Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки и причины появления авторской песни её специфические жанрово-стилевые качества и основные представители.

 

Начиная со второй половины 1950-х гг. в большую литературу вошла и широко распространилась авторская песня – музыкально-поэтическое направление, предполагающее исполнение автором собственных произведений, в которых ему принадлежат, как правило, и стихи, и мелодия. Как и многие другие явления культурной жизни 1950– 1960-х гг., авторская песня обязана своим появлением атмосфере общественного оживления эпохи "оттепели". Авторская песня началась в нашей стране с освобожденной от иллюзий правдой жизни во время Великой Отечественной войны и жестокостей тоталитарного режима, с проблемы духовного и нравственного выживания людей в этих условиях.

Поводом для возникновения авторской песни, как отмечали многие, явилась смерть Сталина и связанное с ней ослабление жестокости тоталитарного режима, в том числе ослабление цензуры на литературные произведения. Стало можно говорить и писать о многих сторонах правды, не боясь репрессий со стороны государства.

Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей.
Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного автор-
ского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции неподвластной
цензуре. Каждой своей песней автор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью».Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шаловичу Окуджаве. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...» Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все – от
содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.

Демократичностью, публицистичностью, формой подачи стиха она сродни так называемой эстрадной поэзии (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), вместе с тем авторская песня шла дальше по пути политической независимости и бескомпромиссности.

А) В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Автор-исполнитель предстает неотделимой частью аудитории: бард не демонстрирует себя и свое творчество, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию.
Авторскую песню, зародившуюся в тесных дружеских компаниях, вернее было бы назвать не концертным, а бытовым музыкальным жанром.

Б) Авторская песня – одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.
В своем развитии авторская песня было прошла несколько ступеней. Первая была романтической. Ее основоположником и лидеров стал Б.Окуджава. Преимущественно пелись песни о дружбе, странствиях, о любви. Публично исполнялись песни в это время очень мало, в основном в походах, на турслетах, которые позднее стали фестивалями авторских песен. На этой ступени власти не обращали внимания на бардовскую музыку.
На вторую ступень авторкие песни перешли с середины 1960г. Они наполнились критикой политического строя, сатирическими строками о жизни в те времена. Важное место стали занимать песни на тему войны. Пели о страданиях людей, о несправедливости и лицемерии со стороны властей, чем навлекли гонения со стороны последних.

Бороться с авторской песней было невозможно: не нуждаясь в типографском станке, она бесконтрольно расходилась по стране в магнитофонных записях (по аналогии с самиздатом ее называли "магнитиздатом"). Словно ощущая свое бессилие, власть относилась к бардам довольно жестко. Так, Владимир Высоцкий не раз подвергался травле в печати и сталкивался с различными запретами. Александр Галич, исключенный из Союза писателей и Союза кинематографистов.
Среди авторов "первой волны" наибольшую известность получили Михаил Леонидович Анчаров (1923–1990), Юрий Иосифович Визбор (1934–1984), Юлий Черсанович Ким (р. 1936), наконец Булат Шалвович Окуджава.

Позже, в начале 1960-х, появляются первые песни Владимира Семеновича Высоцкого (1938–1980) и Александра Галича (Александр Аркадьевич Гинзбург; 1918–1977). В начале 1960-х гг. к когорте бардов прибавились и другие имена: Юрий Алексеевич Кукин (1932–2011), Евгений Исаакович Клячкин (1934–1994), Александр Александрович Дольский (р. 1938).

В настоящее время достаточно четко выделились основные течения и тематика этого жанра:
• Философическое течение
• Лирико–романтичное
• Туристические песни
• Социальная, гражданственная тематика
• Песни о роли поэта и поэзии в жизни общества

 

В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристическими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и туристических походах.

 

Окуджава писал: "Не будет ошибкой сказать, что авторская песня идёт от городского романса, от Аполлона Григорьева, ещё раньше - от Дениса Давыдова". Существенно влияние городского романса на авторскую песню. А. Вертинский ввел в практику процесс сочинения песен на чужие стихи (показав это в основном на примере поэзии Серебряного века), что было принято на вооружение бардами. Также он внедрил в песню театральное начало, в рамках авторской песни развитое в творчестве В. Высоцкого, Ю. Кима, позже - А. Галича, создавших немало ролей, выстроенных по законам сценической композиции. Романсовая традиция была органично воспринята бардами разных поколений. Так, цыганские мотивы звучали в песнях М. Анчарова, А. Галича, В. Высоцкого.

 

Александр Кушнер, известный несколько даже избыточным негативизмом в отношении авторской песни (впрочем, в этом смысле недалеко от него ушёл и Бродский, прямо запрещавший писать самодеятельную музыку на свои стихи), сказал на одной из конференций, проводившихся музеем Окуджавы, что в результате моды на авторскую песню мы получили тысячи «графоманов с гитарой». Быков: Это верно, если предъявлять к авторской песне традиционные литературные критерии, - но песни ведь пишутся не для этого. Почти весь фольклор не выдерживает критики с точки зрения поэта-традиционалиста; значительная его часть не представляет и эстетического интереса, а как свидетельство эпохи он безусловно уникален.

 

*текст и смысл песни значительно доминирует над музыкой. То есть мотив авторских песен может быть простым и даже иногда примитивным, а вокальные данные исполнителя – не слишком выдающимися, главным в этом случае будет смысл текста. Кроме всего прочего, одним из признаков авторской песни является ее предельная простота. Это касается и музыки, и текста. То есть текст, какой бы глубокий смысл он ни нес, должен быть понятным обычному человеку, стихи должны быть изложены простым языком. Помимо простоты, авторская песня обладает еще и цельностью, то есть все куплеты и припев служат для раскрытия единой идеи песни, отступления исключаются. Еще одна отличительная особенность – это высокое благородство и исключительная нравственность идеи, и смысла, которую песня преподносит слушателю.

Этическое и эстетическое своеобразие лирико-песенного творчества Б.Ш. Окуджавы (1924–1997): основные образы, мотивы и лирический герой, создание особого лирического жанра песенок. Ориентация на архаику и использование традиций старинного романса.

 

В авторской песне исторически сложились два направления, две обособленных тенденции. Одна, представленная балладами А. Галича и В. Высоцкого, как правило, характеризуется наличием сюжета, действия, характеров героев (герои баллад наделены конкретными чертами). В основе подобных произведений лежит повествование о каком-либо событии. Другая тенденция, эмоционально-созерцательная, опирается на собственно лирическое начало.

Лирический герой лишён конкретных черт, выступая в качестве поэтического символа; в действии, если оно наличествует, отсутствует последовательность и динамика. Внимательный, чуткий взор поэта способен, всматриваясь в мелочи, детали, находить поэзию в самых прозаических, обиходных предметах. Бытовая реальность нередко трансформируется в фантастику, в сказку. Поэтизация "близкого", быта - чисто романсовая черта, особенно свойственна Б. Окуджаве.

Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и "простота" изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека - "московского муравья", культ женщины, трепетное отношение к музыке. В 1960-е гг. в его поэтическом творчестве появляется (а в 1970-е - усиливается) интерес к истории России, особенно к XIX веку.

1) Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях: абстрактное понятие "надежда" "очеловечивается", одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда ("Товарищ Надежда по фамилии Чернова", "Надя-Наденька <...> в спецовочке, такой промасленной"); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа. Как писал Ю. Карабчиевский, " масштаб его надежды: от любимой женщины - через надежду на будущее - ко всеобщей, недостижимой Надежде ".

2) Женщина у Окуджавы предстаёт существом возвышенным, всегда прекрасным. Она сулит утешение и надежду. Любовь - это "спасение", "близкий берег", а если и страсть - то возвышенная.

В поэзии Окуджавы происходит "возрождение рыцарского почитания женщины", куртуазного культа Прекрасной Дамы:

 

В моей душе запечатлён портрет одной
Прекрасной Дамы.
Её глаза в иные дни обращены.
("Ещё один романс")

 

3) Окуджава - поэт городской, московский, арбатский - рождённый на Арбате, Арбатом воспитанный и Арбату благодарный. Арбатский мотив - едва ли не самый распространённый в творчестве Окуджавы, особенно в его песенной части. Привязанность и принадлежность к Арбату декларируется Окуджавой на протяжении всей творческой жизни. Вначале:

 

Ты течёшь, как река, - странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода...
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,
ты и радость моя, и моя беда...
("Песенка об Арбате")

 

4) Мотив арбатского двора и семантически, и фонетически связан с мотивом XIX века, благородного прошлого, воспетого Окуджавой и в песнях, и в прозе. Дворянский кодекс чести Окуджава распространяет и на "дворянство" арбатское:

 

Я - дворянин арбатского двора,
своим двором введённый во дворянство.

 

Действительно, и архитектура ("древние площади, голубые торцы"), и мораль, и поэтика воспетой Окуджавой Москвы, "праведность и преданность двору", то есть и внешний облик, и внутреннее содержание - гораздо ближе Москве XIX века, нежели столице современного индустриального государства.

 

Городской романс Окуджавы наследует основные приемы жанра: непременная адресация; преодоление границ - "приземленное и возвышенное рядом, до конца вместе". В. Рабинович считает, что "романс Окуджавы как романс сознательно осознаваемый выявляет особенности жанра в предельно выраженных формах", он "принципиально нов, но именно в нём - ключ к пониманию романса старого, потому что поэт осмысливает тайну романса как самостоятельной субстанции, романса как личной жизни, проживаемой ради любви". Романс Окуджавы, видимо, следует связывать с романсом элегическим, который, собственно, и был "художественным эпицентром русской музыкально-поэтической культуры" в XIX веке, столь любимом и воспетом Окуджавой.

 

* "Я очень привержен к началу XIX века, - признавался Окуджава, - и сейчас все мои мысли находятся там, и я себя даже начинаю ощущать представителем той эпохи".
Сама традиция постоянных восклицательных обращений в песнях Окуджавы идёт из века XIX-го. Вспомним у Пушкина: " Друзья! Прекрасен наш союз!"; или у Д. Давыдова: "Стукнем чашу с чашей дружно!" (сравним у Окуджавы: "Возьмёмся за руки, друзья, // чтоб не пропасть поодиночке!"). Окуджава постоянно обращается к своим героям - друзьям-офицерам: "Господин лейтенант!"; "Видите ли, мой корнет..."; "Господа юнкера!"; "Кавалергарды! Век недолог...". Даже отвлечённые понятия введены в его песни с принятой в свете учтивостью: "Ваше Благородие, Госпожа Разлука!". Женщина именуется "Ваше Величество". Солдаты - также по-старинному - "братцы.

 

5) Поэтический пацифизм Окуджавы сформировался на войне. Он вспоминал: "Война <...> выветрила из меня начисто <...> осколки романтизма <...>. Во мне выработалась органическая ненависть к войне". Войне Окуджава обязан такими своими поэтическими качествами, как грусть, ирония, сострадание и сочувствие. Поэт, безусловно, чувствует себя частью поколения фронтовиков:

 

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

 

 

"Поэзия Окуджавы, - писал Р. Гуль в 1964 г. - подлинная, запоминающаяся, волнующая поэзия"; к её достоинствам он относит "её "тайную свободу", её творческую независимость", "свой музыкальный почерк", "что-то неуловимо ориентальное", "аллегоричность" и "некую его незаконнорожденность". "Корни же поэзии Булата Окуджавы - таинственны. У него нет явной связи с ушедшими поэтами. Кое-где послышится Заболоцкий (очень редко), кое-где Павел Васильев, но это мельком, <...>, кое-где вспомнится Цветаева, но это тоже только мельком, одно стихотворение. Голос и ритм Окуджавы - сами по себе, они не вызывают поэтических реминисценций и это ценно".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...