Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Уровень цен измеряется в следующих целях: 1.Для того чтобы показать темпы прироста реального объема национального продукта 2.Для того, чтобы проследить уровень инфляции в национальной экономике. Уровень цен в национальной экономике подсчитывается в форме индекса цен: Iцен = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость корзины в базисном году. Виды индекса цен: 1. Индекс цен на экспортируемую продукцию. 2. Индекс цен на импортируемую продукцию. 3. Индекс цен на с/х продукцию и т.д. С помощью индекса цен можно корректировать номинальный ВНП в реальный ВНП: ВНПреал = ВНПномин/Iцен; Iцен = ВНПномин/ВНПреал. Реальный ВНП может подсчитываться по дефлятору ВНП. Он позволяет определить, сколько стоил бы текущий объем производства, если бы сохранились цены предыдущего периода. Дефлятор ВНП = Стоимость ОП текущего года в ценах Текущего года/ Стоимость ОП в ценах базисного. Iпааше = p1*q1/p0*q1, где p1 – уровень цен текущего года, p0 – уровень цен базисного года, q1 – объем продукции текущего года, p1*q1- стоимость продукции текущего года. Iфизич.объема = p0*q1/p0*q0; Iстоимости = p1*q1/p0*q0. Для отражения динамики показателей экономической конъюнктуры пересчет номинальных показателей в реальные осуществляется не с помощью индекса цен, а на основе подсчета темпов их прироста. На практике при подсчете индекса цен могут использоваться следующие две методики: 1. Метод замещения. Суть этого метода заключается в том, что из всего многообразия продаваемых на рынке товаров выделяется товар-представитель. по динамике цен на который отмечается общий уровень цен. (Например, возьмем обувь, которой производится в год 20 миллионов пар
по цене от 60 до 4 у.е. Пусть товар-представитель - мужские ботинки. Если на них индекс цен = 1,5, то и цена на всю обувь условно растет на 50%). Недостатки метода замещения: А. Цены на товар-представитель могут не совпадать с изменением направления цен на другие товарные группы. В Выборка, на базе которой осуществляется подсчет индекса цен, может быть более или менее представительной. С. Номенклатура продукции постоянно изменяется, возникают новые изделия, аналогов которым не было в прошлом, поэтому для новой продукции неприемлем метод замещения. 2. Метод параметрических оценок. охватывает очень узкий круг товаров. Суть этого метода сводится к следующему: на отдельные сложнобытовые товары можно установить цены, в основе которых лежит тесная связь цены с отдельными функциональными параметрами. Количественная зависимость между функциональными параметрами и ценой выводится из системы регрессионных уравнений. Впоследствии на основе этой количественной взаимосвязи можно определять уровень цен даже на те товары, которые пока не производятся. Недостаток: метод ограничен узким кругом товаров, по отношению к которым можно установить количественную взаимосвязь между эксплуатационными параметрами и ценой. Понятие совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос - это агрегат, который показывает, какое количество товаров и услуг готовы приобрести основные макро-субъекты при заданном уровне цен.В макроэкономике все факторы отрицательной зависимости между уровнем цен (Р) и AD можно разделить на две группы: ценовые и неценовые детерминанты AD. Ценовые детерминанты влияют на объем AD и отражаются движением вдоль кривой AD. Неценовые - влияют на характер AD и графически отражаются смещением кривой AD (вправо и вверх - если AD возрастает, влево и вниз -если AD снижается).
Ценовые факторы: Эффект процентной ставкипроявляется в следующем: инфлирование (обесценивание) денежной единицы, что приводит к росту спроса на деньги. Эффект процентной ставки предполагает неизменность объема денежной массы в экономике (М). Эффект богатства проявляется в следующем: при более высоком уровне в национальной денежной единице, уменьшается, что приводит к уменьшению за планированных потребительских расходов и соответственно - сокращению совокупного спроса. Если сбережение осуществляется в форме, не подверженной инфляции в национальной экономике, то это не приводит к сокращению потребительских расходов. компонентом совокупных расходов: AD = С + I ± Xn + G Неценовые факторы, которые влияют на изменение потребительских расходов (АС) сводятся к следующим: 1.Изменение благосостояния потребителя 2. Ожидания потребителя 3. Задолженность потребителя по кредиту. 4. Уровень индивидуальных налогов. Неценовые факторы, влияющие на изменение инвестиционных расходов, сводятся к следующим: -Процентные ставки могут изменяться под воздействием изменения объема денежной массы в обращении - Изменение нормы прибыли на вложенный капитал, то есть изменение - Наличие избыточных производственных мощностей. -Уровень налогообложения. Изменение в расходах на чистый экспорт: -Изменение доходов в зарубежных странах, выступающих торговыми - Изменение валютных курсов. Совокупное предложение (AS) - это агрегированная величина, показывающая уровень наличного реального объема национального производства при каждом возможном уровне цен. кривая AS состоит из трех участков: 1.участок - горизонтальный (или кейнсианский); На рынках наблюдается избыток предложения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Экономика производит здесь ВНП ниже потенциально возможного Уровня.В связи с тем, что экономика находится в ситуацииспада
и депрессии, увеличение AD здесь не приводит к росту уровня цен на товары и ресурсы. 2.участок - промежуточный (или восходящий); Экономика здесь находится в такой точке своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно добиться роста реального национального продукта. Главной проблемой такой экономики выступает инфляция, а не безработица, характерная для кейнсианского отрезка. Участок - вертикальный (или классический). В экономике в целом еще имеются избыточные ресурсы, но на отдельные, особо эффективные ресурсы спрос опережает предложение, что приводит к росту себестоимости продукции, производимой с помощью этих ресурсов и к преждевременной инфляции. На восходящем отрезке AS с ростом AD наблюдается одновременный рост реального объема ВНП и уровня цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|