Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника. Глобальные проблемы современности.

Познание. Наука.

Познание – творческая деятельность, направленная на получение истинных знаний о мире.

Раньше полагали, что мир действует на наши органы чувств, и мы получаем знание. Но, сейчас в философии истории закрепилась иная модель: человек действует активно, в результате чего получает знания. Эта познавательная деятельность специально организована: есть методы, принципы. Эта деятельность исторически детерминирована – разные методологии в разные эпохи.

Познание – это конструирование действительности внутри нашего сознания (знаем о мире так и то, что нам рассказывает познание). Но, есть и иная точка зрения, согласно которой мир непознаваем.

Выделаю следующие формы познания:

1. мифологическое. 2. Религиозное. 3. Философское. 4. Научное.5. Обыденное. 6. Художественное и др.

Обыденное знание фиксирует последовательность, не познавая механизмы, которые эту последовательность порождает. А научное порождает – надо знать механизмы, чтобы предсказать, что случится в будущем. Научный метод – ядро науки. Метод – последовательность процедур, которые мы должны совершить, чтобы получить достоверное знание. В эзотерике, к примеру, тоже есть методы, но в них нет рациональной процедуры обоснования, поэтому такое знание необоснованное, недоказанное и в итоге – неверное. Так же эзотерика не связана с опытными данными.

Особенность научного познания заключается в том, что оно специально организовано – мы используем специальные методы и руководствуемся определенными принципами. Кроме того, научное знание доказательное, проверяемое, объективное, описывается с использованием специальной терминологии. Но, история науки говорит, что часто открытия происходили случайно, т.е. без организации и плана. Получается, что в процессе познания есть место иррациональному, творческому, интуитивному.

Выделяют два уровня познания:

- чувственное познание мираощущение (восприятие отдельного свойства), восприятие (целостный образ предмета на основе его восприятия), представление (образ предмета при его отсутствии). Одно возникает из другого;

- рациональное познание мирапонятие – четко артикулированная информация о предмете, отражающая характерные черты предметов данного ряда. Переход от представлений к понятиям – это переход от чувственного к рациональному познанию. Суждение – установление связей между понятиями, в котором утверждается наличие или отсутствие каких-либо свойств. Умозаключение – цепочка суждений, которая позволяет получить новое знание. Одно возникает из другого.

Все выше перечисленные составляющие уровней познания существуют не только в научном, но и в др.видах познания.

У процесса научного познания можно выделить следующую структуру:

- объект исследования (то, что изучают). Объектом изучения может быть как окружающий мир, так и сам человек.

- субъект исследования (тот, кто изучает - человек).

- средства изучения (методы)

- цель изучения (для чего изучать).

Выделяют две группы методов: теоретические и эмпирические.

Эмпирические методы связаны с непосредственной работой с исследуемыми объектами: за объектами ведется наблюдение, замеряются показатели, ставятся эксперименты. Исследователь опирается на свои органы чувств. Методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Теоретические методы связаны с обработкой результатов, полученных с помощью эмпирических методов. Исследователь использует свой разум, анализирует и осмысляет полученные данные. Методы: формализация, идеализация, моделирование, классификация.

Теоретические методы связаны с рациональным познанием, а эмпирические методы с чувственным познанием.

Цель науки – истинное знание, которое позволит изменить мир так, чтобы человеку в нем было лучше жить. Наука стремится к абсолютной истине. Абсолютная истина – знания во всей их полноте. Перед любой научной теорией стоит вопрос – действительно ли она описывает мир таким, какой он есть, или когда-нибудь будет создана другая теория, которая окажется более правильной и заменит ту, которую мы используем сегодня.

Выделают классическую концепцию истины и неклассические.

Классическая концепция была сформулирована Аристотелем. Ее суть: знание истинное, если оно описывает мир таким, каким мир является. Но, с этой концепцией есть проблема – мы не можем быть уверенными в том, что знаем, какой мир на самом деле, какие законы в нем действуют. Поэтому, не можем сказать – описывает теория мир правильно или нет. Поэтому, появились неклассические концепции истины.

Выделяет 3 неклассические концепции истины:

1. когерентная – такое знание считается истинным, которое не противоречит тем теориям, которые уже считаются истинными.

2. прагматистская – такое знание считается истинным, которое приносит пользу.

3. конвенциональная – такое знание считается истинным, которое договорились считать истинным.

В философии выделяют специальный раздел – философия науки. Ее представители: Карл Поппер, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и др.

Карл Поппер

Рассматривал два главных вопроса:

1. чем научное знание отличается от ненаучного. Большинство людей считает, что научные теории правильные, а ненаучные неправильные. Но, это не так. Большинство научных теорией тоже неправильные. Если мы обратимся к истории науки, например, к истории медицины, то увидим, что почти все медицинские теории прошлых веков были неправильные и сейчас не используются. Но, они все равно считаются научными, хоть и неправильные. Поэтому, Поппер писал, что отличие научной теории от ненаучной заключается в том, что научную теорию можно много раз проверять на практике. И когда-нибудь попадутся такие факты, которые теорию опровергнут и она станет неправильной. А ненаучную теорию нельзя использовать много раз. Каждая ненаучная теория создается только для одного конкретного случая, и перепроверить ее нельзя. Поэтому, если теория нечто предсказывала, и это сбылось, мы не можем узнать – это совпадение, или теория действительно описывала какую-то закономерность нашего мира. Например, почему астрономия – наука, а астрология – нет? Потому что астрономические теории мы можем много раз использовать, наблюдая за небесными телами и с их помощью объяснять много раз, как возникли разные кометы, звезды и т.д. А астрология делает предсказания только для одной ситуации, например, выиграет король войну или нет. Если предсказание говорило, что король войну выиграет и это сбывалось, мы не можем вернуться назад в прошлое, чтобы проверить сбудет ли это предсказание снова или нет. А одно и то же предсказание для разных войн использовать нельзя, потому что это разные войны. Для новой войны нужно новое предсказание. Таким образом, в ненаучных теориях нет механизма перепроверки знания и его опровержения (или, как писал Поппер, фальсификационизма) при встрече с новыми фактами. Поэтому, научная теория – это та теория, которая обладает механизмом перепроверки и фальсификационизма.

2. в чем заключается прогресс в науке. Он доказывал, что прогресс в науке – это не накопление знаний на протяжении многих лет, как считали большинство людей, а смена одной теории другой. Теории со временем опровергаются и их перестают использовать. На их место приходят новые, которые появились потому, что ученые сделали открытия и стали больше знать о мире.

Проблема рациональности: начиная с эпохи Просвещения считалось, что рациональность сращена с нравственным началом и неизбежно ведет в сторону света. Но, после двух войн в 20-м в. началось переосмысление рациональности – что с ней не так и ведется поиск противоядия от помрачений разума. По видимому, рациональность не является помощником в построении светлого будущего. Эти пути нужно искать в других местах. Доказательством этому служат не только войны, но и глобальные проблемы, которые появились в 70-х гг. 20-го в. под влияние НТП.

 

 

Техника. Глобальные проблемы современности.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

Возникла во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские вопросы техники ставили инженеры — Э. Гартинг, И. Бекманн, Ф. Рело, А. Ридлер. Термин “философия техники” ввел Эрнст Kaпп, создавший одну из первых концепций философии техники. Для философии техники характерно отсутствие единой философской системы; наряду с собственно философской она включает и другие формы рефлексии по поводу техники — историческую, аксиологическую, методологическую, проектную. Существует точка зрения, согласно которой философия техники — это скорее не собственно философия, а междисциплинарная область знаний, для которой характерно самое широкое рассмотрение техники.

В фокусе интересов философии техники стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды (техносферы). К числу феноменов техники относятся также знания, используемые в технике.

ФТ – это попытки ответить на вопросы о природе техники; об отношении техники к другим сферам человеческой деятельности — науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; о возникновении техники и этапах ее развития; о том, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации; о влиянии техники на человека и на природу, наконец, о перспективах развития и изменения техники.

ФТ находит применение в целом ряде областей, напр. в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т. д.), в разных областях науки и техники, наконец, в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).

Постепенно становилось понятным, что кризисы нашей цивилизации — экологический, антропологический, кризис культуры и другие — взаимосвязаны, причем техника (и, более широко — специфически техническое отношение к миру) является одним из факторов, вызывающих это глобальное неблагополучие. Поэтому, одна из задач — это поиск путей разрешения кризиса.

Научно-техническая революция, сопровождающаяся колоссальным прогрессом в области производительных сил, породила массу глобальных проблем, поставивших человечество на грань гибели. Современная техногенная цивилизация основана на таком типе взаимоотношения между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком.

За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Воздействие человека по своим последствиям сейчас сопоставимо с самыми грозными силами природы. Во второй половине прошлого столетия на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Возникшие проблемы, которые породили эту угрозу, носят всемирный, общепланетарный характер и поэтому получили название глобальных. К числу важнейших глобальных проблем относятся экологические, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации.

Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, экономного и рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.

Еще одна группа глобальных проблем – это проблемы в международных отношениях, угроза международного терроризма и третьей мировой войны.

Глобальные проблемы можно решить, только если все человечество объединится и будет решать их вместе. Если эти проблемы останутся неразрешенными, то они могут привести к гибели человечества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...