ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
|
Вид ошибки
| Пример с ошибкой
| Правка. Верный вариант.
|
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
|
Неверное управление зависимыми словами
| Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.
| Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален(чему?) количеству вложенного в него труда.
|
Описывать о происшестви и
| Описывать происшествие
|
Оплатить за билеты
| Оплатить билеты
|
|
|
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕЗ, НАВСТРЕЧУ, ПОДОБНОупотребляютсятолько с дательным падежом (кому? чему?)
| Вопреки обстоятельств
Благодаря хорошей погоды
| Вопреки обстоятельствам-д.п.
Благодаря хорошей погоде-д.п
НО вследствие дождя - род.п.
|
Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом
| По окончани ю
По прибыти ю
По приезд у
По истечени ю срока
| По окончани и
По приезд е
По прилёте
По прибыти и
По истечени и срока
По предъявлени и
По возвращени и
По получении
|
Глаголы вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать, печалиться + предлог по + сущ. Д.п.
|
|
Грустить по брату
|
Грустить, тосковать, стрелять и др. с местоимениями мы, вы в П.п.
| Грустить по вам,
тосковать по нам
| Грустить(по ком?) по вас,
Тосковать по нас
|
2.Ошибка в построении предложения с однородными членами предложения
|
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Обратить внимание на двойные союзы:
не только…,но и…; как…,так и…; если не…,то…;хотя…,но;
не столько…,сколько
| Медикаменты - это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
| Медикаменты – это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и для лечения травм.
|
Как первая часть союза, так и вторая часть союза требуют одного и того же члена предложения, падежа и т.д. Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
|
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
| Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
|
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять
другими словами
не только …, но и…;
если не…, то …;
как…, так и…
| В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)
| В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в нравах людей.
|
Нельзя соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное;
дополнение и придаточное изъяснительное
| Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты не будет.
| Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока. или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. (или два придаточных изъяснительных).
|
Ошибка в построении
предложения с однородными членами.
|
Я люблю и наслаждаюсь морем.
Натянуть и выстрелить из лука непросто.
|
Я люблю(кого? что?)море и наслаждаюсь (кем? чем?) им.
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
|
Недопустимо соединять в качестве однородных членов разные части речи.
| Я люблю музыку и стрелять из лука.
| Я люблю музыку и стрельб из лука.
|
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме.
| Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
| Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
|
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и
обобщающее слово.)
| Автор наделил Кутузова(чем?) редкими качествами: благородство, справедливость, простота.
| Автор наделил Кутузова(чем?) редкими качествами: благородством, справедливостью, простотой.
|
Пропуск предлога при однородных членах.
| Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
| Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
|
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных
членов.
| В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
| В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
|
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
|
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними родового слова(повесть, рассказ, роман, журнал, телепередача, картина и т.д.)
Если же нарицательное сущ.(родовое слово) отсутствует, то имя собственное изменяется.
| В картине «Спящ ем пастушк е» Венецианов передал всю прелесть русской природы.
| В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал
всю прелесть русской природы.
В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал
всю прелесть русской природы.
Внимание!!! В сюжете(композиции) «Отцов и детей»автор проводит главного героя через испытание любовью. (Верно).
|
4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
|
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом
| Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
| Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате.
|
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
| Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.(прич.оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и согласуется со словом «одно»).
|
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.
| Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
| Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
|
Недопустимо употреблять причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
| Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
| Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
|
5.Неправильное построение предложений с деепричастным оборотом.
|
И основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняет одно лицо.
| Подходя к музею, школьников охватило волнение. – Неверно. (Волнение охватило, но волнение не подходило к музею).
| Подходя к музею, школьники о чём-то спорили. (Школьники о чём-то спорили, и они же, школьники, подходили к музею.)
|
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
| Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно)(Нельзя)
| Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
Верно: Сдав экзамены, можно отдохнуть.(н.ф.г.)
|
Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким причастием.
| Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)
| Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
|
6.Неправильное построение предложения с косвенной речью.
|
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются
только местоимения третьего лица.
| Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». М.Горький как-то заметил, что «человек дорог мнесвоим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».
| Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.
М.Горький как-то заметил, что человек дорог емусвоим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя.
|
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
| Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. (наблюдается смешение прямой и косвенной речи)
| Автор утверждает, что онэто знает, а не просто предполагает.
|
7.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову.
Обратите внимание на несклоняемые существительные.
| ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.
В 2014 году Сочи стали столицей Зимних Олимпийских игр.
| ООН (организация) объявилао решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.
В 2014 году Сочи (город) стал столицей Зимних Олимпийских игр.
|
Необходимо соотнести подлежащее и сказуемое по числу как в простом предложении, так и в сложном (в главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе=(кто(тот)+ед.ч., все(те)+ мн.ч.) (единственное число у подлежащего и сказуемого или множественное число у подлежащего и сказуемого).
| Те, кто знает больше своего образования, будет восполнять пробелы других. Все, кто бывали в Ялте, не могли не любоваться красотой.
| Те, кто знает больше своего образования, будут восполнять пробелы других. Все, кто бывал в Ялте, не могли не любоваться красотой.
|
8. Ошибки при построении сложного предложения.
|
Неверное присоединение придаточной части создаёт
неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
| [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет
Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом).
| [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
|
Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
| Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
| Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
|
9.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
|
Глаголы должны быть в одном времени, виде.
| 1.Летом небо на юге чёрно-белое, и звёзды на нём как будто водилихоровод. (в первой части сложного предложения нулевая связка(настоящее время) составного именного сказуемого, а во второй части глагол-сказуемое в прошедшем времени).
2.Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.
| 1.Летом небо на юге чёрно-белое, и звёзды на нём как будто водят хоровод. (в первой части сложного предложения нулевая связка (настоящее время) составного именного сказуемого, а во второй части прошедшее время).
2.Пришлаосень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. (или наст.вр.)
|
| | | |
Отзыв (о чём-то), рецензия (на что-либо), оплатить (что)проезд, заплатить(уплатить) (за что-либо) за проезд, преимущество(перед кем-то),превосходство (над кем-либо), вера(во что), уверенность(в чём),беспокоиться (о ком-то),тревожиться(за кого-либо),удивлён(чем-либо)рассказом, указать (на что?)на недостатки, признаться(в чём?)во всём, упрекать (в чём?)в бессердечии, поражаться(чему?)терпению, отчитаться(в чём-либо), установить(что?), удивляться(чему?), уделять внимание (чему?), отчитаться (в чём?), скучать (по ком?)по вас, по нас, доказывать что-либо, поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; подвести итог чему-либо;
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.