Сравнительная характеристика философских взглядов Платона и Аристотеля
Критерий
Платон
Аристотель
Боги
Вера в богов – важнейшее условие устойчивости общественного миропорядка
Боги – предел созерцания, блаженства и чисто разумной деятельности
Боги, созидатели космоса, являются не чем иным, как космической мудростью, почему любезнее всего для них именно мудрецы.
Сущность вещей
Сущность вещей отдельна от них самих и обитает в царстве вечных и неизменных идей. Всякое явление только затемняет, портит свою идею.
Сущность вещей и явлений заключается в них самих; исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и через сочетания их образует свои теории и доказательства
Форма правления
Наилучшая форма правления – аристократическая республика
Классификация формы правления от лучшей к худшей:
§ аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
§ тимократия (несправедливая власть меньшинства — военных вождей, уважаемых граждан)
§ олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
§ демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
§ тирания (несправедливая власть одного человека)
Демократия является строем приятным и разнообразным, но не имеющий должного управления. Демократия есть свобода в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Таким образом, чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.
Существует так называемые «правильные» и «неправильные» формы правления. Государственное устройство можно сгруппировать по парам:
Монархия (правильная) – тирания (неправильная) – власть одного человека
Аристократия (правильная) – олигархия (неправильная) – власть группы лиц, нескольких
Полития (правильная) – демократия (неправильная) – власть большинства
Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии.
Гендерные отношения, отношение к семье
Семья как сфера частного существования далека от подлинного призвания и подлинной задачи разума (имеющего дело со всеобщим). Семья - неизменная, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей.
Для высших сословий существование семьи не допускается. Семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников. Браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей.
Для достижения сплоченности общества необходимо введение общности жен, детей, имущества. В интересах общества - воспитание детей не семьей, а обществом в целом.
Семья - необходимая ячейка, из множества которых составляется государство. Рабы – необходимая часть семьи. В семье есть три формы отношений: "господин и раб, муж и отец, отец и дети". Подчиненное состояние для очень многих людей только полезно, поскольку Мужчина является в силу своей природы властвующим, а женщина — подвластной. Однако брак основан на этических отношениях, поэтому Аристотель подвергает резкой критике тезис об общности жен.
Устройство государства
В государстве существует три начала. 1. Совещательное - правители (философы). Это интеллектуальная элита общества. Править должны знающие, т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями. 2. Защитное - воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства.
3. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).
В государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители.
Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство
Отношение к рабству
Люди не равны по природе. Рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости. Раб - некая одушевленная часть собственности. Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Рабство - институт, необходимый для построения правильного государственного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств в селения.
Отношение к частной собственности
Имущество – общее. Частная собственность допустимы лишь для членов низшей касты, земледельцев и ремесленников.
"Частная собственность коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.
Положение человека в обществе определяется собственностью.
Частная собственность помогает преодолеть последние пережитки общинного социального устройства.
Общность имущества философ считал противоестественным: «Человеку свойственно больше всего любить самого себя». Частная собственность – следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу.
Происхождение государства
Мифологическая теория
Государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах.
Патриархальная теория
Люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Государство является высшей формой общения между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
Отношение к закону
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам бог».
Принцип верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. "Всякий закон, в основе предполагает своего рода право". Это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию.
Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа, идея права.
Цель политической науки
Цель – достижение справедливости,
Построение идеального государства, построенного на обобщенной собственности.
Цель - воспитать в людях моральные качества, достижение всеобщего блага
Политическое учение тесно связано с этикой, которая является началом политики, введением к ней. Понимание политики предполагает представления о нравственности. политика должна ориентироваться на достижение общего блага, а ее главная цель - достижение справедливости. Но достигается это за счет умения и желания граждан повиноваться властям и законам. Что же касается самих правителей, то для умения властвовать им необходима добродетель нравственно совершенного человека.
Отношение к человеку
«Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».
Нет абсолютного противопоставления животных и человека. Тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.
Человек – политические животное. Цель людей – объединение в государство путем общения в целях обеспечения лучшего существования. Полис является высшей формой человеческого объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни, согласной с добродетелью
Справедливость
Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других.
Существует два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.
Вывод: Рассмотрев взгляды двух великих греческих философов – Платона и Аристотеля – на ключевые аспекты философии и политики, можно сказать, что в целом Аристотель разделяет социально-политические воззрения Платона, однако главные различия в воззрениях прослеживаются в методах достижения общей цели политики – прихода к всеобщему благу и достижению справедливости. У Аристотеля, в отличие от Платона, нет жесткой стратификации общества (исключая рабов, которых философ не считает полноправными членами общества по естественным законам природы). Более того, главное отличие философии Аристотеля от Платона состоит в отношении к семье и частной собственности. Семья, построенная на этической основе, на взгляд Аристотеля, должна быть основным общественным институтом, в то время как Платон видит обобществление жен, детей и имущества. Кроме того, Аристотель и Платон коренным образом отличаются во взглядах на частную собственность, обладание которой, по Аристотелю, «коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». При всем подчинении государству, Аристотель сохраняет за гражданином достаточную самостоятельность и в семье и в частной жизни.