Воля и произвольная регуляция.
Раскройте соотношение волевой и произвольной регуляции действий и психических процессов. Опишите, как связаны конструкты принятия решений и воли. План: 1. Введение в проблему произвольности и мотивации 2. История вопроса 3. Проблема воли в современной психологии 3.1. Воля: функции и критерии 3.2. Воля и произвольная регуляция 4. Развитие волевой регуляции 5. Структура волевого процесса 6. Виды волевой регуляции 7. СВЯЗЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И ВОЛИ 8..ПОРОЖДЕНИЕ ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 1. Введение в проблему произвольности и мотивации (и предыдущий вопрос) Феноменологически человеческую мотивацию отличают опосредствованность интеллектом, волей, направленность на отдаленные жизненные цели и т. п., которые появляются как итог социального развития мотивации. По Лео, Божович, Якобсон Хекхаузен, произвольность сама по себе вырабатывается только благодаря мотивации! То есть – изначальная натуральная функция – импульсивные желания – становится ВПФ (целевой волей) только благодаря наличию мотивации. Импульсивное поведение – это основа развития произвольного поведения. И импульсивное, и произвольное поведение запускаются мотивацией. Импульсивное поведение вызвано неустойчивостью мотивов. Тут же переход к опосредственности: импульсивное поведение соответствует непосредственно действующим мотивам. Потом начинают развиваться такие потребности, которые без произвольности уже удовлетворить невозможно. Так, развитие мотивационной сферы является источником развития произвольности.
История вопроса Воля (психологический словарь): способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
История изучения 1 – Аристотель. Воля - сила, способная соединять разумное решение человека и стремление. 2 – 20 век. Видимо, возрождение интереса. понятие воля используется для объяснения трех реальностей: 1)порождение мотивационно необеспеченных, но необходимых по решению человека действий 2)выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив поведения 3)намеренная регуляция исполнительных действий и психических процессов и состояний Проблема воли отделилась от пси мотивации, не изучалась до 30-г. и возникла проблема свободы воли. 3. Проблема воли в современной психологии: Воля: функции, критерии Воля как ВПФ: - системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.), - социальна по происхождению, - осознанна по способу функционирования. Функции воли: - Селективная: выбор мотивов и целей. - Инициирующая: регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации. - Организация, произвольная регуляция действий и психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему. - Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах. - Мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению, и не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации. Критерии воли: Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения. - Критерии проявления воли по Иванникову:
1. в волевых действиях (осознанные, целенаправленные, намеренные, принятые по собственному решению, необходимые по внешнему или внутреннему основанию, имеющие исходный дефицит побуждения (или торможения), обеспечивающиеся дополнительным побуждением и заканчивающиеся достижением цели) 2. в выборе мотивов и целей (при выборе одного из несовместимых действий; при выборе одной из целей обусловленных разными мотивами или приводящих к разному результату; при конфликте между желаемой целью и последствиями действия, или заданной целью и личными мотивами) 3. в регуляции внутренних состояний человека (параметров действия, физиологических и психических процессов) 4. в волевых качествах личности: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность
- критерии воли по Петухову: 1. Субъективный или феноменальный – принятие решения, осознание его, целенаправленное, намеренное действие. 2. Продуктивный или исполнительный – продолжение действия при встрече с препятствием, намеренное преодоление его. 3. Поведенческий – по внешним проявлениям это регуляция отдельных действий, контроль и самоконтроль.
Воля и произвольная регуляция. 1 - непроизвольная – без сознательного контроля, автоматические действия 2 -произвольная - намеренное регулирование отдельных параметров действий и психических процессов. Характерны: - осознанность, а, следовательно, - опосредованность мышлением и речью, - наличие цели и мотивации, - осознается программа действий, хотя сами действия могут сознаваться и не сознаваться (в том случае если данная форма деятельности хорошо освоена и частично автоматизирована).
Соотношение воли и произвольной регуляции в истории психологии: - Полное совпадение обоих понятий по содержанию. - Произвольность как начальная стадия развития воли и волевой регуляции. - Волевая регуляция – это часть произвольной регуляции в условии преодоления препятствий. - Независимы (воля имеет отношение к морально-нравственной регуляции).
Вот это важно, потому что все эти понятия есть в списке понятий, которые нам нужно знать: Иванников: волевая регуляция – часть произвольной регуляции, отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида, где уже возникает произвольность). Волевой акт – поступок, поступок – единица анализа личности (Рубинштейн), а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование) => волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Специфика волевой регуляции в уровне регуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|