Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафора многоуровневая комбинированная

Возможный алгоритм

1. Выявление и рационализация проблемы, составление сценария ее возникновения, развития и способов решения. Например, ответы на вопросы: что случилось? С кем случилось? Почему случилось? Как воспринимает случившееся сам человек? Какие его убеждения и поступки привели к случившемуся? Что вероятнее всего случится, если он станет продолжать в том же духе? Что нужно изменить, чтобы не стало еще хуже?

2. Символическая зашифровка сценария. Превращение его в метафору (либо выбор уже существующей).

3. Сообщение метафоры клиенту.

4. Обсуждение метафоры.

Пример

Реальная проблема: ребенок любит устраивать глупые шутки и розыгрыши. Например, во время купания кричит: “помогите, тону!” — а во время прогулки падает и заявляет, будто он сломал ногу. Вероятный результат: скоро его перестанут воспринимать всерьез. И возможно, оставят без помощи, когда он будет в ней реально нуждаться.

Метафора (вольный пересказ сказки Л.Н. Толстого). В одной деревне жил мальчик. Он работал пастухом при деревенском стаде. Утром выгонял стадо пастись на луг недалеко от села, вечером загонял обратно. Однажды днем ему стало скучно, и он решил устроить себе развлечение. Начал кричать: “Волки! Волки! Помогите!” Мужики, работавшие неподалеку в поле, услышали крики. Поверили. Похватали дубины, косы, вилы и прибежали на крик — прогонять волков. Но волков не было. Мальчик вдоволь насмеялся над “глупыми взрослыми” (будь он чуть постарше, его бы за такое поколотили, а так, “что с несмышленыша взять”). На второй день он еще раз развлекся тем же способом. А на третий… действительно напали волки. Мальчик испугался, закричал по-настоящему. Но слышавшие его мужики не поверили и не пришли на помощь. Так волки растерзали не только все стадо, но и мальчика.

Обсуждение: этот мальчик тебе никого не напоминает? Как ты думаешь, почему с ним случилась такая беда?

Метафора педагогическая

Используется для доходчивого, но ненавязчивого объяснения тех причин, по которым следует вести себя общественно приемлемым образом. Обычно метафорой служит либо поучительная сказка, либо описание жизненного случая. При этом метафора не должна быть просто рассказом о событии, в ней должно присутствовать описание психологии персонажа, должны объясняться причины, по которым события пошли именно таким образом.

Чаще всего используются следующие элементы. Выбирается “плохой” персонаж, очень похожий поведением на конкретного ребенка. Описание мыслей персонажа, в которых он объясняет и оправдывает свое негативное поведение. Злодей, который выступает в роли темной стороны личности главного героя и поддерживает его дурные поступки. Герой-помощник, который пытается наставить главного персонажа на путь истинный, но сперва безуспешно. Порой смертельно опасная ситуация, в которую персонаж попадает в результате своих поступков. Осознание персонажем собственной вины в случившемся. Понимание правоты героя-помощника, внутреннее перерождение. Спасение. Жизнь по новым правилам. Мораль.

Для наглядности попробуем сымпровизировать соответствующую данной структуре сказку.

В одном лесу в берлоге жили-были старый медведь дядя Миша и внучок его — медвежонок Мишутка. Тут же по соседству жили лисица, белка, заяц, барсук, еж, бобер и многие другие лесные звери. У всех были свои детишки — ровесники Мишутки. С ними он и играл целыми днями на полянке и в рощице недалеко от дома. (Дальше родители никому уходить не разрешали. За рощицей начинался непроходимый дремучий лес. А в самой глухой чаще в глубокой темной норе жил злой Серый волк, охочий до мелких зверушек.)

Время бежит, детишки растут, рос и медвежонок Мишутка. И чем больше рос, тем сильнее становился — намного сильнее своих товарищей. А поняв однажды свою силу, начал он над друзьями зло подшучивать. То на хвост лисенку наступит, то барсучонку подножку поставит, то зайчишке по уху даст. Один только бельчонок оплеух от него не получал — шустрый был очень… Стали друзья на Мишутку обижаться, просить, чтоб прекратил безобразничать, А ему и дела нет. Пуще прежнего шалит. “А что такого? — говорит, — я самый сильный. Мне можно. Все равно вы мне ничего не сделаете!”

Прознал про то Михаил Иванович. Трепку внучонку задал.

— Не смей, — говорит, — нас, медведей, позорить. Не для того нам сила дана, чтобы безобразить, а для того, чтобы других защищать. За то нас, медведей, всегда уважали и на помощь приходили, коль беда случалась. А будешь и дальше всех обижать — всех друзей растеряешь. А в беду попадешь, никто тебе помогать не станет.

Слушает Мишутка деда, а сам думает. “Ну вот еще, про беду какую-то говорит. Кто мне страшен, если я после деда самый сильный в лесу? А эти слабаки… Чем они мне помочь смогут, даже если что и случится? В общем, не прав ты, дед. Как “веселился” я, так и буду “веселиться”. И с утра за старое принялся. Надоело это зверятам. Перестали они Мишутку в игры принимать. Сторониться начали. И стал медвежонок в сторонке от всех скучать. А тут, на беду, пробегал мимо поляны голодный серый волк. Глядь — ребятишки резвятся большой гурьбой. А чуть в стороне Медвежонок пригорюнился — большой, жирный. У волка прямо слюнки потекли. Хотел он на Мишутку сразу наброситься да в лес утащить. Но побоялся. А ну как другие зверята увидят и старших на помощь позовут. Решил волк схитрить. Сделать так, чтобы зверята на медвежонка совсем обиделись и убежали от него подальше.

Вот, завилял он хвостом, подошел к медвежонку.

— Привет! — говорит. — Чего такой грустный?

— Скучно, — медвежонок отвечает, — все играют, а меня не берут.

Волк засмеялся.

— Ты что, забыл, что ты медведь? Тебя все слушать должны. Иди к ним и скажи: берите меня в игру, а не то всем накостыляю.

Подумал медвежонок и согласился. Пошел к зверятам. Сказал всё, как велели. А те возьми да и разбегись в разные стороны. Не хотят с Мишуткой разговаривать. Собрались снова на соседней полянке и опять игру затеяли. А волк видит — всё по его случилось. Не успел Мишутка и глазом моргнуть, как бросился на него серый, схватил в охапку и в темный лес потащил. Только и успел крикнуть Мишка:

— Помогите, меня волк поймал!

Слава Богу, друзья крик услышали. И сказал бельчонок:

— Слыхали? Кажется. Мишка кричал. Пойдем посмотрим.

Но зверята не захотели.

— Еще чего! Мы на него обиделись. Он нам на хвосты наступал, подножки ставил, по ушам бил. Пусть теперь без нас гуляет и кричит сколько влезет.

Что тут ответишь — побежал бельчонок один. Смотрит — нет Мишки. Вокруг трава измята, клочки шерсти валяются — словно кто-то дрался. Понял бельчонок — украли Мишутку. Вскарабкался на дерево. Посмотрел вокруг. Так и есть. Мелькают меж деревьев то волчий хвост, то голова Мишутки — вот-вот совсем пропадут из виду. Делать нечего. За помощью бежать поздно. Надо одному медвежонка выручать. И поскакал бельчонок следом. Прыг-скок, с ветки на ветку. А волк долго-долго по лесу петлял — чтоб следы запутать. Наконец прибежал к своей норе, медвежонка внутрь толкнул. Завалил вход плоским камнем, подпер его толстой корягой.

— Не скучай, малыш, — сказал, — скоро гостей приведу — других волков. Вместе попируем.

Засмеялся и убежал. А Мишутке не до смеха. Навалился он на камень, хочет его с места сдвинуть, да не может — коряга не дает. Устал, из сил выбился. Сел и заплакал. Не только от страха, но и от обиды на себя самого. “Какой же я глупый, — всхлипывал он, — не слушал деда. А он правду сказал. Не самый я сильный — волк и тот сильнее оказался. И друзей зря обижал. Все меня бросили. Я бы тоже такого дурака бросил. И что теперь мне делать? Кто мне поможет? Если спасусь, никогда больше безобразничать не буду. Буду помогать всем. На то мне и сила дана…”

Вдруг слышит Мишутка — шорох снаружи. Выглянул в щелку, а там бельчонок. Обрадовался медвежонок.

— Привет! — кричит, — как хорошо, что ты меня нашел, помощь скоро будет? А то вот-вот волк с дружками вернется.

— Некогда нам помощи ждать, — ответил бельчонок, — сами справимся.

У медвежонка сердце в пятки ушло, но все же он не только за себя, но и за друга испугался.

— Беги отсюда, — крикнул, — ты мне не поможешь, только сам пропадешь. Слабенький ты слишком, а этот камень даже я отвалить не могу.

Бельчонок засмеялся:

— Глупый ты, Мишутка. Только силой все меряешь, а головой не думаешь. Дело не в камне, а в коряге, что его подпирает. Ее даже я отодвину.

Так оно и получилось. Как убрали корягу, так камень сам откатился. Выскочил медвежонок из волчьей норы и во все лопатки домой. Бельчонок дорогу показывал.

С тех пор медвежонок больше ни с кем по пустякам не ссорился. Если мог — помогал. И так дожил до глубокой старости в уважении и почете. А что с волком стало? Нашел его старый медведь Дядя Миша. Вместе с другими зверями поймал да из лесу навсегда выгнал. Спасибо еще, что не заломал совсем.

Рисунки Е.Медведева

2. Метафора-намек

Используется в тех случаях, когда необходимо помочь человеку самому дойти до нужной мысли (обычно неприятной для него и натыкающейся на психологическую защиту). При этом тот человек, который говорит, сохраняет возможность “откреститься” от сказанного (я такого не говорил, ты сам так понял), а тот, которому говорят, “сохраняет свое лицо”, поскольку открыто его никто не ругает. Чаще всего для такой метафоры используются устойчивые общепризнанные сравнения и выражения.

Пример. Ты так гордишься тем, какой ты хитрый, ловкий, пронырливый и вообще — “непотопляемый”. А зря! Помнишь, что у нас никогда не тонет?

3. Метафора учебная

Многие научные явления бывает трудно объяснить человеку, не владеющему специальной терминологией. Однако зачастую показать суть явления можно на привычных жизненных (или вымышленных) примерах, обладающих схожими признаками. Кроме того, такой подход часто позволяет увидеть проблему под совершенно новым углом зрения, что развивает кругозор учащегося.

Пример 1. На уроке анатомии можно долго рассказывать об основных органах, каждый из которых имеет свою функцию, о кровеносной системе и кровяных тельцах, осуществляющих доставку нужных веществ, и пр. В то же время можно доступно описать организм и его процессы на примере городской жизни, которую мы видим каждый день и лучше понимаем. Дороги — кровеносная система. Транспорт, вовремя развозящий людей по местам работы, — кровяные тельца с нужными веществами. Автомобильные пробки — тромбы, несущие угрозу жизнедеятельности организма.

Пример 2. Говорят, что при наступлении на Киевскую Русь монголо-татарских орд русские князья не смогли сплотиться из-за так называемой феодальной раздробленности. Обычно ее сводят к экономическим и политическим факторам. Однако можно посмотреть на это с точки зрения психологии, а именно сравнить поведение князей со своим собственным. Так всегда ли мы можем быстро осознать и поверить, что на нас надвигается угроза, требующая неординарных мер? Нет, мы предпочитаем уменьшать масштаб угрозы и убеждать себя, что такое уже было и мы с этим справлялись малыми средствами без посторонней помощи. Так же и князья могли не поверить, что на них надвигается не пара-тройка полудиких кочевых племен, а сплоченная, организованная, невиданная по своим масштабам армия. А кроме того, как сегодня, так и тогда принятию разумного решения могли помешать личные претензии и глубокая неприязнь князей друг к другу.

Метафора лечебная

В психотерапии она называется психологической или психотерапевтической. Ее задача — помочь человеку осознать и принять тот факт, что он сам загнал себя в психологическую ловушку, которая привела к возникновению проблемы или к соматической болезни. А затем указать возможные пути решения проблемы и мотивировать человека на активные действия.

Другие метафоры используются для психодиагностики, когда в ответ на какой-то заданный образ человек начинает выдавать бессознательные ассоциации, по которым психолог может судить о том, что скрывается в глубине его души.

Пример. Не надо быть профессионалом, чтобы понять, что человек, у которого слово “дом” ассоциируется с холодным полуразвалившимся сараем, имеет проблемы в семейной жизни.

Есть и особый способ использования метафор (например, в символдраме) — вызвать первичные и вторичные ассоциации, связанные с указанным образом, а затем проживать их по принципу “свободного потока” с целью самоизлечения (новые образы становятся дополнительными источниками внутренней энергии и материалом для осмысления).

5. Метафора философская

Используется в тех случаях, когда нужно описать или объяснить неоднознозначное явление жизни. То, которое трудно сразу понять или признать. Например, что добрый, но необдуманный поступок может послужить злу, а привычка к труду, нередко рутинному и скучному, дает возможность прожить интересную насыщенную жизнь, полную вдохновения и открытий.

6. Метафора-перевертыш

Ее цель — образумить человека, вставшего на опасный путь и не понимающего, куда он движется. Типичная проблема: человек постоянно совершает рискованные поступки, которые легко могут привести к беде и даже к гибели (например, любовь к быстрой езде на автомобиле). Структура: описание стиля поведения человека, выявление результата, которого он пытается добиться, логический вывод — кем он должен был бы быть, чтобы при таком поведении достигнуть указанного результата. Чаше всего он ведет себя как киношный супермен. абсолютно неуязвимый, неутомимый, всемогущий, а в реальной жизни все совершенно по-другому. “Тыкание носом” в этот факт. Напоминание о том, что, в отличие от описанного супермена, клиент — обычный человек из плоти и крови, для которого последствия неудачи неизбежно будут печальными.

Пример. Похоже, ты вообразил себя героем компьютерной игрушки-стрелялки, которого могут сто раз убить, а он все равно перезагрузится и возродится в сто первый раз — целый и невредимый. А как иначе можно расценить твое поведение? Ты же драки постоянно затеваешь, через дорогу перед машинами бегаешь, делаешь всякие глупости “на слабо”. В общем, ведешь себя так, будто ты бессмертен. Пока тебе везло. А если не повезет? Покалечишься или расшибешься насмерть! “Перезагружаться” будешь? Интересно, как? Может, пойдешь в больницу и посмотришь на таких же лихачей, как ты, что еще вчера были здоровые, а теперь лежат переломанные, а то и вовсе безногие, безрукие?

7. Метафора объяснительная

Использует наглядный образ, для того чтобы объяснить какой-то жизненный процесс или явление, схожее по внешним признакам. Например, изучение науки или освоение искусства можно уподобить строительству дома, где выработка базовых умений и навыков — закладка фундамента, возведение надстроек — собственно творчество, научное или художественное. Данный тип метафоры может быть использован для мотивации при освоении основ нового дела — часто скучных, рутинных, но необходимых.

8. Метафора прогностическая

Используется для наглядной демонстрации наиболее вероятных последствий сегодняшнего поведения. Объясняет причину негативных последствий и доказывает их логическую неизбежность.

Пример. Басня И.А. Крылова “Волк и кот”. В ней рассказывается про волка, который спрашивает у деревенского кота, какой из деревенских мужиков мог бы спрятать его от охотников. Кот перечисляет всех, но волку никто не подходит. Каждому он когда-то навредил (загрыз домашнюю скотину) и у каждого есть на него зуб.

Метафора-перенос

Суть метафоры в том, что для объяснения и понимания какой-то ситуации мы мысленно переносим себя в нее, или наоборот — переносим ее в свое время и в свою жизнь. Для этого используется наглядная детализация, визуализация. Данная метафора особенно полезна при изучении гуманитарных наук, особенно истории, географии, литературы.

Пример. Ты говоришь: мне трудно понять, как можно на войне во время боя бросить все и бежать. А как же товарищи, как же долг? Обрати внимание: ты говоришь это, сидя в теплом кресле, тебе ничего не угрожает. Ты твердо уверен, что завтрашний день для тебя наступит и наверняка будет лучше, чем вчера. Опыта выживания в экстремальной ситуации, когда жизнь висит на волоске, у тебя нет. Теперь представь, что уже через неделю ты окажешься в окопе, в самой гуще боя. От свиста снарядов и падающих бомб, треска выстрелов и пулеметных очередей, грохота взрывов трясется земля. Голова раскалывается от боли, уши закладывает, перед глазами кровавая пелена. Вокруг лежат трупы и стонут раненые. Уцелевшие солдаты бегают, суетятся, что-то кричат, стреляют. Перед собой метрах в пятидесяти десятки наступающих вражеских солдат растянулись цепью. Они бегут прямо на тебя, тоже кричат, стреляют из автоматов. У тебя же в руках винтовка-трехлинейка, которую нужно перезаряжать после каждого выстрела. И всякий раз надо высовываться из окопа, подставляя голову под град шальных пуль.

Вместе с наступающими солдатами с грохотом надвигаются железные громады танков — черные неуязвимые крепости. Внезапно один из них изрыгает пулеметную очередь. Пули впиваются в землю за твоей спиной, и твой товарищ, только что живой и здоровый, падает без половины головы. Кровь и мозги разлетаются во все стороны, попадают тебе в лицо. А в следующий миг на тебя пикирует вражеский самолет. И ты пронзительно остро чувствуешь, что жить тебе, быть может, сталось меньше секунды.

…Представил? Теперь понятно, почему некоторые обращались в бегство?

Метафора аналоговая

Ее назначение — помочь человеку осознать суть непонятной ситуации путем сопоставления ее с другой, знакомой. Может использоваться, например, для мотивации человека на преодоление трудностей, связанных с освоением принципиально новой деятельности.

Пример. Ну и что, что сейчас у тебя ничего не получается (например, танцевать). Ведь ты никогда не занимался ничем подобным. Ты сейчас как младенец, который только учится ходить — постоянно падает, не может сделать ни шагу. При каждом движении его мотает из стороны в сторону. Но ведь ты когда-то это уже преодолел. И теперь легко ходишь, бегаешь, прыгаешь, то есть не задумываясь и с удовольствием делаешь вещи, которые младенцу показались бы запредельно трудными или даже абсолютно невозможными. Слава богу, младенцы не умеют думать так, как ты сейчас — переживая из-за каждой неудачи, сравнивая себя с теми, кто достиг мастерства. Он просто делает, ошибается, устает, отдыхает и снова делает. И с каждым разом все лучше и лучше. Представь, что ты — такой младенец. И все у тебя получится.

11. Метафора — абстрактная схема

Очень специфический и трудный тип метафоры. Суть ее заключается в том, что все символы, задействованные в ней, носят подчеркнуто абстрактный характер, невозможный в действительности. Но зато они имеют одно ярко выраженное свойство, взятое из реальной жизни. Набор этих объектов и их ключевых свойств обыгрывается для того, чтобы показать, как подобные же объекты взаимодействуют в реальности. Чаще всего такая метафора применяется для ответа на сложные вопросы о жизни. Те, на которые трудно ответить с помощью простого логического рассуждения.

Пример из практики автора. Однажды учащиеся 8-го класса ехидно спросили меня, а какая вообще польза от изучения гуманитарных наук в нашем мире, где главное — деньги и расчет. Вероятнее всего, они намеревались поставить меня в тупик или вовлечь в примитивный спор, где я бы заведомо проиграл. Однако я начал ответ с другого конца. Я спросил: нравится ли вам то, что вы обладаете цветным зрением? А то, что вы можете, прикасаясь к предметам, ощущать их вес, фактуру, температуру? А что бы вы почувствовали, если бы, проснувшись утром, обнаружили, что стали дальтониками плюс утратили всякую тактильную чувствительность? Чувство глубокой потери. Но почему? Ведь с точки зрения рациональной логики цветное зрение и тактильная чувствительность вам не нужны? Наверняка, есть успешные бизнесмены-дальтоники. Значит, в жизни важны не только деньги, но и возможность воспринимать мир во всей полноте красок и наслаждаться этим.

Идем дальше. Представим худшую ситуацию. Вы проснулись и поняли, что отныне способны видеть только то, что вам объективно необходимо видеть в данный момент. Скажем, вы едете с другом в машине вдоль берега моря, друг наслаждается восходом солнца, голубым небом, облаками, синим-синим морем, не говоря уже обо всем остальном. Вы же видите только серую ленту дороги да черные пятна встречных машин. И более ничего, ведь чтобы успешно вести автомобиль, этого достаточно. Все остальное — белая пустота.

Или представьте себе, что данной болезнью болеете не вы, а ваш знакомый. Но болеет с рождения, а потому вовсе не страдает. Чувствует себя вполне комфортно. Вы его жалеете, но молчите о том, что видите мир более ярким. А однажды узнаете, что можно сделать очень дорогую, очень сложную и болезненную операцию, которая даст ему полноценное цветное зрение. Теперь внимание: скажите мне, какими словами и аргументами вы будете убеждать своего больного друга, что приобретение цветного зрения стоит денег и физических страданий? Затрудняетесь? И это вполне понятно. Трудно объяснить человеку, не знающему ничего, кроме серого цвета, как красива семицветная радуга, какое эстетическое наслаждение она дарит, как обогащает внутреннюю жизнь.

Точно так же мне трудно объяснить вам, насколько интереснее, насыщеннее и богаче жизнь человека, который может чувствовать себя частью истории, частью природы, общества, который способен получать наслаждение от красивой музыки, живописи, архитектуры. Я могу так чувствовать, потому что когда-то поверил своим учителям истории, музыки, литературы, искусства, преодолел первые трудности обучения. Вы же еще не способны получать такое удовольствие от жизни, поскольку многого не знаете. И НИКОГДА не будете получать, если не начнете изучать сейчас гуманитарные науки. Извините за прямоту, но мир, в котором вы живете сегодня, чрезвычайно скучен и убог по сравнению с моим. Я был на вашем месте, поэтому знаю. Вы этого пока не понимаете, а я не могу вам логически что-либо доказать и потому прошу просто поверить мне.

Метафора многоуровневая комбинированная

Иногда проблема, требующая разрешения, настолько сложна и многогранна, что одна метафора не спасает положения. Приходится разбивать сложную проблему на несколько мелких и последовательно решать, сочетая метафоры с рационально-логическим рассуждением.

К сожалению, метафора не всегда служит добру. Ведь при всем ее разнообразии она — лишь иллюстрация и не позволяет создать полную картину действительности, но успешно создает иллюзию полноты. При умелом подходе с помощью метафоры можно доказать любую идею — даже самую жестокую и ложную. Особенно опасно это явление потому, что метафора обращается к глубинной, некритичной части нашей психики.

Вся политическая и бытовая демагогия, все детские дразнилки и взрослые ярлыки построены на использовании метафор.

Как же противостоять любителю использовать метафоры во зло? Самое главное — вынуждать его спорить открыто и на равных, переходить на язык конкретных аргументов и фактов, в котором он обычно не силен.

Вот несколько приемов.

• Оперативное создание контрметафор.

Пример. Начальник создает подчиненным отвратительные условия работы, но требует высоких результатов. В ответ на претензии и жалобы привычно отмахивается: “плохому танцору всегда пол мешает”. Такому можно ответить: “Конечно. Особенно если пол из одних дырок, а кое-кто, обязанный их заделать, свои обязанности не выполняет”.

• Снижение значимости самой метафоры. (Интересно, и где же вы такой бред вычитали?)

• Унижение любителя метафор. (Я-то думал, что у вас своя голова на плечах, а вы только чужие мысли повторять умеете, и те не первой свежести.)

• Разоблачение метафоры. (К чему вы тут говорите: “что позволено Юпитеру, то не позволено быку”. Это вы себя, что ли, Юпитером считаете? По мне, так вам до быка — расти и расти.)

• “Косить под дурачка”. (Мы люди простые, академиев не кончали, так что вы нам попроще объясните. Лучше всего фактиков дайте, да побольше.)

• Прямое отвержение разговора на иносказательном языке и требование перейти на язык рациональный. (Мы не на конкурсе поэтов, поэтому давайте четко и по делу.)

Примечание. Понятно, что использование этих приемов открыто не всегда возможно. Однако внутреннее проговаривание контрдоводов позволяет не “сломаться” психологически под действием столь “весомых” аргументов.

П оследний вопрос: как же научиться использовать в работе такое разнообразие метафор? Ответ прост и сложен одновремено: надо постепенно учиться гибко и оперативно мыслить, формулировать идеи и образы, говорить красиво и доступно. Материал же для работы в изобилии поставляют гуманитарные науки, да и сама жизнь. Нужно просто подмечать, анализировать и запоминать яркие случаи и эпизоды. А в нужный момент они сами всплывут в голове. И ни в коем случае не стоит пренебрегать навыками конкретно-логического мышления. В паре с навыками мышления образного они становятся великолепным инструментом общения и убеждения.

Евгений ПЯТАКОВ,
психолог,
Москва

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...