Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра психологии и педагогики
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дипломная работа
Выполнила: студентка 5 курса Научный руководитель: Р.Р. Денисова Работа допущена к защите «» 2007г. Работа защищена «» 2007г. Оценка Председатель ГАК: (подпись) Благовещенск 2007 СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………...……………………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6 1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6 1.2. Природа детских страхов……………………………..……13 1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23 1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30 Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42 2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42 2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52 2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69 ПРИЛОЖЕНИЕ…….……………………………………………………………73 Введение
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка. Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции. Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников. Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий. 2. Изучить психологические причины формирования детских страхов. 3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка. 4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте. 5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников. Методологической основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.
База и методы исследования: данное исследование проводилось в г.Зее на базе Муниципального детского образовательного учреждения №3. Выборка исследования составила 60 человек (40 дошкольников и 20 родителей). Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ. В наших исследованиях применялись: методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи», опросник для оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, опросник для выявления страха разлуки П. Бейкер и М. Алворд, а так же проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л.Лебедевой. Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|