Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к строительным материалам.




Строительные материалы жилища должны соответствовать поясу, в котором строится дом и отвечать следующим требованиям:

1) обладать низкой теплопроводностью;

2) иметь хорошую воздухопроницаемость;

3) быть негигроскопичными и обладать низкой звукопроводимостью;

4) обеспечивать прочность;

5) не выделять летучие вещества;

6) не стимулировать развитие микрофлоры, рост грибка;

7) быть доступными для дезинфекции;

8) иметь окраску и фактуру, соответствующие физиологическим и эстетическим запросам человека.

Строительные материалы делятся на 2 группы: естественные и искусственные. Естественные материалы: дерево, гранит, базальт, глина. Искусственные: кирпич, термоблоки, гипс, известь, асфальт. Особая группа: пластмассы – синтетические материалы. Их положительные свойства – малый объем по массе, прочность, низкая теплопроводность, химическая стойкость. Отрицательные свойства с гигиенической стороны: они выделяют свободные мономеры – добавки к пластмассе (катализаторы, отвердители и др.), которые летучи и ядовиты; имеют низкие термозащитные свойства; на них скапливается статическое электричество.

Практическое занятие

Определение и оценка естественного и искусственного освещения в помещении

  1. Определение и оценка естественного освещения в помещении;

2. Определение и оценка искусственного освещения в помещении.

ДЗ лекции 1,2

Тема 3.3.

Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования

План:

1. Образ жизни и его влияние на здоровье человека.

2. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность;

3. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения;

4. Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов;

5. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним;

6. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.

 

По определения ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 

 

Как видно из таблицы, определяющим на качество здоровья и продолжительность жизни является образ жизни.

Образ жизни – это вся активная деятельность человека, обеспечивающая его выживание в окружающей среде.Но в определенных конкретных условиях на здоровье и продолжительность жизни оказывают влияние индивидуальные приспособительные (адаптивные) реакции каждого человека. Здоровый организм обеспечивает оптимальное функционирование всех систем на любые жизненно допустимые изменения окружающей среды. Но есть предел выносливости к любому фактору, за границей которого начинает угнетаться здоровье. Здоровье – это не статичное состояние, а динамичное. При воздействии вредного фактора между здоровьем и болезнью происходят процессы адаптации, которые можно изобразить в виде схемы:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение здоровья человека; это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье.

Рассмотрим основные факторы ЗОЖ.

1. Рациональный труд и отдых. Человек проводит полжизни на работе. Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом и сознательное, активное участие в создании гигиенических условий труда способствуют сохранению здоровья и повышению работоспособности. Это работа по способности (не карьеризм), трудолюбие, работа с радостью, устранение вредных для здоровья влияний окружающей среды, соблюдение правил охраны труда.

А. Рациональный труд - это (а) нагрузки по возрасту и полу и (б) соблюдение перерывов в работе.

Б. Рациональный отдых – это отдых после работы: а) пребывание на свежем воздухе не менее 1 часа и б) соблюдение длительности сна не менее 7 часов (норма – 8 часов, лечебный сон – 9 часов).

Физкультура и спорт.

Цель этого направления ЗОЖ – использовать все основные функции мышц, указанные в таблице №3 (содержание таблицы целесообразно рассматривать факультативно). В организме 650 мышц – но их количество не заменяет качество, которое заключается в их функциях. Согласно научным данным мышцы выполняют в организме около 20 функций. Это, образно говоря, и наша печка, и второе сердце, и источник крепкой нервной системы и т.д. Недостаточное врожденное развитие мышц и неполное их использование, особенно в условиях гиподинамии, рано приводят к заболеваниям организма.

Сегодня дефицит двигательной активности (гиподинамия) становится все более острой проблемой. Среди населения занимаются физкультурой лишь 8-10% Без движения невозможно существование человека. Гиподинамия (гипокинезия) приводит к избыточному весу, снижению резервных адаптационных возможностей и сопротивляемости организма к простудным и сердечно-сосудистым заболеваниям, нервным срывам, увеличению числа инфарктов. На возможность развития этих болезней указывает появление у конкретного человека, так называемых, гипокинетических симптомов: быстрая утомляемость при физической нагрузке; избыточная масса тела за счет отложения жира; снижение иммунитета; развитие астенического синдрома; расстройства в деятельности ЦНС и обмене веществ; отставание у детей в развитии двигательных качеств;

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человек обязан выполнять минимум движений – суточную двигательную активность, в которую входят: 1) трудовая деятельность, 2) активность при проведении физической культуры и 3) спонтанная физическая нагрузка в свободное время. Ребенку обязателен необходимый объем движения для созревания организма.

Для детей и подростков разного возраста и пола существует гигиенический норматив суточный движений – локомоций. Например, для школьников не менее 2 часов, включая утреннюю гимнастику, физкультуру на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные игры или прогулки на свежем воздухе не менее 1,5 часа и спортивные занятия в секциях (не менее 2 раз в неделю). Однако, наши дошкольники движутся лишь на 50-60% от потребности, а школьники в 2-2,5 раза меньше нормы.

Физическая культура человека является элементом его общей культуры и проявляется в знании назначения физических упражнений и закаливающих процедур и следовании этим знаниям.

В соответствии с современными данными в состав компонента ЗОЖ «Физкультура и спорт» включаются три направления: А) ежедневные оздоровительные мероприятия с закаливающими процедурами, Б) система спортивных упражнений и В) туризм. Каждое направление имеет свои особенности и задачи, изложенные в таблицах.№1 и №2. Рассмотрим их более подробно.

А) Ежедневные оздоровительные мероприятия - включают 3 составных части: А-1) утреннюю гимнастику, А-2) закаливание и А-3) ежедневные оздоровительные нагрузки.

А-1) Утренняя гимнастика.

Ее задача снять остаточное торможение после сна, активизирует деятельность организма, в частности мышц и ЦНС, включает эмоциональную радость. «Снулый, холодный, безрадостный» - вот облик школьника, вышедшего утром из дому без утренней гимнастики.

В состав упражнений утренней гимнастики включают двигательные и силовые упражнения. Длительность ее у детей до 10 лет 5-6 мин. и у старших возрастных групп - до 12-15 мин. Показателем эффективности проведения утренней гимнастики является потоотделение, то есть включение мышц в обогрев организма. После зарядки целесообразно перейти к утренним закаливающим процедурам.

А-2) Закаливающие процедуры

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей и подростков. Закаливание – система мероприятий, повышающих устойчивость организма к микроклиматическим факторам и сопротивляемость к инфекционным агентам и простудным заболеваниям.

При закаливании включаются – рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы адаптации. Внешние раздражители (термические, механические) воспринимаются нервными окончаниями кожи и передаются в ЦНС, с участием которой формируются:

1) сосудодвигательные и трофические ответные реакции, которые передают тонус внутренним органам и системам;

2) улучшаются трофика тканей и обменные процессы;

3) повышаются защитные силы организма (иммуногенез);

4) формируется устойчивость к физическим нагрузкам и микроклиматическим воздействиям окружающей среды (температуре, влажности и др.). Специфическая роль закаливания – выработать терморегуляторную реакцию: и на холод - предупредить переохлаждение организма и при замерзании не довести до простуды или ОРЗ; и на жару – не довести до перегревания.

5) увеличивается содержание гемоглобина и количество кислорода в крови.

Виды закаливания:

- водные обтирания - местные (рук/ног, туловища) и общие;

- водные обмывания - местные (рук/ног, туловища) и общие. Целесообразно водные обтирания

или обмывания холодной водой после утренней гимнастики.

- воздушные ванны. Для детей 2 – 7 лет проводятся утром и после дневного сна: раскрыть одеяло и открыть форточку на 1,5 – 2 мин., при температуре воздуха - 23оС. Взрослым воздушные ванны рекомендуются при посещении бани: чередование холодного воздуха с парилкой;

- солнечные ванны (для детей старше 1,5 лет, назначаются после 10-15 курсов воздушных ванн продолжительностью от 1,5-3 до 30 мин.);

- контрастные души, проводимые несколько раз в неделю хороший антистрессовый и закаливающий эффект к метеорологическим факторам и дают

Эффект от закаливающих процедур возникает при соблюдении принципов закаливания:

- систематичность по времени: проводится ежедневно в течение года (не забывать, что рефлексы угасают у детей через 5-7 дней, у взрослых – через 2-3 недели);

- постепенность нагрузки: в зависимости от возраста обтирание мокрым полотенцем – обрызгивание – обмывание; начинают с местных и заканчивают общими процедурами;

- комплексность в закаливании - сочетать с физическими упражнениями, подвижными играми перед закаливающими процедурами. Эффект закаливания возрастает при чередовании отдельных участков тела с холодовым воздействием.

Плохое настроение ухудшает качество закаливания. Воздушные ванные тонизируют нервную систему, тренируют аппарат терморегуляции, повышают обмен веществ, улучшают сон и аппетит.

Водные процедуры являются более крепкими после воздушных процедур и имеют как физиологическое, так и гигиеническое значение. При одной и той же температуре с воздухом вода сильнее раздражает нервную систему. Поэтому к водным процедурам надо подходить постепенно: начинать с обтирания мокрым полотенцем, затем холодной водой до пояса, потом общий душ, купание в открытом водоеме.

Солнечные ванны повышают иммунитет, принимать их рекомендуется с 9 до 12 час., постепенно увеличивая с 10 мин. до 1-1,5 час. Не рекомендуется загорать лицам с рыжими волосами, больным гипертонией, атеросклерозом, туберкулезом, в период менструации, беременным, имеющим большое количество родинок (возможность меланомы).

А-3) Ежедневные оздоровительные двигательные нагрузки должны обеспечивать оптимальную физическую нагрузку на мышцы, оздоровить организм.

От чего оздоровить? От гиподинамии.

Оптимальный оздоровительный двигательный режим предупреждает развитие гиподинамических симптомов. Цель ежедневных физических нагрузок – оздоровить организм, поддержать стройную форму тела и отдалить старость. Они направлены на тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и терморегуляции, создание психологического благополучия.

Выбор форм и средств физических нагрузок зависит от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Обычно ежедневные физические упражнения включают: пребывание не менее 3 часов на ногах или 10 тыс. шагов, или оздоровительную форсированную ходьбу, или пробежки рывками, или бег, или физические упражнения в спортивном зале.

Задача форсированной ходьбы, пробежек и бега на свежем воздухе – за более короткое время наверстать недополученную физическую нагрузку и снять кислородное голодание. Ходьбу надо начинать с медленного шага – 70-90 шагов/мин, убыстряя потом до 90-120 шагов/мин – продолжительностью до 1 часа.

Продолжительность оздоровительных пробежек или бега может не превышать 30 мин. Для начинающих и малотренированных целесообразно чередовать ходьбу с пробежками по 5-10 мин., ориентируясь по самочувствию, дыханию и частоте сердцебиения. Появление при этом форсированного дыхания очень важно, так как в обычной жизни человек использует лишь 25% поверхности легких. По мере тренировок пробежки можно удлинять и, однажды, вы почувствуете, что вам не надо останавливаться, чтобы отдышаться.

Достаточность физических нагрузок для профилактики гиподинамии можно обеспечить и в спортзале, занимаясь со спортивными снарядами и на станках. Но пребывание на свежем воздухе предпочтительнее, поскольку кроме нагрузок человек получает дополнительную порцию кислорода.

Б. Спорт.

Имеется в виду спорт в обычной жизни, а не для побития рекордов - как элемент ЗОЖ

Цель спортивных мероприятий - развивающая, укрепляющая, поддерживающая мышечную деятельность и снабжение организма кислородом (оксигенация).

Но для различных возрастных групп эти цели различны. Спортивные упражнения развивают и укрепляют мышцы детей и подростков. У взрослых их роль сводится к поддержанию физического тонуса и нормальному функционированию внутренних органов.

Нормальные, в смысле достаточные для данного человека, спортивные нагрузки укрепляют мускулатуру, сохраняют подвижность суставов и прочность связок, уменьшают жировые отложения; предохраняют сосуды и сердце от разрывов, снижают кровяное давление; стимулируют обмен веществ, придают прилив сил, успокаивают нервную систему, помогают справляться со стрессами, повышают работоспособность, улучшают состав крови, пожилым дают биологическую молодость - кураж и удовольствие

Ежедневных оздоровительных упражнений в принципе отличаются спортивных (табл. №2).

Вот бегут или едут на велосипеде два человека. Тот, кто бежит по принципу оздоровительных упражнений не напрягается, всегда может прервать упражнения, отдохнуть и продолжать их или закончить. При спортивном беге молодой человек расширяет свои возможности, а взрослый сохраняет форму через преодоление психологического барьера: «не могу – надо!». Именно в этот период расширяются возможности человека – легких, сердечно-сосудистой системы, идет прирост мышц и укрепляется воля. Вторая особенность спортивных упражнений в их большей продолжительности - до 2-3 часов, в связи с чем организм подвергается большей оксигенации. Это дает больший заряд бодрости и запас кислорода на несколько последующих дней. Поэтому спортивные упражнения целесообразно проводить на открытом воздухе.

Человеку, не занятому физической работой, необходима «аэробная физическая тренировка» - способ снабжения тканей кислородом и повышения его потребления. Должны работать группы крупных мышц, но без перенапряжения. В группе людей, которые применяли спортивные упражнения на открытом воздухе, снизилась смертность на 23%, инсультов на 36%, гипертоний - на 48%, повысилась продолжительность жизни.

Существует много видов двигательной активности. Современные ученые рекомендуют 5 основных видов спортивной аэробики: ходьба, бег, плавание, велосипед и лыжи. Спортивные мероприятия, в отличие от оздоровительных, выполняются с учетом определенного времени и протяженности. Поэтому рекомендуя вид спортивных упражнений, необходимо указывать их продолжительность и километраж. Естественно, рекомендации определяются с учетом возраста, пола и физической подготовленности. Так, например для хорошо физически развитого юноши, продолжительность бега, лыжных прогулок или езды на велосипеде должна быть не менее 1-2 часов, а протяженность дистанции – соответственно 5, 10 и 40 км. Спортивные упражнения должны выполняться не реже 2-3 раз в неделю. Интенсивность нагрузок должна достигать 50-85% от максимального дыхания.

При выполненииспортивных физических нагрузок должны соблюдаться следующие принципы:

- постепенность - в увеличении нагрузки по возрастанию ассортимента упражнений и числа

их повторений; соблюдение периодов занятий – разогрев, нагрузка, остывание;

- систематичность - регулярность занятий по дням и часам, формируя навык; нарушение

систематичности или перерыв в течение 2 недель приводит к потери уровня

достигнутых результатов;

- комплексность – разнообразность в наборе физических упражнений;

- расширение - своих возможностей через их преодоление; руководящий лозунг - «не могу

- надо» – приводит к развитию, укреплению мышц и воспитывает волю.

В) Туризм.

Туризм реализуется при смене обстановки. Цель туризма – снизить стрессовое состояние, укрепить мышечную и нервную системы. При путешествии мы получаем новые положительные эмоциональные ощущения. Особое значение имеют летние оздоровительные физические нагрузки – на свежем воздухе, солнце и на воде, содержащие положительные эмоции, закаливающие процедуры и физическое напряжение. Пребывание на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма к нагрузкам, Подтянутость, стройность, жизнерадостность, загар, желание работать – итог туризма. Это достигается при туризме протяженностью не менее 2 недель в году.

3. Рациональное питание

1.Достаточность пищи по качеству и количеству в соответствии с полом, возрастом и физическими нагрузками.

2. Сбалансированность по Б,Ж,У, микроэлементам, витаминам.

3.Соблюдение режима питания (по времени и рациону).

4. Пищевые добавки.

4. Борьба с вредными привычками - преодоление тяги к курению, пьянству, ограничение употребления соли и еды на ночь и др.

5. Личная гигиена Личная гигиена – это раздел гигиены о сохранении и укреплении здоровья человека путем соблюдения гигиенических норм и правил в повседневной жизни. Она включает уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, и соблюдение режима питания,правильного чередования труда и отдыха и рационального распорядка дня.

6. Профилактика стресса включает.

А) Рекомендации по предупреждению стресса: аутотренинг - занятия, снижающие психическое напряжение. Этому способствует активная жизненная позиция, оптимизм, высокий культурный уровень.

Б) Снижение уровня профессионального и социального стресса: повышение профессионального мастерства, формирование отношений людей с взаимным уважением, поддержкой, вниманием – в трудовом коллективе, в семьях, между молодыми и пожилыми, с больными и инвалидами. Бережное отношение к окружающей природе, культура поведения в обществе, на работе, общественном транспорте, общественных местах. Создание нормальных семейных условий.

7. Медицинская активность - это активная деятельность человека по предупреждению заболеваний, когда человек сам активно обследуется с профилактической целью и принимает меры по недоразвитию заболеваний. Она включает в себя:

А) профилактические ежегодные осмотры (у стоматолога, гинеколога, терапевта; лабораторные

обследования крови и др.) и диспансеризацию;

Б) своевременное обращение за медицинской помощью при заболевании;

В) выполнение лечебных предписаний;

Г) отказ от самолечения (но уметь оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь, уметь ухаживать за больными дома).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...