждой строки в нижней части экрана высвечивается сообщение:

 

«Продолжить добавление записей? (д/н)::»

 

При ответе «н» происходит возврат в меню, а записи сортируются по классам.

3) Для корректировки также высветим экранную форму, но с уже заполненными столбцами. Здесь необходимо предусмотреть тот случай, когда изменения должны вноситься только в отдельные классы. В этой связи требуется создание подменю.

4) При удалении записей, необходимо, как и в режиме корректировки, предусмотреть подменю с запросами по классам. Пользователю необходимо поставить знак «звездочка» (*) в столбце «классы», о чем в нижней части экрана организуем подсказку:

 

«Для удаления записи, на которой стоит курсор, пометьте ее звездочкой (*)»

 

По завершении работы все помеченные записи уничтожаются, а оставшиеся автоматически сортируются по классам.

5) Этот раздел служит для получения выходной информации. При его выборе создадим еще одно меню:

 

(Часть 1)

1) Полный отчет 2) Сохранение контингента 3) Неуспевающие

4) Успеваемость второгодников 5) Пропуски 6) Трудные учащиеся

 

(Часть 2)

1) Полный отчет 2) Многодетные семьи и опекаемые дети

3) Горячее питание 4) Медицинское обслуживание

5) Сохранность учебников 6) ГПД 7) УПК

 

Здесь по требованию пользователя должна выводиться информация либо о всех классах сразу, либо только о тех, которые укажет пользователь в ответе на запрос В этом же запросе сразу определим, на какое устройство осуществляется вывод. Вид запроса:

 

«Какие классы Печать (д/н)»

 

Полный отчет (первый пункт меню) выводится в соответствии с экранными формами табл. 6.3 и табл. 6.4. Для всех остальных пунктов создадим форматные файлы, которые выводят информацию по одному из столбцов экранных форм.

 

Таблица 6.5

Отчет по «Медицинскому обслуживанию»

 

Медицинское обслуживание
Класс Количество осмотров Хронические заболевания Специальные медицинские группы
     
     
     
     
** итог **      

 

Структура БД. Создадим две БД со структурами, изображенными в табл. 6.6. Поле «класс» содержит информацию о номере класса. По полю «класс1» различаются параллельные классы.

Для быстрого поиска информации в базе, а также для автоматической сортировки записей после внесения изменений, проиндексируем их по полю «класс» и «класс1». При этом создаются индексные файлы KL.NDX и KL1.NDX.

 

Таблица 6.6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...