Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Серии картин по усвоению программы ознакомления с окружающим, решение задач обогащения и активизации словаря,





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН

При планировании и проведении занятия по рассматриванию картины учитывать особенности восприятия и понимания картин детьми, которые широко рассматриваются в работах С.Л.Рубинтейна, Е.А.Флериной, А.А.Люблинской, В.С.Мухиной, Г.Т.Овсепян.

При формулировке программного содержания учитывать особенности восприятия картины детьми разного возраста (узнавание, перечисление, истолкование, осмысление), зависимость воспр-я от вида поставленного вопроса (Что нарисовано? - перечисляют; Что делают? - пытаются описывать; О чем? - пытаются понять, дать истолкование).

I. Придерживаться трехчастной структуры занятия. Необходимо продумать первую часть занятия. Для этого надо учитывать психологические особенности детей, подбирая методические приемы:

- введение игрового персонажа; - закрывание картины целиком, частично;

- внесение предмета, изображенного на картине; - логические задачи;

- создание обстановки, сходной с изображением на картине; - предваряющий рассказ об авторе картины;

- проведение опыта; - прослушивание граммзаписи, худ. слова.

- вопросы к воссозданию жизненного опыта детей близкого к смыслу картины;

- загадывание загадок о предметах, объектах картины;

Продумать интересную , доступную для детей цель занятия в зависимости от приема, который подготовит детей к восприятию картины.

Обязательно мотивировать детям их деятельность по рассматриванию картины. На протяжении занятия 2-3 раза напоминать мотив деятельности. Поощрять речевую активность детей, выражать заинтересованность к ответам детей, оценивать их, поощряя на дальнейший поиск ответов по картине.

II. В беседе по содержанию картины продумать логику использования основного приема - вопросов для реализации ее цели - правильно понять основной смысл, содержание картины, развивать диалогическую речь детей.

Для того, чтобы дети осмыслили весь комплекс связей, заложенных в картине, при разработке вопросов обязательно придерживаться требований:



а) точная, конкретная формулировка каждого вопроса;

б) не д.б. вопросов, на которые дети не смогут ответить однословно «да», «нет»;

в) разнообразить начало вопросов: почему, зачем, для чего, где, какой, куда, если ... и т.д.;

г) вопросы формулировать так, чтобы дети искали ответ по картине;

д) вопросы д. помочь понять детям центральный образ, его связь с другими объектами, лицами, его состояние, эмоции, причину действий, цель, время, пространство, последовательность, законченность события.

Обращать внимание в беседе на фон, пейзаж, интерьер для развития у детей эстетических чувств.

Дать возможность детям выразить свое отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим подбирать с детьми эпитеты, сравнения.

В старших группах использовать вопросы, развивающие творчество, воображение. Обязательно для развития элементов самостоятельного поиска и развития детской активности предоставить детям возможность самим задавать вопросы, придумать название картины, обсудить его., выбрать наиболее удачное, сравнить с настоящим названием.

В ходе беседы использовать пояснения, в повествовательной и художественной форме, игровые приемы, игру «Кто больше увидит?». Последовательность вопросов обеспечит целостное восприятие картины, поддержит интерес к ней, обеспечит активность детей, будет способствовать развитию диалогической речи.

III. В третьей части занятия м.б. использован обобщающий рассказ, интерес к нему должен поддерживаться в зависимости от цели и мотива, поставленных перед детьми во вводной части занятия. Он м. б. в форме письма, записи на магнитофоне, найденного ответа на вопросы персонажа, расшифрованного послания, разгаданной модели.

Рассказ должен быть:

1. логически связным

2. правильно построенным по композиции

3. передавать основной смысл картины

4. небольшим по объему: 7-8 предложений в ср. гр., 10-13 предл. в ст. гр.,

5. без лишних деепричастных оборотов

6. с наличием образных слов, диалогов

7. с соблюдением основных связок между предложениями.

Примерные вопросы для анализа занятий по рассматриванию картин:

1. Анализ программного содержания; соответствие его по возрасту детей, наличие содержательных задач, изобразительно-выразительных, эмоциональных, личностных, речевых, воспитательных.

2. Структурные части занятия, их взаимосвязь.

3. Методические приемы, направленные на развитие речевой активности и диалогической речи, их качество использования на занятии, целесообразность.

4. Анализ и оценка речевого поведения детей:

- умение отвечать на вопросы кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса.

- интерес детей к картине по содержанию картины, желание искать и находить ответ на вопрос.

- умение выслушать воспитателей и товарищей не перебивая, вовремя вступать в разговор, дополнять ответы товарищей.

- умение самому задавать вопросы.

- связность, логичность высказываний, аргументированность ответов.

5. Выводы и предложения, качество подготовки воспитателя, умение активизировать речевую активность, желание рассматривать картину.


Задание:1. Составить вопросы по картине «Играем с песком».

2. Дать оценку их формулировке, направленности на понимание смысла картины.

 

Связь узнавания Связь цели Связь между действующими лицами Простран-ственные связи Временные связи Связь последовательности событий Связь причины Связь законченности событий
               

 


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ «ОСЕННИЙ ДЕНЬ»

1. Почему дружат между собой портфель и осенний листок ?

2. Как вы думаете, кто это ? Как вы догадались ?

3. Который из этих мальчиков старше ? Почему ?

4. Почему у первоклассника большие удивленные глаза ?

5. Кто эта женщина ? Чья она мама ?

6. Почему она идет рядом с первоклассником ?

7. О чем она думает ?

8. Что говорит старший школьник младшему ?

9. Чья эта собака ? Которого из мальчиков ? Как вы догадались ?

10. Куда идут мальчики ?

11. Если они идут в школу. То зачем они взяли с собой собаку ?

12. Почему собака не смотрит на мальчиков ?

13. Почему одна девочка в школьной форме, а другая нет ?

14. Почему девочка в желтой кофточке очень пристально смотрит на мальчиков ?

15. Что говорит ей старшая девочка ? Кто она ей ?

16. Чего много на витрине этого ларька ? Почему ?

17. Почему мальчик смотрит удивленно на собаку, а не на школьников ?

18. Как вы думаете, почему мальчик оказался у ларька ?

19. Кто может быть этот мужчина ?

20. Куда он идет ?

21. Почему мужчина и женщина остановились и стоят ?

22. Отчего у военного спокойный взгляд ?

23. Что в руках у женщины ?

24. Откуда у нее цветы ?

25. Что можно сказать о всех прохожих ?

26. Какое здание здесь рядом может стоять ?

27. Какой день изображен на картине, посмотрите ?

28. Как вы догадались, солнышка ведь не видно ?

29. Почему прохожие все так легко одеты ?

30. Утром, днем или вечером идут прохожие ? Почему ?

31. О чем они мечтают ?

32. Что они будут делать, когда пройдут эту часть улицы ?

33. Как можно назвать эту картину ?

34. Если бы вы были художником, что бы вы дорисовали и где ?

35. А когда вы пойдете в школу, как вас будут звать ?

 

 

Серии картин по усвоению программы ознакомления с окружающим, решение задач обогащения и активизации словаря,

обучения рассказыванию:

1. «Москва - столица нашей Родины». Составители Л.И.Мужелевская, Л.В.Русскова, М., 1975 г. (состоит из 28 фотографий - наиболее достопримечательных мест Москвы).

2. «Времена года». Автор О.И.Соловьева, М., 1971 г. (состоит из 8 картин).

3. «Наша Таня». Автор О.И.Соловьева, М., 1966. (состоит из 4 картин).

4. «Мы играем». Автор Е.Г.Батурина, М., 1977 г. (содержит 10 настенных и 27 настольных картин).

5. «Картины для расширения представлений и развития речи детей 2-го и 3-го года жизни». Авторы Радина, Езикеева, 1969 г. (состоит из 64 картин с отдельными предметами и 8 картин с простым сюжетом).

6. «Кем быть». Авторы Л.И.Мусякина, В.Г.Червякова, М., 1980 г. (состоит из 20 картин с изображением людей различных профессий).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.