Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности
Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире «значения». Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР. В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.
Движущая сила – сам процесс, в котором протекает развитие, исходящий от человека (то есть, наконец-таки, активность субъекта учитывается). Другими словами, это какая-то деятельность (что уже подразумевает активную включенность человека в нее), стимулирующая развитие. 1. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные и даже противостоящие друг другу направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология. Для всех этих направлений — характерен скрытый или явный гомеостатический адаптивный подход к изучению движущих сил развития личности. Принцип стремления к напряжению - персонологический подход к личности. К числу этих теорий относятся концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, постулирующая положение о тенденции к самоактуализации как внутреннем источнике развития личности; теория личности Г. Оллпорта, в которой в качестве основной движущей силы выступает тенденция к самореализации личности.
Общими чертами в понимании движущих сил развития личности являются следующие: · постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития личности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида (либидо в теории З. Фрейда, самоактуализация в концепции А. Маслоу · преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности · постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существ 2. Принцип саморазвития личности На принципиально иных позициях строится подход к изучению движущих сил развития личности в советской психологии. · Во-первых, выделение положения о роли борьбы противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личности (Л. И. Анцыферова,Б. В. Зейгарник); · Во-вторых, положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн) Второе положение конкретизировали: Узнадзе. Критикуя гедонистические представления о мотивации К. Бюлера, Д. Н. Узнадзе вводит представления о функциональной тенденции как источнике развития поведения. Именно функциональная тенденция, по мысли Д. Н. Узнадзе, является источником таких форм поведения личности, как игровая, творческая и спортивная деятельность. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности.
Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.
Итак, в схеме СДР личности выделяют три момента: Ü индивидные свойства личности как предпосылки развития личности Ü социально-исторический образ жизни как источник развития Ü принцип саморазвития деятельности; совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в реальном мире
Детерминация развития личности в отечественной психологии. А.Г.Асмолов: движущая сила развития личности – в противоречиях, рожденных в деятельности. Выделяют три момента системной детерминации развития (СДР): 1. Индивидные свойства человека 2. Социально-исторический образ жизни 3. Совместная деятельность Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности
“Индивидные свойства” - условие развития личности. Термин Ананьева. Темперамент и задатки определяют аспекты поведения и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности. Когда человеку говорят о его «индивидных свойствах», происходит их символизация. Вследствие возникает образ его ИС и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом.
Индивидуально-типические свойства:
Выявление типов характера, где он приравнивается к темпераменту (Кречмер, Шелдон, Конрад)
2. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.
Образ жизни как “социальная ситуация развития”. Выготский: среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.
После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР.
В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков. 3. РОЛЬ Д-ТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|