Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.




Уровень цен измеряется в следующих целях:

1.Для того чтобы показать темпы прироста реального объема национального

продукта

2.Для того, чтобы проследить уровень инфляции в национальной экономике.

Уровень цен в национальной экономике подсчитывается в форме индекса цен:

Iцен = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость корзины в базисном году.

Виды индекса цен:

1. Индекс цен на экспортируемую продукцию.

2. Индекс цен на импортируемую продукцию.

3. Индекс цен на с/х продукцию и т.д.

С помощью индекса цен можно корректировать номинальный ВНП в ре­альный ВНП:

ВНПреал = ВНПномин/Iцен; Iцен = ВНПномин/ВНПреал.

Реальный ВНП может подсчитываться по дефлятору ВНП.

Он позволяет определить, сколько стоил бы текущий объем производства,

если бы сохрани­лись цены предыдущего периода.

Дефлятор ВНП = Стоимость ОП текущего года в ценах

Текущего года/ Стоимость ОП в ценах базисного.

Iпааше = p1*q1/p0*q1, где p1 – уровень цен текущего года,

p0 – уровень цен базисного года, q1 – объем продукции текущего года,

p1*q1- стоимость продукции текущего года.

Iфизич.объема = p0*q1/p0*q0; Iстоимости = p1*q1/p0*q0.

Для отражения динамики показателей экономической конъюнктуры

пере­счет номинальных показателей в реальные осуществляется не

с помощью ин­декса цен, а на основе подсчета темпов их прироста.

На практике при подсчете индекса цен могут использоваться

следующие две методики:

1. Метод замещения. Суть этого метода заключается в том,

что из всего мно­гообразия продаваемых на рынке товаров выделяется

товар-представитель. по динамике цен на который отмечается общий уровень цен.

(Например, возьмем обувь, которой производится в год 20 миллионов пар

по цене от 60 до 4 у.е. Пусть товар-представитель - мужские ботинки.

Если на них индекс цен = 1,5, то и цена на всю обувь условно растет на 50%).

Недостатки метода замещения:

А. Цены на товар-представитель могут не совпадать с изменением

направления цен на другие товарные группы.

В Выборка, на базе которой осуществляется подсчет индекса цен,

может быть более или менее представительной.

С. Номенклатура продукции постоянно изменяется, возникают новые

изделия, аналогов которым не было в прошлом, поэтому для новой

продукции не­приемлем метод замещения.

2. Метод параметрических оценок. охватывает очень узкий круг товаров.

Суть этого метода сводится к следующему: на отдельные

сложнобытовые товары можно установить цены, в основе

которых лежит тесная связь цены с отдельными функциональными

параметрами. Количественная зависимость между

функциональными параметрами и ценой выводится из системы

регресси­онных уравнений. Впоследствии на основе этой количественной

взаимосвязи можно определять уровень цен даже на те товары,

которые пока не производят­ся.

Недостаток: метод ограничен узким кругом товаров, по отношению

к ко­торым можно установить количественную взаимосвязь между

эксплуатацион­ными параметрами и ценой.

Понятие совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос - это агрегат, который показывает, какое количество

товаров и услуг готовы приобрести основные макро-субъекты

при заданном уровне цен.В макроэкономике все факторы

отрицательной зависимости между уровнем цен (Р) и AD можно

разделить на две группы: ценовые и неценовые детерминанты AD.

Ценовые детерминанты влияют на объем AD и отражаются

движением вдоль кривой AD.

Неценовые - влияют на характер AD и графически отражают­ся

смещением кривой AD (вправо и вверх - если AD возрастает,

влево и вниз -если AD снижается).

Ценовые факторы:

Эффект процентной ставкипроявляется в следующем:
По мере роста общего уровня иен в национальной экономике наблюдается

инфлирование (обесценивание) денежной единицы, что приводит

к росту спроса на деньги. Эффект процентной ставки предполагает

неизменность объема денежной массы в экономике (М).

Эффект богатства проявляется в следующем: при более высоком уровне
цен реальная покупательская способность сбережений, номинированных

в на­циональной денежной единице, уменьшается, что приводит к

уменьшению за­ планированных потребительских расходов и

соответственно - сокращению со­вокупного спроса. Если сбережение

осуществляется в форме, не подверженной инфляции в национальной

экономике, то это не приводит к сокращению потребительских расходов.
Эффект импортных закупок объясняет изменение чистого экспорта
(Хn), так как экспортно-импортные операции являются важнейшим

компо­нентом совокупных расходов: AD = С + I ± Xn + G

Неценовые факторы, которые влияют на изменение

потребительских расхо­дов (АС) сводятся к следующим:

1.Изменение благосостояния потребителя

2. Ожидания потребителя

3. Задолженность потребителя по кредиту.

4. Уровень индивидуальных налогов.

Неценовые факторы, влияющие на изменение

инвестиционных расходов, сводятся к следующим:

-Процентные ставки могут изменяться под воздействием изменения

объ­ема денежной массы в обращении

- Изменение нормы прибыли на вложенный капитал, то есть изменение
доходности инвестиций.

- Наличие избыточных производственных мощностей.

-Уровень налогообложения.

Изменение в расходах на чистый экспорт:

-Изменение доходов в зарубежных странах, выступающих торговыми
партнерами нашей страны.

- Изменение валютных курсов.

Совокупное предложение (AS) - это агрегированная величина,

показы­вающая уровень наличного реального объема

национального производства при каждом возможном уровне цен.

кривая AS состоит из трех участков:

1.участок - горизонтальный (или кейнсианский);

На рынках наблюдается избыток предложения трудовых,

материальных и финансовых ресурсов.

Экономика производит здесь ВНП ниже потенциально возможного

Уровня.В связи с тем, что экономика находится в ситуацииспада

и депрессии, уве­личение AD здесь не приводит к росту

уровня цен на товары и ресурсы.

2.участок - промежуточный (или восходящий);

Экономика здесь находится в такой точке своих производственных возмож­ностей,

когда за короткий срок невозможно добиться роста реального

на­ционального продукта. Главной проблемой такой экономики

выступает инфляция, а не безработица, харак­терная для кейнсианского отрезка.

Участок - вертикальный (или классический).

В экономике в целом еще имеются избыточные ресурсы,

но на отдельные, особо эффективные ресурсы спрос опережает

предложение, что приводит к росту себестоимости продукции,

производимой с помощью этих ресурсов и к преждевременной инфляции.

На восходящем отрезке AS с ростом AD наблюдается одновременный

рост реального объема ВНП и уровня цен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...