Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникация как предмет изучения

Содержание

 

1. Коммуникация как предмет изучения………………………………….2

2. Роль формирования связей с общественностью в деятельности полиции……..………………………………………………………………7

3. Список источников……………………………………………………...9

 

Коммуникация как предмет изучения

Коммуникация (в отдельных теоретических работах на русском языке это понятие используется как синоним понятия общение) — один из наиболее общих, всепроникающих, важных и сложных аспектов человеческой жизни. Способность общаться на сложном смысловом уровне отличает человека от животных. Наша жизнь находится под сильным влиянием коммуникации с другими: знакомыми и незнакомыми, живыми и жившими ранее. Поэтому коммуникация в течение многих столетий находилась в фокусе пристального внимания ученых самых разных отраслей знания, являлась объектом и предметом научных и научно-практических исследований. Как говорилось выше, к первой половине ХХ века сложился комплекс изучающих коммуникацию научных дисциплин, который в последние десятилетия получил интенсивное развитие и движется в сторону новой комплексной синтетической области научного знания — науки о коммуникациях. У этой науки есть свои особые объект и предмет.
В научном познании принято различать объект и предмет науки (теории, учения). Объект - это часть объективно (независимо от исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. Объект любой науки — это то, на что направлен процесс познания.
В современной теории коммуникации как междисциплинарной мультипарадигмальной науке стало уже традиционным понимание того, что коммуникация не может быть определена однозначно. Это не только процесс передачи сообщений или обмена информацией, но и способ совместного созидания, воспроизведения и преобразования многочисленных социальных реальностей, реализуемый с помощью знаковых средств; это процесс производства и воспроизводства общих смыслов; это созидание и возобновление социального порядка и т. д. и т. п. Таким образом, объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте. Предметом любой науки являются некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины.
Если объект науки существует независимо от исследователя и от процесса познания и в этом отношении объективен, то того же нельзя сказать о предмете. Он существует в сознании исследователя и неразрывен с процессом познания объекта в рамках именно данной научной дисциплины.
Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что в нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), представляющих научный интерес. В связи с этим большинство научных дисциплин рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Таким образом, объект, взятый в определенном аспекте, рассматриваемый с определенной стороны при условии условного абстрагирования других его сторон, образует предмет науки. Следует еще раз обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет — это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как человек, служит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на вопрос, что есть человек. То же самое можно сказать о науках, объектом которых является такая многогранная категория, как общество.
Но вернемся к теории коммуникации. Для того чтобы разобраться с предметной областью теории коммуникации, необходимо обратиться к ее статусу как научной дисциплины. Этот статус вытекает прежде всего из характеристик объекта науки, а также из методологических подходов, избранных последней для познания объекта. В связи с тем что коммуникация является комплексным феноменом, сама теория коммуникации также будет иметь комплексный, обобщающий характер, объединяя, а точнее сказать, интегрируя на своей собственной основе части предметных областей различных наук. Что мы имеем в виду, говоря о комплексном характере феномена коммуникации, и в особенности социальной коммуникации? Прежде всего, то, что коммуникативные процессы и явления, коммуникативные технологии и связанные со всем этим проблемы давно уже
попали в поле зрения различных наук, изучающих человека и общество. Это и психология, и социология, и философия, и лингвистика, и многие другие научные дисциплины. Но каждая из них подходит к познанию и объяснению понятия, сущности, структуры, функций, субъектов и механизмов коммуникации, а также коммуникационных технологий со своих позиций. Теория же коммуникации, учитывая достижения различных наук, собирает их концептуальные построения воедино на основе конститутивного метадискурсивного подхода, обобщает и получает таким образом новое синтетическое знание. Многие теоретики коммуникации сходятся сегодня на том, что предметом их изучения должны быть коммуникативные процессы, или даже коммуникативный процесс, если рассматривать коммуникацию в самом широком, социально-историческом аспекте. Однако предмет теории коммуникации шире и многограннее. Предметный и методологический плюрализм современной ком- муникативистики проявляется как в том, каким образом построено знание о коммуникативных процессах на теоретическом уровне, так и в том, как структурируется сама предметная область теории коммуникации. Плюралистическая концепция предметной области теории коммуникации подтверждается выполненным О. Матьяш анализом подходов к решению этого вопроса в наиболее авторитетных американских учебниках коммуникативистики. Ее анализ показывает, что каждый учебник, каждый автор предлагает свои критерии концептуализации того, что можно назвать коммуникативной теорией, а также и свои критерии отбора наиболее репрезентативных теорий, свои подходы к их классификации и, как следствие, свою структуру теоретических основ коммуникации.
Например, Э. Гриффин, автор популярного вводного учебника по теории коммуникации, предлагает для ознакомления теории, группируя их по уровням коммуникации: теории межличностной коммуникации, групповой и публичной коммуникации, теории культурного контекста. К. Миллер группирует предлагаемые для изучения теории как (а) теории коммуникативных процессов и (б) теории коммуникативных контекстов.
Стивен Литтлджон, чей учебник по теории коммуникации считается одним из наиболее авторитетных, предлагает прежде всего изучать теории, которые он называет основными составляющими ядра теории коммуникации (core theory). Это теории: (а) объясняющие, как формируются сообщения; (б) описывающие процессы смыслопо- рождения и интерпретации; (в) описывающие процесс взаимодействия во всех его динамиках; (г) помогающие понять роль в коммуникации социальных институтов и общества. Изучение и разработка именно этого ядра теории, по мнению автора, наиболее важны, так как помогают нам понять сущностные характеристики процесса коммуникации, абстрагируясь от его многочисленных конкретных особен- ностей. Далее в своей работе С. Литтлджон рассматривает более десятка различных концепций социальной коммуникации, в том числе системно-кибернетическую, информационную, семиотическую, когнитивную, интерпретативную, структуралистскую, критическую и др. Р. Крейг анализирует семь традиций в теории коммуникации: риторическую, семиотическую, феноменологическую, кибернетическую, социопсихологическую, социокультурную и критическую. Причем автор утверждает, что все теории релевантны реальным явлениям жизненного мира, в котором «коммуникация» уже стала многозначным термином. Отечественные исследователи также подходят к анализу коммуникаций с мультидисциплинарных позиций. А. В. Резаев выделяет три принципиальных момента, характеризующие возможность концептуального оформления предметной области современной коммуникативистики:
«1) коммуникационные процессы суть процессы, характеризующие информационный обмен и инструментальность социальных связей; коммуникативные системы суть системы, организующие коммуникационные процессы на основе определенной структуры (клас
сический пример — система Шеннона - Вивера: модель Источник - Сообщение - Канал - Получатель); коммуникационные отношения суть отношения социального общения, определяемые коммуникационными процессами и коммуникативными системами». В. П. Конецкая полагает, что теория коммуникации выступает как интегративная теория для трех базовых составляющих социокоммуникации — социальных структур общества, коммуникативных систем и способов коммуникации. И. П. Яковлев считает, что общая теория коммуникации, или коммуникология, как он ее называет, должна быть общей наукой о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникационных процессах, технических средствах. Интересный подход к определению предметного пространства теории коммуникации предлагает А. В. Соколов. Опираясь на комплексное понимание предмета теории коммуникации, петербургский ученый предлагает описать это пространство как область пересечения предметных пространств других фундаментальных наук, объектом которых является социальная коммуникация. Он пишет о том, что предметное пространство теории коммуникации как обобщающей комплексной научной дисциплины является предметом изучения по крайней мере пяти фундаментальных наук: философии, социологии, психологии, культурологии, лингвистики и прикладных технических наук. На примерах нескольких научных дисциплин (философии, психологии и лингвистики) покажем, каким образом А. В. Соколов ограничивает предметное пространство теории коммуникации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...