Понятие «педагогический менеджмент»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание 1. Введение 2. Понятие педагогический менеджмент 3. Принципы педагогического менеджмента 4. Функции педагогического менеджмента
Педагогический менеджмент В современной педагогике усиливается тенденция исследования педагогического процесса с позиций науки управления. Научное управление реально не только в технике и на производстве, но и в управлении социальными системами, в том числе и педагогическими. Управление социально-экономическими системами составляет предмет науки “менеджмент”. Вместе с тем, менеджмент можно рассматривать и как особый вид деятельности, который обеспечивает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного результата. Одной из разновидностей социальных систем является образование. Управленческая деятельность в каждой отрасли наряду с общими положениями имеет и определенную специфику. Имеется определенная специфика и в управлении образованием. Прежде всего, образование – глобальная система, определяющая будущее состояние общества и функционирующая в масштабе страны, края, обрасти, города или района. В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования. Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь объектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной динамичной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.
Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса. В частности, особенности управления образовательными системами в значительной мере определяются образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения, а также спецификой целей, методов, средств и форм педагогического процесса. Характерной особенностью педагогического менеджмента является государственное управление образовательными системами. Государственный характер управления системой образования закреплен определенной совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ “Об образовании”: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; - единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола и т.п. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создана система государственных органов управления образованием, в которую входят органы управления образованием федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республик в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При этом задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Важной особенностью педагогического менеджмента является общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в учебном заведении. Реальным воплощением общественного характера управления на уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и устав. Функции и содержание совета школы определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В частности, совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности, устанавливать их права, обязанности, границы полномочий. Конференция является высшим руководящим органом управления школы и проводится не реже одного раза в год. Конференция избирает совет школы, его председателя, определяет срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции свой Устав, в котором определяются цели, задачи и перспективы развития данного учебного заведения. В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения), который:
- организует выполнение решений конференции; - обеспечивает социальную защиту учащихся; - устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы; - рассматривает отчеты о расходовании бюджетных ассигнований, определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств; - заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных преподавателей; - совместно с администрацией и общественными организациями создает условия для педагогического воспитания родителей. Наряду с государственными учебными заведениями в образовательную систему России входят негосударственные образовательные учреждения, руководство которыми осуществляет непосредственно учредитель. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в соответствии с которым определены структура управления, права и обязанности руководителя учреждения. Понятие «педагогический менеджмент» Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта: · совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; · социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятељность, образ жизни и сферу политики современного общества; · научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни. В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, ҹто менеджмент - это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятељности в любой сфере, в том числе, и в образовании.
В общем, менеджмент- это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент - это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятелљности. Управленец-менеджер в своей деятељности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой дееятљности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как: - процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических средств; - управление бизнесом через филигранную работу с людьми; - специальный вид управленческой деятељности, вращающейся вокруг человека; - умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных; - функция, вид деятељности по руководству людьми в самых разнообразных организациях; - область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции. Из приведенных определений можно заключить, ҹто в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятељности», и в значении «области знания». Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теретик менеджмента П. Друкер, считавший, ҹто современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятељности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента: 1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива). 2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять. 3) Ни на минуту не останавливать развитие людей. 4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на пҏедприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятељность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности. 5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятељности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|