Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение основа профессии журналиста

Для журналиста «творческое состояние — состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником» информа­ции» [1]. Без постоянного контакта с другими людьми нет профес­сионального роста. Общая коммуникативная компетентность, или просто умение общаться, является показателем социально-психоло­гической приспособленности любого человека.

Журналисту

она не­обходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общест­венным характером его деятельности. И тем не менее от 50 до 70 % журналистов испытывают те или иные трудности в процессе общения с людьми при интервьюировании, при работе с источниками инфор­мации и документами, при наблюдении за ситуацией в процессе зна­комства с объектом своего внимания.

 

«Профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, твор­ческой целесообразностью поведения журналиста во всех, подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях» [2], особенно в работе с людьми — героями будущих произведений.

 

Как

творческая личность журналист проявляет свои качества на трех уровнях развития

— биопсихическом,

— на уровне психических процессов и опыта

— и на системообразующем уровне [3]. На первом уровне наблюдается чувствительность нервной системы, проявляю­щаяся в острой впечатлительности и эмоциональности;

на втором возникает чувствование (эмпатия).

 

На системообразующем уровне (на котором происходит формирова­ние ценностных ориентаций, мировоззрение личности) талантливых журналистов отличает гуманизм, следование духовным, эстетическим и религиозным принципам в их творчестве, жизни, общении с другими людьми [4].

 

Журналистская

деятельность развивает специфические профес­сиональные качества личности:

общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, наход­чивость, наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, уме­ние выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров [5].

 

Вместо протокольного отображения ситуации или человека от журналиста требуется подетальная разра­ботка собственных впечатлений. Многочисленные контакты, разно­образие круга общения обогащают жизненные впечатления журна­листа и делают насыщенной профессиональную биографию.

Наряду с широкой информирован-ностью, стрессоустойчивостьо, любознательностью, находчивостью, образной, метафоричной мане­рой говорить от журналиста, в какой бы области он ни специализиро­вался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.

 

Суть

процесса общения заключается в обмене личностными уста­новками, взглядами, впечатлениями, интеллектом, опытом, энергией участников, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмо­ции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее про­цесс общения» [6]. Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаи­модействие, взаимовлияние. Для журналиста и его собеседников этот контакт и все его стадии имеют разную оценку и результативность.

 

Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе — закрытой или открытой — работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку, позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, причем по правилам таким же открытым, гуманным, совре­менным, обеспечивающим полную свободу любых обсуждений. Та­кое общение будет эмоциональным и плодотворным, а результат — опираться на реальное положение вещей.

 

Если самооценка героя низ­кая, то общение может получиться неопределенным, неадекватным и спутанным. Если в стиле общения собеседник проявляет себя как заискивающий, обвиняющий, просчитывающий или отстраненный человек, то результат может получиться хаотичным, случайным и дест­руктивным. Если вы подошли к выбору героя легкомысленно, то это непременно спровоцирует дефектное общение (примеры такого де­фектного общения вы найдете в разделе 4).

В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Эффективность журналист­ского труда напрямую зависит от эмпатии — способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.

Психологической

предпосылкой эмпатии является способность как бы входить в состояние другого и постигать причинно-следственные связи в его проявлении. Важным фактором эмпатии является развитая система подсознательного мышления, которую понимают как способность оперировать неполной информацией, соединять раз­ные информативные потоки и признаки, освобождаться от шаблонов и избегать предвзятых суждений.

 

Существуют различные способы постижения другого человека. Рациональный уровень достигается с помощью системы логического выявления и оценки причины, мотивов и следствия поведения друго­го человека. Эмоциональное постижение зависит от эмоциональных ассоциаций и идентификации с собеседником. Интуитивный уровень означает предвосхищение самопроявлений человека, их угадывание. Выбор адекватного средства реагирования или воздействия на собе­седника зависит от умения на всех уровнях фиксировать особенности другого человека.

В

профессиональном общении роли участников разные: журна­лист, как правило, субъект исследования, а его собеседник — объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов. Нужно понимать, что журналисту необходимо оперативно собрать материал и распространить информацию раньше других кол­лег, при этом, не исказив суть полученных от расспросов людей фактов и данных. Технологии получения сведений должны быть отточены и давать минимальные сбои. Но человек, с которым имеет дело журна­лист, материал тонкий, работать с ним нужно максимально осторожно и бережно. Это требует умственных и эмоциональных затрат.

 

«Общаясь с собеседником, журналист ориентируется в его пове­дении, поскольку он как бы «читает» его, т. е. расшифровывает значе­ние его внешних данных и раскрывает смысл получающегося таким образом текста в контексте, который имеет свой внутренний психо­логический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процес­се общения с окружающими у журналиста вырабатывается более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст и отношение к поведению людей, с которыми он общается» [9]. Для журналиста подобное «чтение» выступает как профессиональное требование, следовательно, эти навыки должны совершенствоваться.

Нельзя

забывать, что человек принадлежит к определенной группе, поэтому его поведение несет на себе отпечаток тех принципов и норм поведения, которые характерны для этой группы. Но человек может оказаться хуже или лучше группы. Правильная оценка партнера возможна лишь при отвлечении от стереотипов. Но и в этом случае свою (даже многогранную) оценку, очевидно, нельзя считать догмой.

 

Общение редко бывает бескорыстным. Приоритетной целью жур­налиста является получение максимума информации. Однако любое общение должно приносить пользу всем участникам межличностного общения, означающего взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействие). Общение означает восстановление связи, движение навстречу, взаимоперетекание.

 

Как видим, профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего это направленность на других, т. е. возможность про­никнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитан­ность и организация эмоциональной сферы.

 

Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста.

 

Ряд

качеств связан с особенностями мышления, объемом внима­ния, необходимого, чтобы выслушать собеседника. Потребуются и определенные свойства восприятия — наблюдательность, способность различать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист должен обладать тренированной памятью, помогающей помнить лица, а также привычки и другие детали и по­дробности, характеризующие данную личность, в том числе факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека.

 

Трудно обой­тись и без воображения. Зримое представление ситуации общения способствует лучшей подготовленности (выстраивается алгоритм предстоящей беседы — образуется логическая цепь из фактов, мне­ний, оценок, представлений о предмете беседы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...