Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 8.Управление автомобилем по дорогам вне населенного пункта с малой интенсивностью движения

Государственное учреждение образования

«Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Методическая разработка

урока производственного обучения

 

Тема: «Управление автомобилем по дорогам вне населённого пункта с малой интенсивностью движения»

 

 

Выполнил: Казак В.А.

мастер производственного обучения

 

Клецк

2015

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….

1 Характеристика темы в образовательном процессе…………………

2 План урока………………………………………………………....…….

3 План-конспект урока ……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………...

Литература……………………………………………………………........

Приложение 1……………………………………………………………...

Приложение 2……………………………………………………………...

Введение

Современное состояние развития автомобилизации характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, миновали времена, когда качество автомобилей было таково, что без определенных, отнюдь не поверхностных технических познаний, ездить было либо невозможно, либо весьма проблематично. Нет такой профессии на Земле, представитель которой не оказался бы за рулем транспортного средства категории «С», а, стало быть, для этого не надо быть специалистом автодела. С другой стороны, современный автомобиль представляет собой весьма сложное устройство, отражающее чуть ли не весь технический прогресс человечества. Совершенствуются и усложняются автомобильные приборы и оборудование. А это требует основательной профессиональной подготовки. От квалификации водителей (включая и «манеру поведения»), во многом зависит ситуация на дорогах: их пропускная способность, безопасность движения.

Автомобилизация привела к возрастающей плотности дорожного движения при высокой динамичности его участников. Транспортные средства оснащены двигателями, позволяющими автомобилям интенсивно разгоняться и развивать высокую скорость движения, что характеризует транспортные средства как источник повышенной опасности. Это в свою очередь определяет ряд требований, предъявляемых к надежности как транспортных средств, так и их водителей.

Задачей мастера производственного обучения управлению механических транспортных средств категории "С" является обучение адаптированному к современным условиям движения на дорогах Республики Беларусь.

В данной методической разработке урока производственного обучения «Управление автомобилем по дорогам вне населённого пункта с малой интенсивностью движения» рассматривается значение темы в учебном процессе, разрабатывается план урока, а также содержание урока, отображенное в плане-конспекте.

Многочисленными исследованиями,проводимыми ГАИ РБ установлено, что в системе «водитель-автомобиль-дорога» решающая роль принадлежит человеку, это в свою очередь влияет на качество подготовки водителя. Значит, задача мастера состоит в том, чтобы создать условия для эффективного обучения.От него, от его подготовки и опыта зависит, в основном, повышение безопасности движения, что имеет неоценимую социальную значимость.

 

 

Характеристика темы в образовательном процессе

 

Тема «Управление автомобилем по дорогам вне населенного пункта с малой интенсивностью движения» пересекается с другими темами в тематическом плане по учебному предмету «Управление автомобиля категории"С"». На начальном этапе обучения управлению изучаются основные приемы пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами. На последующих уроках эти знания, умения и навыки расширяются, углубляются, систематизируются, а также отрабатываются умения применять полученные теоретические знания на практике во время движения механического транспортного средства. Такая последовательность выполнения занятий способствует реализации основных принципов дидактики.

В данном уроке реализованы некоторые принципы дидактики:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

· принцип научности содержания и методов образовательного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием о дорожном движении.

Здесь следует выделить межпредметные связи урока «Управление по дорогам вне населенного пункта с малой интенсивностью движения» с учебными предметами:

· Устройство и эксплуатация автомобилей;

· Правила дорожного движения;

· Основы управления транспортным средством и безопасность движения;

· Охрана труда;

· Охрана окружающей среды;

· Доврачебная помощь пострадавшим при ДТП.

Принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками в управлении выражен в возрастании сложности заданий на уроках с уровнем теоретической подготовки и качеством выполнения упражнений, предложенных на занятиях согласно тематическому плану.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли мастера производственного обучения реализовывается в повышении мотивации к правильному выполнению, запоминаю и самостоятельному принятию решений на дороге.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода реализовывается личным примером мастера, а так же рассматривая поведение других участников дорожного движения, выявляя ошибки в приемах управления автомобилем и нарушения ПДД.

Принцип доступности обучения реализуется за счет индивидуальной формы проведения занятия, что позволяет применить дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

В общем виде учебно-воспитательные цели можно сформулировать таким образом:

· выработать у учащихся практические умения и навыки в проведении ежедневного технического осмотра;

· научить управлению автомобилем в различных ситуациях и дорожных условиях с большой интенсивностью движения;

· закрепить теоретические знания по устройству автомобилей, техническому обслуживанию, охране труда, правилам дорожного движения;

· развивать внимательность, собранность, техническое мышление;

· воспитывать уважение и ответственное отношение к участникам дорожного движения.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Cтарший мастер

Клецкого сельскохозяйственного профессионального лицея

____________Ю.М.Абцешко

_______________ 2015

План урока

Тема № 3. Управление автомобиля по дорогам с малой и большой интенсивностью движения

Упражнение № 8.Управление автомобилем по дорогам вне населенного пункта с малой интенсивностью движения

Цели урока:

обучения научить обучающегося правильному управлению автомобилем во время движения по дорогам вне населенного пункта

воспитания способствовать воспитанию у обучающегося бережного отношения к автомобилю, уважения к пешеходам и водителям других транспортных средств

развития создать условия для развития логического мышления, способностей обучающегося принять правильное решение; перенос теоретических знаний на практические действия

Методы: объяснение, личный показ, практическое действие учащихся

Место проведения: учебный маршрут №нет

 

 

№ п/п Этапы урока
1. Вступительная часть: § Представление прибывшего обучающегося и предъявление им индивидуальной книжки; § Обратить внимание на готовность обучающегося к занятию по состоянию здоровья; § Определить по индивидуальной книжке учета управления номер очередного упражнения; § Внести номер упражнения и фамилию обучающегося в путевой лист; § Объявить обучающемуся номер упражнения, его цель и задачу при обучении упражнению; § Проведение инструктажа мастером производственного обучения управлению по технике безопасности; § Осмотр автомобиля: проверка работы автомобиля визуально и по показаниям приборов; § Напоминание обучающемуся основных моментов по управлению автомобилем; § Индивидуальная подгонка и регулировка рабочего места обучаемым.
2. Основная часть: § Для объяснения и показа выполнения задания мастер садится за руль и в замедленном темпе показывает обучающемуся выполнение упражнения, сопровождая свои действия краткими пояснениями; § Напоминает меры безопасности; § Самостоятельные практические действия обучающегося (выполнения задания); § Мастер следит за выполнением действий обучающегося; § Разбор ошибок, допущенных при управлении; § Повторное выполнение задания с учетом анализа ошибок; § Движение по маршруту, указанному мастером с постановкой задач во время движения – на отметку.
3. Заключительная часть: § Анализ пройденного занятия и отметка действий обучающегося; § Оформление индивидуальной книжки и путевого листа; § Задание на дом: повторение тем "Расположение транспортных средств на проезжей части дороги" и "Маневрирование"

 

Мастер

производственного обучения Казак В.А.

 

 

 

План-конспект урока

 

Вводная часть

 

№ п/п Учебные вопросы и действия учащегося Время Действия МПОУМТС
       
  Прибыть на площадку начального обучения, представить МПОУ МТС индивидуальную книжку учета вождения мин Обратить внимание на готовность обучаемого к занятию по состоянию здоровья; Определить по индивидуальной книжке учета вождения номер очередного упражнения; Внести номер упражнения и Фамилию И.О. обучаемого в путевой лист; Объявить обучаемому номер упражнения, его цель и перечислить задачи отрабатыва-емого упражнения и указать время на их отработку. Обратить внимание на учебные вопросы, которые отрабаты-вались на предыдущем задании и характерные ошибки, допущенные в ходе предыдущего занятия из записей контрольного листа.
  Проводит контрольный осмотр автомобиля перед началом движения   мин Ставит задачу на проведение контрольного осмотра автомобиля перед началом движения. Обращает внимание обучаемого на проверку исправности световых указателей поворотов, исправ-ность стоп-сигналов, в дождливую погоду или снега, наличие жидкости в бачке омывателя стекла и исправность работы дворников.

Основная часть – 100 минут

Выезд на дороги вне населенного пункта. Движение в транспортном потоке. Остановка у обочине и начало движения. Проезд пешеходных переходов. Соблюдение дистанции в транспортном потоке.

 

Задачи:

 

– Обучить обучаемого движению с соблюдением дистанции в транспортном потоке.

– Остановке у обочине и начало движение от нее.

– Проезд пешеходных переходов.

 

Режим обучения:

Показ мастером обучения начала движения при выезде на дороги вне населенного пункта. Показать обучаемому порядок движению в транспортном потоке, остановке у обочине и начало движения от него. Порядок проезда переходов. – 10 мин.

 

Место занятий и средства обучения

 

Занятия проводятся на участке кольцевого маршрута позволяющего выполнить обучаемому поставленную задачу данного упражнения.

 

№п/п Учебные вопросы и действия учащегося Время Действия МПОУМТС
       
  Посадка на рабочее место водителя, подгонка и регулировка сиденья, зеркал заднего вида. 2 мин   Убеждается, что обучаемый правильно подогнал сиденье, отрегулировал зеркала заднего вида.
Действия обучаемого при начале движения в транспортном потоке. Осмотр полосы движения в зеркало заднего вида; Включение светового сигнала поворота 30 мин Контролирует обучаемого, чтобы тот убедился, что полоса движения позволит без помех другим участникам движения начать движение; Контролирует включение светового сигнала поворота и после начала движения его выключение
Действия в транспортном потоке   Выдерживает дистанцию необходимую для безопасного движения по маршруту. 40 мин Обращает внимание обучаемого на дистанцию необходимую для безопасного движения.
  Остановка у обочине и начало движения от него Остановка автомобиля производится: При помощи плавного торможения ножным тормозом с включенным сцеплением и передачей (основной способ). За счет потери инерции движения автомобиля, своевременным переводом рычага переключения передач в нейтральное положение и плавным притормаживанием для включения стоп-сигнала (вспомогательный способ).     Необходимо предоставить самостоятельность в выполнении данного маневра. Объясняет, что резкое торможение допускается, в крайнем случае, при угрозе наезда на препятствие. Требует обязательного включения стояночного тормоза после остановки автомобиля и включения светового указателя поворота.
Перед началом движения от обочины \ обучаемый обязательно должен подать сигнал световым указателем поворота, соответствующий направлению движения.   Обучаемый должен убедится перед началом движения в том, что своим маневром не создаст помехи движущимся транспортным средствам.   Обязан напомнить обучаемому, что включенный сигнал указателя поворота не дает преимущества в выполнении маневра и подается до его начала. Напоминает обучаемому, что водители маршрутных ТС имеют преимущества при начале движения от обозначенного остановочного пункта в населенном пункте при его перестроении на крайнюю правую полосу движения.

Контроль усвоения

 

  При контроле усвоения обучаемый должен выполнить следующее: – Плавное трогание с места; – выдерживание дистанции в транспортном потоке обеспечивающей безопасное движение; – парковка возле на обочине дароги; – грамотно начинать движение от обочины, с обязательной подачей световых указателей поворота.   10 минут Контрольным заданием является задача: проехать по специально разработанному маршруту с наименьшим количеством ошибок.  

 

 

Типичные ошибки

 

  Несоблюдение дистанции в транспортном потоке; При перестроении забывают уступить дорогу ТС движущимся в попутном направлении;   Несогласование в действиях при пользовании световыми указателями поворотов (забывают включать, а после завершения маневра выключать их); Слабо оценивают дорожную обстановку в зеркалах заднего вида; Задержка автомобиля при движении от обочины.   10 минут     Объясняет, на личном примере показывает для последующего устранения учащимся ошибок.  

 

 

Заключительная часть

 

 

  Напомнить обучаемому содержание выполненного упражнения; Дать лист контроля, где указаны его ошибки; Объявить отметку обучаемому; Сделать запись в карточке индивидуального учета вождения и в путевом листе с обязательной росписью обучаемого.       5 минут Оценочные параметры устанавливаются по аналогии с оценкой на предыдущих этапах подготовки. Оформить карточку индивидуального учёта вождения и путевой лист.  
  Задание обучаемому на дом   1. Каков порядок действий при выезде на дорогу вне населенном пункта со второстепенной дороги? 2. От каких факторов зависит выбор безопасной скорости движения, дистанции?   3. Какие типичные опасные ситуации могут возникать при выполнении объезда препятствия, обгона? 4. Что необходимо учитывать при выборе скорости движения на дорогах? 6. Какие опасные ситуации могут возникать при проезде пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств? 7. Какие меры безопасности должен предпринять водитель при обгоне,обьезде?         В конце занятия мастер предлагает обучаемому самостоятельно подготовить ответы на вопросы.  

 

 

Приложение 1

 

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

По проведению ежедневного технического обслуживания автомобиля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...