Додлнительно. Имплицитная эстетика
Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство (по Бычкову). Бычков: эстетика - способ "причастности к бытию". 1) Эстетический опыт с первобытных времен неразделим с религиозным опытом. 2)Категория прекрасного (нефер) известна с Древнего Египта. 3) Эстетика как дисциплина сформировалась в Античности (пифагорейцы и Платон). Именно тогда был сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство. 4) Эстетику Бычков делит на имлицитную (неявная, в скрытом виде) и эксплицитную (теоретическая - в открытом виде) ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА – уходит в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое (обыденное) свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (философии, филологии, богословии, эксфрасисе – древних описаниях произведений искусства и т.п.) – существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Три основных периода: протонаучный (до середины ХVIII в.) результаты в греко-латинской античности, в Средние века, Возрождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. Классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина ХVIII – ХIХ в.) развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма.). Постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени) - его основу составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. В ХХ в. развивалась внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии), снова приобрела имплицитный характер.
ЭКСПЛИЦИТНАЯ ЭСТПЕТИКА. К ней относится собственно философская дисциплина эстетика (теоретическая). Она самоопределилась к сер. 18 в. в относительно самостоятельную часть философии. Немецкий философ - Александр Баумгартнер ввел термин «эстетика» (1735). Баумгартен был убежден, что духовная сфера имеет два самостоятельных уровня бытия: «логический горизонт» и «эстетический горизонт», и определил эстетику как науку об особом чувственном познании, постигающем прекрасное, о законах создания на основе прекрасного произведений искусства и законах их восприятия. Эстетика, по Баумгартнеру, состоит из трех главных разделов: первый посвящен изучению красоты в вещах и в мышлении, второй – основным законам искусств и третий – семиотике – эстетическим знакам, в том числе и в искусстве.
ДОДЛНИТЕЛЬНО. ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА АНТИЧНОСТЬ. Пифагорейы (ученики Платона) осмыслили структуру Универсума и место в нем человека с математических позиций. Позиции связаны с музыкой как математической дисциплиной. Космос организован по принципу музыкальной гармонии («музыки небесных сфер»). Космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения, скорости и т.п.) организован на основе математических принципов, которые лежат в основе человеческой музыки => муз.доставляет людям радость и наслаждение. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку радость. Платон с большой настороженностью относится ко всему тому, что сегодня составляет предмет эстетики. Во многих искусствах он видит «подражание» видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Удовольствие уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений. Но в то же время оно – возбудитель любви, страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллектуальной деятельности философа, к истине.
Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате «Об искусстве поэзии» (360-355 до н.э.) рассматривал сущностные аспекты поэтического искусства. Развивая античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе ( подражание искусства действительности), однако в отличие от Платона, порицавшего именно за это искусство как «подражание подражанию», Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усматривал в катарсисе («очищении от аффектов») – своеобразной психотерапевтической функции искусства, реализация которой сопровождается удовольствием. ПАТРИСТИКА. Появление христианства - новый этап имплицитной эстетики. Ранние отцы Церкви (апологеты II-III вв.): 1) опора новый религиозный опыт, 3) Опора на Св. Писание и тексты Нового Завета. 3) опора на весь культурно-духовный опыт античности => анализ многих сторон предшествующей культуры с позиций новой религиозной идеологии. Предпосылки новой худож.-эстетич.культуры - вера в воплощение Логоса, христианское понимание человека в единстве его души и тела; концепция любви; идея Творения мира из ничего; осознание сверхразумного опыта в качестве более высокой формы сознания; концепция сотворения человека «по образу и подобию» Бога. Апологеты (Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Киприан, Лактанций и др.) выдвинули многие из тех эстетических идей (касающихся понятий образа, символа, аллегории, знака, их места в культуре; прекрасного, искусства), которые затем более основательно будут разработаны Блаженным Августином. ОСНОВЫ: 1) Понимание мира как высшего художественного произведения => Художника начинают отличать от ремесленника. 2) Природная естественная красота, и особенно красота человека как произведения божественного Художника, ценится многими апологетами значительно выше красоты искусства. Отсюда борьба с роскошью, косметикой, украшениями.
Аврелий Августин. Эстетическая система Августина теоцентрична. Центр (абсолютная Красота, Благо, истина) - Бог. Весь материальный и духовный мир - произведение Бога (высшего Художника). Все сотворил по законам красоты. Структурные закономерности бытия Августина: 1) целостность и единство. 2) число (или ритм), которое определяет все формы бытия. 3) равенство, подобие, соответствие, соразмерность, симметрия, гармония. Все они лежат и в основе искусства. Трактат «О музыке» - описал ритмико-числовую теорию искусства и Универсума в целом, Опирается на идеи пифагорейцев, древних математиков и плотиновское понимание числа. Высшее место среди созданных Богом «чисел» (или «ритмов» – numerus) занимают вечные неизменяющиеся числа: разумные и духовные числа небесных чинов и пространственные и временные космические числа – источник всякого пространства и времени. Блаженный Августин, пожалуй, впервые в истории эстетической мысли, оказался невольным создателем целостной, хотя и имплицитной, эстетической системы, включающей в себя все ее основные компоненты: эстетический объект (природа и искусство), эстетическое содержание (красота), эстетический субъект, процесс эстетического восприятия (и суждения) и творчества. ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. Византия. Подъем греческой патристической эстетики - период иконоборчества (VIII-IX вв.) - связана теорией образа в изобразительном искусстве (теория иконы). Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора разработали целый ряд главных функций иконы, которые стали основой православной эстетики, существовавшей до середины ХХ в. ИСТОРИЯ: В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. Затем – в Древней Руси в XIV-XV вв.
В основе эстетики и богословия иконы лежат идеи византийских отцов Церкви. В Древней Руси идеи Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Зиновия Отенского, игумена Артемия и др. Итог многовековой разработки богословия, метафизики, эстетики иконы в православном ареале был подведен русскими религиозными философами первой трети ХХ в. Е. Трубецким, П. Флоренским, С. Булгаковым. ЭКСПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА Английский эстетик Эдмунд Бёрк («Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757) - субъективно-психологические аспекты эстетики. Прекрасное и возвышенное не являются объективными свойствами предметного мира, но возникают только в душе воспринимающего в акте созерцания им объектов, обладающих определенными свойствами (для прекрасного – небольшой размер, гладкие поверхности, плавный контур, чистые и светлые цвета; для возвышенного – огромный размер, туманность, угловатость, мощь, затемненность). В философии Иммануила Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы, замыкающая в единое целое сферы познания («чистого разума») и этики («практического разума»), наводящая мост над пропастью между «областью понятий природы» и «областью понятий свободы». Эстетическая способность суждения описана в сочинении – «Критика способности суждения» (1790; явившуюся фактически систематической эстетикой). Главные для него категории эстетики «целесообразное», «вкус», «свободная игра», «прекрасное», «возвышенное» особое удовольствие, или бескорыстная творческая деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|