Сущность промышленной политики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Карагандинский Государственный Технический Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Государственное регулирование экономики» Тема: «Промышленная политика: содержание и цели в условиях экономической модернизации»
Выполнила: ст-ка гр. ЭКБ-2008 з.ВВ Гришеня Ксения
Караганда 2008 Содержание
Введение 1 Сущность промышленной политики 2 Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе 3 Реализация индустриально-инновационной политики Заключение Список используемой литературы
Введение Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньев трансформационного развития. Особый интерес к этой проблеме в последние годы был проявлен ЕЭК, поскольку по ее классификации все страны бывшего СЭВ'а и страны СНГ относятся к государствам с переходной экономикой. Европейская Комиссия в 1995 году (8-9 июня, Женева, Швейцария) провела большое совещание по проблемам промышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовали шестнадцать стран - членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая, естественно, Казахстан. В этом совещании приняли участие 50 представителей директивных органов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованность проявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международные организации. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в странах Центральной и Восточной Европы реформы начались несколько раньше, чем в Казахстане, и в те годы была повышенная эйфория от того, что дерегулирование и приватизация быстро помогут решить проблемы структурной перестройки и экономического роста и вхождения национальных экономик в мировое хозяйство.
Очевидно, эти условия являются необходимыми, но не достаточными для того, чтобы перевести централизованно планируемую экономику, которая была у них в то время, в рыночную, конкурентную среду. В то время не было разговоров о каком-то регулировании со стороны государства, о механизме его взаимодействия с рынком. Польский министр промышленности в 1989 г. сказал: "Самая лучшая промышленная политика - это отсутствие таковой". Это была распространенная точка зрения, поскольку представлялось, что все процессы перехода совершатся довольно быстро, если, с одной стороны, дать максимальное развитие рыночным силам, с другой стороны, ограничить роль государства, сведя ее до минимума. Поэтому первый вопрос, требующий рассмотрения - роль государственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономической политикой в переходной экономике. В этой связи представляется, что общая экономическая политика в идеале должна включать разработку главных проблем общественного воспроизводства: экономический рост, накопление, потребление, инвестиции, норму безработицы и ряд других важнейших экономических параметров воспроизводства. В монетарной концепции развития макроэкономическая политика сводится по сути к финансовой политике и более конкретно - к бюджетной политике, проблемам государственного долга, уровню инфляции, ставкам реинвестирования, валютного курса рубля и т.д. Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.
Рассматривая историю этого вопроса, следует отметить, что произошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика во многом была связана с прямым регулированием государством. Государственный сектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия после войны, составлял значительную долю - 30-35% и до 40%. В результате нарастающих процессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямых методов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвенным методам регулирования на основе промышленной политики. Сущность промышленной политики
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии): 1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию); 2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей); 3) занятость и производительность; 4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь); 5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики); 6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли); 7) международные инвестиции; 8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики; 10) политика регионального развития; 11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе; 12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе. Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике. Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы. В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур. Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга. Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|