Второй и тертьей аналитических групп
ФГОС 2009 года СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060301 «ФАРМАЦИЯ» ПРЕДМЕТ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ РАЗДЕЛ II КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к лабораторно-практическому занятию №3 Тема: 2.3. «КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ III, IV АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП: БАРИЯ, КАЛЬЦИЯ, АЛЮМИНИЯ, ЦИНКА. АНАЛИЗ СМЕСИ КАТИОНОВ I-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: - Научиться выполнять качественные реакции на катионы:бария, кальция, цинка, алюминия; -Научиться грамотно оформлять анализ полученных результатов (написание уравнение реакций); - Совершенствовать навык организации рабочего места; - Изучить анализ смеси катионов I-III аналитических групп - Научиться анализировать смесь катионов I-III аналитических групп ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория химии. ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ: растворы солей: BaCl2, CaCl2, ZnSO4, Al2(SO)4)3, NaCl, КС1, NH4CI, AgNO3, Pb(CH3СОО)2, контрольные задачи на смесь катионов I-II группы, реактивы: ализарин, спирт, NH4OH, HNO3, H2SO4, HCl, K2CrO4, NaOH, K4[Fe(CN)6], Na2S, CH3COOH, (NH4)C2O4, Co(NO3)2, реактив Несслера, Na3[Со(NO2)6], NaHC4H4O6, KI, Na2S2O3, красный лакмус.
ОБОРУДОВАНИЕ: спиртовки, спички, держатели, пробирки, микроскоп, стеклянные палочки, центрифуга, электрическая плитка, тигли, тигельные щипцы. 3 Стандарт 2009 года -2- К занятию студенты должны ЗНАТЬ: 1. Свойства катионов бария, кальция. Общая характеристика. 2. Групповой реактив. Его действие. 3. Реактивы на катионы бария, кальция. 4. Значение соединений катионов III группы в медицине. 5. Понятие о произведении растворимости (ПР) (см.практическое занятие №1).
6. Условия осаждения и растворения малорастворимых соединений в соответствие с величинами ПР (см.практическое занятие №1).
7. Свойства катионов алюминия, цинка. Общая характеристика. 8. Значение и применение гидролиза и амфотерности в открытии и отделении катионов IV группы. 9. Групповой реактив. Реактивы на катионы алюминия, цинка. 10. Применение соединений алюминия, цинка в медицине. 11. Свойства катионов натрия, калия, аммония. Реактивы. 12. Условия осаждения ионов калия и натрия в зависимости от концентрации, реакции среды и температуры. 13. Свойства катионов серебра, свинца (II). Групповой реактив. Его действие. 14. Реактивы на катионы серебра, свинца (II). 3 Стандарт 2009 года -3- ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
3 Стандарт 2009 года -4-
Какими свойствами обладает осадок гексоцианоферрата (II) цинка-калия? 29. Что называют зеленью Ринмана? 30. Какие реакции используют для обнаружения катиона алюминия? 31. Как проводят реакцию получения «Тенаровой сини»?
3 Стандарт 2009 года -5-
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ: 1. Подготовить сообщения: а) биологическая роль кальция и бария; б) биологическая роль алюминия и цинка; в) применение соединений кальция и бария в медицине; г) применение соединений алюминия и цинка в медицине;
2. В тетрадях для самоподготовки написать в молекулярном и ионном виде: а) фармакопейные реакции на катионы кальция и цинка; б) реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой; в) реакцию взаимодействия сульфата алюминия с нитратом кобальта. Назвать основные продукты реакций, их свойства. Указать внешний эффект, условия выполнения реакций.
3.Написать уравнения реакций, лежащих в основе систематического хода анализа смеси катионов I-III аналитических групп.
3 Стандарт 2009 года -6-
СХЕМА АНАЛИЗА СМЕСИ КАТИОНОВ ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ И ТЕРТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП NaOH
HCl
(NH4)2SO4
CH3COOH4
3 Стандарт 2009 года -7- НА ЗАНЯТИИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ: I.Ответить на вопросы входного контроля. II.Выполнить практическую работу (провести качественные реакции, наблюдать эффект, свойства продуктов реакции подтвердить опытным путем): Опыты 1,2,3,4: Качественные реакции на катион бария: а) с групповым реактивом серной кислотой б) с раствором хромата калия в) с раствором оксалата аммония г) термическая реакция Опыты 5,6,7,8: Качественные реакции на катион кальция:
а) с групповым реактивом серной кислотой б) с раствором хромата калия в) с раствором карбоната аммония г) термическая реакция Опыты 9,10,11,12: Качественные реакции на катион цинка: а) с групповым реактивом раствором щелочи
б) с раствором сульфида натрия в) с раствором гидроксида аммония, г) с раствором гексацианоферратом (II) калия
3 Стандарт 2009 года -8-
Опыты 13,14,15,16: Качественные реакции на катион алюминия: а) с групповым реактивом - раствором щелочи
б) реакция с ализарином в) с раствором нитрата кобальта Названия опытов, химизм реакций в молекулярном и ионном виде оформить дома в дневнике самостоятельно в виде таблицы (по ранее предложенной форме).
3. Разобрать ход анализа смеси катионов I-III аналитических групп и прописать уравнения реакций, лежащих в основе данного анализа. III. Ответить на вопросы выходного контроля.
После занятия студенты должны: знать: - теоретические основы аналитической химии; - методы качественного анализа; - качественные реакции, применяемые в фармацевтическом анализе; уметь: - правильно и аккуратно выполнять реакции полумикрометодом, капельным и микрокристаллоскопическим методами; - владеть техникой обычных аналитических операций; - грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты; - уметь по химическим свойствам веществ, в том числе лекарственных, подбирать методы качественного анализа; 3 Стандарт 2009 года -9- Приобретаемые компетенции: Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность. ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных ОК 6. Работать в коллективе и в команде.
Профессиональные компетенции (ПК): ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно – гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 2.1. Изготовлять лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждения здравоохранения.
ПК 2.3.Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1.А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия» 2012 г. стр.78-96 2.Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия. М.: Медицина, 2010 стр. 90-118 Дополнительная 1. "Основы аналитической химии" в 2-х книгах. Под ред. Ю.А. Золотова. М.: Высшая школа, 2009. 2. Пономарев В.Д. «Аналитическая химия». Москва «Медицина» 2008. 3. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008. 4. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007. 5. Т.С. Панкратова Качественный анализ./Учебно-методические пособие: Калуга, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|