Сущность и виды международного туризма
В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев[16] (табл.2):
Таблица 2 Классификация туризма
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления. Туризм с целью отдыха[17]. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение. Общественный туризм. Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives - VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегриру-ются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы. Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях. Экономический туризм Этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д. Конгрессный (политический) туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма.
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону[18]. На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту проживания и работы. Формы туризма в зависимости от его организации. В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, путешествовать можно семьей, группой, но при этом путешествие будет называться одиночным. Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего противопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания.
Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три-пять часов; шесть-восемь часов; девять-одиннадцать часов; двенадцать и более часов[19]. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 – 365 ночей. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в свето-вой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. включают минимально - один, максимально - три ночлега. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: · дети, путешествующие со своими родителями; · молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); · относительно молодые, экономически активные люди 25-44 лет; · экономически активные люди среднего (45 – 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); · пенсионеры (65 лет и старше). Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать. Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Более полно предлагает классифицировать туризм Всемирная туристская организация по следующим типам: · внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; · въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; · выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» — въездной и выездной. Классификация туристов[20] При изучении туристического бизнеса очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли представители разных семей отдыхать одинаково и совпадут ли их потребности в туристском продукте. Ответ однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам: · в зависимости от их активности; · в зависимости от стиля жизни. Традиционно среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп: Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море. Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние прогулки, ночные развлечения. Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатся физических нагрузок. Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя. Классификация туристов по группам в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями. При выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов[21]: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты. Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку. Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но, в отличие от «наслаждающихся жизнью», им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона. Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами. Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать. Итак, на основании изложенного в первой главе данной работы можно сделать вывод о том, что из года в год международный туризм играет всё более заметную роль в мировой экономике и становится одним из важнейших его факторов,он приносит значительный доход в ВВП страны. С каждым годом международный туризм занимает все более лидирующие позиции на мировой арене.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
2.1 Анализ мировых тенденций и перспектив развития туризма в отдельных регионах мира
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. ВТООН, выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа[22]. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых. В классификации ВТООН выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция)[23]. Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным приростом в 5-6 %. По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов. С 90-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах. Таким образом, число прибытий с 1990 по 2009 год увеличилось почти в 10 раз (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Число туристских прибытий в мире
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл., что указано в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Доходы стран от продажи турслуг В общем числе туристических поездок в мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах. Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2008 году международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие, эти данные мы можем рассмотреть в таблице 3[24]. Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы.
Таблица 3. Международные прибытия и доходы от туризма в Европе.
Итак, исследовав данную таблицу, мы можем делать выводы о том, что наиболее привлекательной для туристов тур целью, все же остается Европа. Вероятно, данная тенденция наблюдается по причине хорошей инфраструктуры и разнообразие предложений. В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме. Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг, Корея, Тайвань и Сингапур В таблице 4[25], рассмотрим международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таблица 4. Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг - туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны. Рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие. Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа. Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию. Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%.
Таблица 5[26]. Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке
В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие. Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны. Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего становления как самостоятельного сектора хозяйствования. Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики. В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства[27]. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам. Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было в 1989 г. В 2003 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек[28]. Этот показатель заметно вырос с 2004 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 6).
Таблица 6. Международные туристские прибытия.
Международные туристские прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 2002 года по 2004 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма. Деятельность в регионах ВТООН Региональные представители ВТООН проводят прямые акции, направленные на укрепление и поддержку деятельности национальных туристских администраций. Каждый из регионов мира - Африка, Американский регион, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Южная Азия - находятся в центре внимания соответствующих региональных представителей, базирующихся в штаб-квартире Всемирной туристской организации в г. Мадриде. Деятельность направлена на повышение статуса национальных туристских администраций в их собственных странах и в то же время на повышение осведомленности о дальнейших шагах по развитию туризма и совершенствование технических и оперативных навыков. В контексте особого внимания к развитию туризма в странах тропической Африки, ВТООН разработала специальную программу технических мероприятий на период 2003-2004 гг. Не реже одного раза в год ВТООН проводит заседания своих 6 региональных комиссий для обсуждения деятельности Организации и определения приоритетов на будущее. Присоединившиеся члены, представляющие регионы, приглашаются к участию в конференциях и семинарах. Проекты регионального развития[29] Уникальная позиция ВТООН позволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма в группах стран-членов Организации. Проект "Шелковый путь" Начало которому было положено в 1994 г., направлен на возрождение туризма на этом древнем маршруте, по которому прошел Марко Поло. Шелковый путь простирается на 12 тыс. км от Азии до Европы, и для его осуществления свои усилия объединили 22 страны: Армения, Азербайджан, Китай, КНДР, Египет, Грузия, Греция, Иран, Италия, Израиль, Япония, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Корея, Российская Федерация, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. Проект "Путь невольников" Начатый в 1995 г. в рамках объявленного Организацией Объединенных Наций Международного года терпимости, направлен на стимулирование развития туризма в западно-африканских странах. Его непосредственными задачами является реставрация памятников, обогащение исторических музеев и организация на избранных направляющих рынках совместных рекламных кампаний. Всемирный день туризма Начиная с 1980 г. члены Всемирной туристской организации[30] ежегодно 27 сентября отмечают Всемирный день туризма. Посвященные празднованию мероприятия включают парады, концерты, туристские ярмарки, семинары, торжественные обеды, танцевальные вечера и бесплатное посещение музеев, а также другие мероприятия, которые привлекают внимание общественности к важной роли туризма в жизни местных сообществ. Рабочая группа по управлению туристскими центрами Принимая во внимание углубляющуюся децентрализацию туристских администраций, ВТООН сформировала рабочую группу, специализирующуюся на решении вопросов, стоящих перед туристскими центрами. К таким вопросам, в том числе, относятся: управление перегруженными туристскими центрами в прибрежной зоне, экономическое измерение туризма на местном уровне, маркетинг городских туристских центров, управление рисками и кризисными ситуациями в отдельных туристских центрах. Рабочая группа по управлению туристским центрами проводит регулярные заседания и выполняет функции неформального консультативного органа ВТООН, целью которого является поощрение новых инициатив в этих направлениях и продвижение текущих проектов ВТООН, относящихся к деятельности туристских администраций по управлению турцентрами. ВТООН опубликовала прогноз развития туризма до 2020 года. На первом месте по посещаемости будет Китай. Наиболее динамично развивающейся туристской страной - Турция. В 2000 году мировые доходы от туризма составили 621 млрд. долларов. В 2020 году они возрастут до 2 триллионов долларов. Первое путешествие на Луну от греческой турфирмы «Манос Тревел» состоялось 1 декабря 2001 года с базы СИЭТЛ (США) и стоило 105 тысяч долларов. В начале нового тысячелетия количество туристов на планете возросло втрое: и составляет 1 млрд. 600 млн. человек.
Таблица 7. Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам[31] в 1995—2020 годах (млн. чел)
Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г, или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г.. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.
Таблица 8[32]. Страны-лиды по приему туристов в 2020 году, затраты туриста
Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|