Понятие, метод и функции, а также различные виды отношений по социальному обеспечению.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что РФ—это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[6] При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно «Словарю русского языка» СИ. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.[7] Таким образом, социальное обеспечение— это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, экономических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).[8] Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно— исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: — объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставления определенного уровня жизнеобеспечения;
— особые способы предоставления средств к существованию; — закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах. Исходя из данного определения, к системе социального обеспечения следует относить: все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции РФ. «В ней говорится, что каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».[9] Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948)[10], а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973)[11]. Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальноеобеспечение — гарантия достойного развития каждого члена современного общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Выделим основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным: — наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи; — осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета; — установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи; — закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах. Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. Необходимо также отметить, что система социального обеспечения является составной частью государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда (МРОТ) и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности современного человека и функционирования государства. По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения. Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого. Метод права социального обеспечения или метод социального обеспечения представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.[12] Решающая черта отраслевого метода правового регулирования— это общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.
Воздействуя на общественные отношения, право использует два способа регулирования: — императивный (авторитарный) метод; — диспозитивиый метод (метод автономии). Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, — запрещено», а диспозитивное — формулой «все, что не запрещено, — разрешено». Для каждого из них характерно особое сочетание таких правовых приемов воздействия на волю участников общественных отношений, как запреты, веления, дозволения и материальные предоставления. Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода[13]. Рассмотрим особенности метода социального обеспечения:[14] 1) Порядок установления прав и обязанностей субъектов (сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов) 2)Степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов: 3)Взаимоотношения субъектов правоотношений; наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей: 4)Пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей: 5)Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции, то есть обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общества[15].
К ним относятся: — экономическая; — компенсационно-распределительная; — политическая; — социально-реабилитационная (социальная); — демографическая; — защитная. Основными из них являются экономическая и социально — реабилитационная функции. Экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам[16]. Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются):[17] — в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (ПФ РФ, ФСС РФ, ФФ ОМС); — в федеральном бюджете, имеющим специальные статьи расходов на социальные нужды; — в региональном бюджете (в бюджете субъектов РФ); — в фондах социальной поддержки населения. Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеперечисленных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения — в пенсиях, пособиях, компенсациях и т. д Социально—реабилитационная (социальная) функция социального обеспечения впервые была выведена профессором Р.И Ивановой.[18] Она направлена на восстановление и поддержание общественного статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли полностью реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Цель реабилитации — полное или частичное восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения выделяют и другие, не менее важные функции.
Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Она состоит в преодолении и смягчении различных социальных конфликтов, поддержании социальной стабильности в обществе, разделенном на социальные слои в связи со значительными различиями в уровне доходов[19]. Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы на демографические процессы, происходящие в обществе: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышение рождаемости и др[20]. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Все эти и многие другие вопросы решаются с помощью демографической функции социального обеспечения. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам, защите граждан государством от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость), а также от негативных последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т. д. Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей. Правоотношения по социальному обеспечению — это такие юридические отношения, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения. Основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений служит наличие юридических фактов, т. е конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают правовые последствия. Юридические факты делятся на события (факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений: рождение ребенка, смерть кормильца, болезнь) и действия (факты, связанные с волей участников правоотношений: волеизъявления граждан, акты применения права).[21] В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:[22] — по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты); — предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); — процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут[23]. Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных. Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: — по старости; — по инвалидности; — по случаю потери кормильца; — за выслугу лет; — социальные пенсии. К государственным пенсиям относятся трудовые и бюджетные пенсии. К трудовым пенсиям относятся: — пенсии по старости; — пенсии по инвалидности; — пенсии по случаю потери кормильца; К бюджетным пенсиям относятся: — пенсии за выслугу лет; — пенсии по старости; — пенсии по инвалидности; — пенсии по случаю потери кормильца; — социальные пенсии. Помимо указанных пенсий в России есть еще и негосударственные пенсии, вводимые соответствующими негосударственными пенсионными фондами (НПФ), средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Однако, в законодательстве оговорено право на получение сразу двух пенсий различного вида. Таким гражданам устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено законом[24]. К кругу лиц, имеющих право на них, относят: а) граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы; б) участников Великой Отечественной Войны (ВОВ); в) родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др. Также к отношениям по социальному обеспечению граждан в денежной форме относится и выплата пособий, то есть ежемесячных, периодических или единовременных денежных выплат, назначаемых гражданам государством на определенный срок с целью возмещения им утраченного заработка, либо оказания им дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально — значимыми. На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: — пособия по временной нетрудоспособности; — пособия по беременности и родам; — пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; — пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; — пособия на детей до 16 лет; — пособия по безработице; — пособия на погребение; — пособия женам военнослужащих и др. Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации: — лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; — лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; — неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; — на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; — студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; — беженцам и вынужденным переселенцам; — лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; — на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; — компенсационные выплаты отдельным категориям граждан и др. Все эти правоотношения входят в состав отношений по социальному обеспечению граждан в денежной форме. Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения: — по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; — срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; — социально-консультативную помощь; — реабилитационные услуги для инвалидов; — отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; — по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях(детских домах, домах-интернатах и т. д); — по обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, в приемной семье; — содержанию детей в детских дошкольных учреждениях и т.д. К отношениям по предоставлению социальных услуг также следует относить и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни). В состав набора социальных услуг (НСУ) включаются: — обеспечение по рецептам необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей — инвалидов; — предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно — курортное лечение для профилактики основных заболеваний (длительность санаторно — курортного лечения составляет 18 дней, для детей — инвалидов 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга от 24 до 42 дней); — бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения (отказаться можно как от всего набора, так и от отдельных социальных услуг, входящих в набор). В этом случае, он будет получать денежный эквивалент данной услуги (услуг). С 1 февраля 2016г. на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 995.23 руб. в месяц, в том числе:[25] а) обеспечение необходимыми медикаментами — 766,55 руб; б) предоставление путевки на санаторно—курортное лечение — в) бесплатный проезд к месту лечения и обратно — 110,09 руб. Финансирование набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации. Учет права гражданина на получение социальных услуг производится по месту жительства гражданина. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФ РФ. С 1 февраля 2016г. на оплату ЕДВ выплачивается в следующих размерах: — инвалидам I группы — 3357,23 руб. (размер ЕВД при сохранении полного НСУ=2362 руб.); — инвалидам II группы — 2397,59 руб. (размер ЕВД при сохранении полного НСУ= 1402,36 руб.); — инвалидам II группы — 1919,30 руб. (размер ЕВД при сохранении полного НСУ=924,07 руб.); — детям—инвалидам — 2397,59 руб. (размер ЕВД при сохранении полного НСУ=1402,36 руб.); В соответствии с п. 2 ст. 6.5 Закона «О социальной помощи» сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начислений гражданину ЕДВ. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ЕДВ и социальных услуг осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на эти выплаты и услуги, который содержит следующую информацию:[26] 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) ФИО, а также фамилию, которая была у лица при рождении; 3) дату рождения; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 7) дату включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; 8) категорию, к которой относится гражданин; 9) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории; 10) иные сведения, определяемые Правительством РФ. Задачами ПФ РФ являются: — формирование Регистра; — установление и индексация ЕДВ; — выплата ЕДВ с 01.01.2005г; — доставка ЕДВ лицам, имеющим на нее право. В реальности не существует ни единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услуг. Но при наступлении определенных юридических фактов, физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Так, инвалиды ВОВ могут одновременно являться субъектами сразу нескольких правоотношений — по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по протезированию, по обеспечению транспортными средствами. Большинство социально — обеспечительных правоотношений не связано с заключением договора. Исключение с 2013г. составляют правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и НПФ. Застрахованное лицо самостоятельно заключает с НПФ договор пенсионного страхования для получения по достижении пенсионного возраста накопительной части трудовой пенсии по старости. В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров, порождающих соответствующие социально — обязательственные правоотношения. Процедурные и процессуальные отношения — это общественные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения, то есть отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:[27] 1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме, либо по оказанию услуг) К таким относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д; 2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (назначении пенсии, пособия и т. д). Их роль настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения. Группу процедурных отношений, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах. Субъектами процедурного правоотношения являются, с одной стороны, гражданин (в отдельных случаях представитель семьи), а с другой — соответствующий орган.[28] Объект процедурных правоотношений — юридические действия обязанного субъекта по подтверждению юридических фактов и установлению права на соответствующий вид социального обеспечения, в любом случае завершающиеся принятием акта применения права. Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией правоотношений по социальному обеспечению. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителя с просьбой удостоверить конкретный факт, назначить определенный вид социального обеспечения. При этом гражданин не только имеет право требовать от компетентных госорганов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов. Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин несет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган или в суд. При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например: органом социальной защиты населения или органом здравоохранения) возникают административно — процессуальные, а при рассмотрении спора судом гражданско — процессуальные правоотношения. Процессуальные правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами гражданско-процессуального права или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами о рассмотрении его спора с органом социального обеспечения по вопросу социального обеспечения[29]. Процессуальные отношения всегда возникают в связи с защитой гражданином своих нарушенных прав на тот или иной вид социального обеспечения (например: в случае отказа в назначения пенсии, пособия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд. Особенностью этих отношений является то, что они регулируются нормами гражданского процессуального права (ГПП) или административного права (АП), а не нормами права социального обеспечения.[30] Субъектами данного правоотношения являются с одной стороны, гражданин (семья), оспаривающий свое право на социальное обеспечение или его размер в данном юрисдикционном органе, а с другой — это орган, принявший заявление гражданина к рассмотрению. Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий решаются вышестоящим органом социальной защиты, а затем, если гражданин (организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор решается в суде. Основание прекращения этих правоотношений вынесение решения по данному спору вышестоящим органом социального обеспечения и, соответственно, судом. Заключение: По результатам прохождения практики прихожу к следующим выводам. Данная производственная (преддипломная) практика помогает закрепить изученные в колледже теоретические знания, дает возможность применить и закрепить определенные методы, изученные в теории, а также узнать что–то новое, а также проверяем свои знания. Цель практики считаю достигнутой так как программу практики изучила в полном объеме, думаю, что опыт полученный мной на данной практике, пригодится мне в дальнейшем при построении своей профессиональной деятельности.
Нормативно-правовые акты: [1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237 – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 39
[2] Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета – 1995 г. – N 243 – 19 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации – 1995 г. – N 50 – ст. 4872– 11 декабря. [3] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета – 1999 г. – N 142, // Собрание законодательства Российской Федерации – 1999 г. – N 29 – ст.3699 [4] http://www.pfrf.ru/branches/voronezh/info/~grazhdanam/603
[5] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" // Российская газета – 2005 г. – N 31; // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2005 г. – N 7– 14 февраля. [6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237 – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 7 п 2 [7] Ожегов, С. И «Словарь русского языка»: толковый словарь русского языка –– М.: Русский язык, 1992г.-374с.[8] Никонов, Д, А; Стремоухов, А, В; Крюков, С, В «Право социального обеспечения России.»: краткие учебные курсы юридических наук. – М:. НОРМА, 2004г.-199с. [9] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237 – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 39 п 2. [10] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. –1995.– N 67. – 5 апреля; // Российская газета. – 1998. – 10 декабря. [11]Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — 1978 г. — вып. XXXII, — с.36, // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976 г. — N 17(1831); // Действующее международное право т. 2
[12] Андреев, В.С. «Социальное обеспечение в СССР»: учебник. – М.: Юридическая. литература.1987г. -37с. [13]Гусов, К. Н, Грачев, С. М: «Право социального обеспечения»: учебник –М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г. -328с. [14]Тучкова, Э. Г «Право социального обеспечения»: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов/М.: Новый Юрист, 1997г.-20с. [15] Григорьев, И.В «Право социально го обеспечения»: учебник и практикум для СПО // Григорьев, И.В; Шайхатдинов, В.Ш. — 2 издание переработанное и дополненное. — М.: Издательство Юрайт, — 2017г. — 369с. [16] Беляев, В.П; Мануковская, А.Н; Фарберова О.Е. «Право социального обеспечения»: учебное пособие-2 издание переработанное и дополненное.– М.:РДЛ, 2003г.-240 с.
[17] Галаганов, В. П: «Право социального обеспечения»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012г.—448с. [18] Иванова, Р. И, «Предмет и метод советского права социального обеспечения»: учебник // Иванова, Р. И; Тарасова, В. А – М.: Издательство МГУ – 1983г–168с. [19] Мачульская, Е. Е. «Право социального обеспечения»: учебник для СПО // Мачульская, Е.Е — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт, 2016г. — 441 с.
[20] Филлипова, М.В «Право социального обеспечения»: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова — М.: Юрайт, 2017г. — 382 с.
[21] Григорьев, И.В «Право социально го обеспечения»: учебник и практикум для СПО // Григорьев, И.В; Шайхатдинов, В.Ш. — 2 издание переработанное и дополненное. — М.: Издательство Юрайт, — 2017г. — 369с. [22] Буянов, М. О; Гусов, К. Н. «Право социального обеспечения России»: учебник-4 издание переработанное и дополненное.– М.: Проспект, 2009.-640 с [23] Кановская, М.Б. «Право социального обеспечения» Шпаргалки: учебник — М.: АСТ, Сова, 2011г. — 64с.
[24] Миронова, Т. К «Право социального обеспечения»: учебное пособие.– М.:КРОНУС, 2015г.– 312с.
[25] Григорьев, И.В «Право социально го обеспечения»: учебник и практикум для СПО // Григорьев, И.В; Шайхатдинов, В.Ш. — 2 издание переработанное и дополненное. — М.: Издательство Юрайт, — 2017г. — 369с.
[26] Григорьев, И.В «Право социально го обеспечения»: учебник и практикум для СПО // Григорьев, И.В; Шайхатдинов, В.Ш. — 2 издание переработанное и дополненное. — М.: Издательство Юрайт, — 2017г. — 369с.
[27] Буянова, М.О «Право социального обеспечения»: учебное пособие // Буянова, М.О; Кобзева С.И; Кондратьева, З.А. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС— 2016г.. — 480 с. — (Бакалавриат). [28] Галаганов, В. П: «Право социального обеспечения»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012г.—448с.
[29]Буянов, М. О; Гусов, К. Н. «Право социального обеспечения России»: учебник-4 издание переработанное и дополненное.– М.: Проспект, 2009. — 640с. [30] Галаганов, В. П: «Право социального обеспечения»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012г.—448с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|