Серии картин по усвоению программы ознакомления с окружающим, решение задач обогащения и активизации словаря,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН При планировании и проведении занятия по рассматриванию картины учитывать особенности восприятия и понимания картин детьми, которые широко рассматриваются в работах С.Л.Рубинтейна, Е.А.Флериной, А.А.Люблинской, В.С.Мухиной, Г.Т.Овсепян. При формулировке программного содержания учитывать особенности восприятия картины детьми разного возраста (узнавание, перечисление, истолкование, осмысление), зависимость воспр-я от вида поставленного вопроса (Что нарисовано? - перечисляют; Что делают? - пытаются описывать; О чем? - пытаются понять, дать истолкование). I. Придерживаться трехчастной структуры занятия. Необходимо продумать первую часть занятия. Для этого надо учитывать психологические особенности детей, подбирая методические приемы: - введение игрового персонажа; - закрывание картины целиком, частично; - внесение предмета, изображенного на картине; - логические задачи; - создание обстановки, сходной с изображением на картине; - предваряющий рассказ об авторе картины; - проведение опыта; - прослушивание граммзаписи, худ. слова. - вопросы к воссозданию жизненного опыта детей близкого к смыслу картины; - загадывание загадок о предметах, объектах картины; Продумать интересную, доступную для детей цель занятия в зависимости от приема, который подготовит детей к восприятию картины. Обязательно мотивировать детям их деятельность по рассматриванию картины. На протяжении занятия 2-3 раза напоминать мотив деятельности. Поощрять речевую активность детей, выражать заинтересованность к ответам детей, оценивать их, поощряя на дальнейший поиск ответов по картине.
II. В беседе по содержанию картины продумать логику использования основного приема - вопросов для реализации ее цели - правильно понять основной смысл, содержание картины, развивать диалогическую речь детей. Для того, чтобы дети осмыслили весь комплекс связей, заложенных в картине, при разработке вопросов обязательно придерживаться требований: а) точная, конкретная формулировка каждого вопроса; б) не д.б. вопросов, на которые дети не смогут ответить однословно «да», «нет»; в) разнообразить начало вопросов: почему, зачем, для чего, где, какой, куда, если... и т.д.; г) вопросы формулировать так, чтобы дети искали ответ по картине; д) вопросы д. помочь понять детям центральный образ, его связь с другими объектами, лицами, его состояние, эмоции, причину действий, цель, время, пространство, последовательность, законченность события. Обращать внимание в беседе на фон, пейзаж, интерьер для развития у детей эстетических чувств. Дать возможность детям выразить свое отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим подбирать с детьми эпитеты, сравнения. В старших группах использовать вопросы, развивающие творчество, воображение. Обязательно для развития элементов самостоятельного поиска и развития детской активности предоставить детям возможность самим задавать вопросы, придумать название картины, обсудить его., выбрать наиболее удачное, сравнить с настоящим названием. В ходе беседы использовать пояснения, в повествовательной и художественной форме, игровые приемы, игру «Кто больше увидит?». Последовательность вопросов обеспечит целостное восприятие картины, поддержит интерес к ней, обеспечит активность детей, будет способствовать развитию диалогической речи. III. В третьей части занятия м.б. использован обобщающий рассказ, интерес к нему должен поддерживаться в зависимости от цели и мотива, поставленных перед детьми во вводной части занятия. Он м. б. в форме письма, записи на магнитофоне, найденного ответа на вопросы персонажа, расшифрованного послания, разгаданной модели.
Рассказ должен быть: 1. логически связным 2. правильно построенным по композиции 3. передавать основной смысл картины 4. небольшим по объему: 7-8 предложений в ср. гр., 10-13 предл. в ст. гр., 5. без лишних деепричастных оборотов 6. с наличием образных слов, диалогов 7. с соблюдением основных связок между предложениями. Примерные вопросы для анализа занятий по рассматриванию картин: 1. Анализ программного содержания; соответствие его по возрасту детей, наличие содержательных задач, изобразительно-выразительных, эмоциональных, личностных, речевых, воспитательных. 2. Структурные части занятия, их взаимосвязь. 3. Методические приемы, направленные на развитие речевой активности и диалогической речи, их качество использования на занятии, целесообразность. 4. Анализ и оценка речевого поведения детей: - умение отвечать на вопросы кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса. - интерес детей к картине по содержанию картины, желание искать и находить ответ на вопрос. - умение выслушать воспитателей и товарищей не перебивая, вовремя вступать в разговор, дополнять ответы товарищей. - умение самому задавать вопросы. - связность, логичность высказываний, аргументированность ответов. 5. Выводы и предложения, качество подготовки воспитателя, умение активизировать речевую активность, желание рассматривать картину. Задание: 1. Составить вопросы по картине «Играем с песком». 2. Дать оценку их формулировке, направленности на понимание смысла картины.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ «ОСЕННИЙ ДЕНЬ» 1. Почему дружат между собой портфель и осенний листок? 2. Как вы думаете, кто это? Как вы догадались? 3. Который из этих мальчиков старше? Почему? 4. Почему у первоклассника большие удивленные глаза?
5. Кто эта женщина? Чья она мама? 6. Почему она идет рядом с первоклассником? 7. О чем она думает? 8. Что говорит старший школьник младшему? 9. Чья эта собака? Которого из мальчиков? Как вы догадались? 10. Куда идут мальчики? 11. Если они идут в школу. То зачем они взяли с собой собаку? 12. Почему собака не смотрит на мальчиков? 13. Почему одна девочка в школьной форме, а другая нет? 14. Почему девочка в желтой кофточке очень пристально смотрит на мальчиков? 15. Что говорит ей старшая девочка? Кто она ей? 16. Чего много на витрине этого ларька? Почему? 17. Почему мальчик смотрит удивленно на собаку, а не на школьников? 18. Как вы думаете, почему мальчик оказался у ларька? 19. Кто может быть этот мужчина? 20. Куда он идет? 21. Почему мужчина и женщина остановились и стоят? 22. Отчего у военного спокойный взгляд? 23. Что в руках у женщины? 24. Откуда у нее цветы? 25. Что можно сказать о всех прохожих? 26. Какое здание здесь рядом может стоять? 27. Какой день изображен на картине, посмотрите? 28. Как вы догадались, солнышка ведь не видно? 29. Почему прохожие все так легко одеты? 30. Утром, днем или вечером идут прохожие? Почему? 31. О чем они мечтают? 32. Что они будут делать, когда пройдут эту часть улицы? 33. Как можно назвать эту картину? 34. Если бы вы были художником, что бы вы дорисовали и где? 35. А когда вы пойдете в школу, как вас будут звать?
Серии картин по усвоению программы ознакомления с окружающим, решение задач обогащения и активизации словаря, обучения рассказыванию: 1. «Москва - столица нашей Родины». Составители Л.И.Мужелевская, Л.В.Русскова, М., 1975 г. (состоит из 28 фотографий - наиболее достопримечательных мест Москвы). 2. «Времена года». Автор О.И.Соловьева, М., 1971 г. (состоит из 8 картин). 3. «Наша Таня». Автор О.И.Соловьева, М., 1966. (состоит из 4 картин). 4. «Мы играем». Автор Е.Г.Батурина, М., 1977 г. (содержит 10 настенных и 27 настольных картин). 5. «Картины для расширения представлений и развития речи детей 2-го и 3-го года жизни». Авторы Радина, Езикеева, 1969 г. (состоит из 64 картин с отдельными предметами и 8 картин с простым сюжетом). 6. «Кем быть». Авторы Л.И.Мусякина, В.Г.Червякова, М., 1980 г. (состоит из 20 картин с изображением людей различных профессий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|