Начало карьеры дирижера и композитора
Путь дирижёра После окончания консерватории в Вене (1878) и двухгодичной учебы в университете молодой двадцатилетний музыкант оказался перед выбором: либо влачить жалкое существование в австрийской столице, перебиваясь уроками и другими случайными заработками, либо отправиться в провинцию, где представилась возможность получить ангажемент в небольшом оперном театре, что давало какую-то материальную стабильность. Он не хотел зависеть от большой семьи, более того, довольно рано стал помогать своим многочисленным братьям и сестрам. Так или иначе, но в 1880 году в маленьком Бад-Холле Малер начинает свою карьеру оперного дирижера. Об этом крайне неудачном сезоне, когда наряду с работой капельмейстера, Густаву приходилось выполнять чуть ли не обязанности разнорабочего, он не любил вспоминать. В 1881 году Малер получает свой первый мало-мальски серьезный ангажемент в Лайбахе (ныне Любляна). После двух сезонов в театре этого города и кратковременного пребывания в должности капельмейстера в Ольмюце (ныне чешский Оломоуц), Малер в 1883 году становится вторым дирижером оперного театра в Касселе. Среди произведений, которые ему пришлось исполнять здесь, были "Вольный стрелок" Вебера, "Оружейник" и "Царь и плотник" Лорцинга, "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Роберт-дьявол" Мейербера. Важным этапом для композитора становится его деятельность в Немецком театре Праги, где он работал в 1885-86 гг., дебютировав оперой "Водовоз" Керубини. Здесь он вплотную сталкивается с вагнеровским репертуаром, который активно пропагандировал директор театра Анжело Нойман (оставивший свои воспоминания о приходе Малера в театр). Кстати, именно немецкая труппа Ноймана позднее впервые представила полный цикл "Кольца нибелунга" русскому слушателю в 1889 году. Наряду с сочинениями Вагнера ("Золото Рейна", "Валькирия", "Нюрнбергские мейстерзингеры"), в репертуаре Малера были такие шедевры, как "Дон Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена".
Надо сказать, что еще до поступления в театр Ноймана, не будучи уверенным в успехе (см. ниже письмо Малера А.Нойману), Густав заключил контракт на сезон 1886/87 года с лейпцигским Городским театром, где должен был стать 2-м дирижером (1-м был знаменитый Артур Никиш). После того, как в Праге дела у него пошли прекрасно, Малер попытался было освободиться от своих обязательств в Лейпциге, но из этого ничего не вышло. Он писал по этому поводу своему другу Ф.Лёру: "Здесь у меня дела идут очень хорошо, и я, так сказать, играю первую скрипку, а Лейпциге у меня будет ревнивый и могущественный соперник. Поэтому я пустил в ход все пружины, чтобы освободиться оттуда, но, к сожалению, мои попытки остались бесплодными..." Лейпцигский период творчества Малера (1886-88 гг.), тем не менее, оказался также весьма плодотворным. Так случилось, что как раз в это время А.Никиш надолго заболел, и Малеру пришлось, по сути, выполнять обязанности 1-го дирижера. Здесь он впервые исполнил "Зигфрида". Но, возможно, наиболее важным свершением этого периода явилось завершение неоконченной оперы К.М.фон Вебера "Три Пинто". В Лейпциге Малер познакомился с внуком Вебера, который и предложил ему по наброскам деда подготовить оперу к премьере. Представление веберовского сочинения прошло превосходно и вызвало большой резонанс. Несмотря на ряд значительных успехов в карьере оперного дирижера, положение Малера нельзя было назвать прочным. В одном из писем музыковеду М.Штейницеру он сетовал: "Никаких перспектив получить новый ангажемент не предвидится, и, признаюсь Вам откровенно, меня это очень беспокоит".
Однако судьба вдруг повернулась к Густаву лицом. Спустя короткое время последовало неожиданное предложение из Будапешта занять должность руководителя Королевской оперы. В это время там директорствовал сын Ф.Эркеля Александр. Он был больным человеком и мало занимался делами театра, находившегося в кризисе. Ему срочно искали замену. Кандидатура преемника возникла неожиданно. Так уж распорядился случай, но сыграла роль рекомендация известного виолончелиста Д.Поппера. И Малер безо всяких интриг и протекций был назначен в 1888 году на этот ответственный пост. За исключением совершенно уникальных условий десятилетнего контракта с весьма значительным денежным содержанием, пребывание в венгерской столице было для маэстро трудным. У него оказалось много противников, к тому же здесь царил местечковый национализм. С Малера было взято обязательство выучить венгерский язык, которое он так и не выполнил. Однако ему удалось другое - добиться качественного исполнения ряда опер на венгерском языке. Среди них "Золото Рейна", "Валькирия", "Дон Жуан". Поставил он также и знаковую для венгров оперу Ф.Эркеля "Банк Бан". Атмосфера в Будапеште не способствовала, к сожалению, возможности применения всех талантов маэстро. К тому же ушел в отставку один из высших чинов местной администрации Франц фон Беницки, единственный покровитель Малера, принимавший в свое время решение о его назначении. И как только представилась возможность получить другое место, композитор не преминул ею воспользоваться. Он провел тайные переговоры с директором Гамбургского оперного театра Бернгардом Поллини (одно время руководившим Итальянской оперой в Петербурге и Москве) и, заручившись контрактом на шесть лет, решил уйти из Королевской оперы. Надо отдать должное маэстро. Весьма далекий от всяческого рода политических интриг, здесь он умело воспользовался активным нежеланием властей "терпеть" далее его на посту директора оперы, но скованных обязательством по десятилетнему контракту. И Малер сам "освобождает" чиновников от их обязательств, соглашаясь добровольно уйти из театра при условии выплаты значительной неустойки. Предложение было с готовностью принято, и он покинул Венгрию.
Шестилетнее пребывание в Гамбурге на посту 1-го дирижера ознаменовалось для Малера рядом выдающихся свершений. Так, уже летом 1892 года он с труппой гамбургской оперы триумфально гастролирует в Лондоне, исполнив полный цикл "Кольца", "Фиделио" и ряд других опер. Именно в Гамбурге происходит "встреча" композитора с русской оперой, которую он уже успел оценить ранее, прослушав в свое время в Праге "Руслана". В 1892 году на гамбургской сцене появляется "Евгений Онегин". Хорошо известны знаменитые слова Чайковского, посетившего город в связи с предстоящей премьерой его сочинения. В одном из писем великий русский композитор, пораженный мастерством Малера, восклицает: "Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный. <...> Вчера я слышал под его управлением удивительнейшее исполнение "Тангейзера". Кроме "Онегина" в Гамбурге были также поставлены "Иоланта" и "Демон" Рубинштейна. Репертуар Малера-дирижера значительно расширяется. Он пристально следит за новыми процессами в оперном мире. В театре звучат "Сельская честь" и "Друг Фриц" Масканьи, ставится ранняя опера Пуччини "Виллисы" и последний шедевр Верди "Фальстаф". Особо ценил и любил исполнять Малер также "Кармен" (см. об этом во 2-й части нашей публикации). Разумеется, важнейшее место продолжают занимать сочинения Вебера, Бетховена, Вагнера. В 1895 году в театре появляется молодая певица Анна Мильденбург (впоследствии Бар-Мильденбург). Малер сумел разглядеть в ней замечательный талант и много сделал для его развития (позднее в 1898 году он пригласил ее в Венскую оперу). Между ними возникли сердечные отношения, артистка стала даже невестой композитора. Впоследствии, однако, эти отношения не нашли продолжения. Во время пребывания в Гамбурге происходит еще одна знаменательная встреча. С 1894 года в театре начинает свою деятельность Бруно Вальтер, до этого короткое время работавший в Кёльне. Между двумя дирижерами завязывается творческая дружба, не прошедшая бесследно для карьеры последнего. В 1901 году Малер приглашает Вальтера в Вену, где тот успешно работает до 1912 года.
Трудный характер Малера, его чрезмерная требовательность, бескомпромиссность, отсутствие светского "лоска" всегда рано или поздно приводили дирижера к конфликту с власть предержащими. Вот и тут, в Гамбурге, над маэстро стали постепенно сгущаться тучи. Он это ощущал и предпринял попытку использовать все свои связи и возросшую славу композитора для очередной перемены судьбы. Малер стремился в Вену, город своей музыкальной юности, музыкальную столицу мира, готов был даже отказаться от своей религии и обратиться в католичество, ибо знал антисемитские настроения австрийской столицы. И ему удалось, в конце концов, получить приглашение на должность главного дирижера Венской оперы. Он чувствовал, что ему там будет нелегко. В частности, в Венской опере уже много лет работал знаменитый Ганс Рихтер. Малер понимал, что тот будет его соперником, но ничто не могло его остановить. В мае 1897 года он становится 1-м дирижером оперы. Его первое появление за дирижерским пультом 11 мая в "Лоэнгрине" вылилось в триумф. А уже 8 октября его назначают директором Придворной оперы. Десятилетие творческой деятельности Малера в Вене хорошо известно. Малеру удалось поднять театр не прежде недосягаемую высоту. Здесь во всем своем величии развернулся талант Малера не только как дирижера, но и как оперного режиссера. А после прихода в театр в 1903 году знаменитого художника и сценографа Альфреда Роллера*, выдающегося представителя венского "Сецессиона"**, можно было говорить уже о подлинной революции в синтетическом оперном искусстве. Созданные в соавторстве с художником постановки - "Тристан и Изольда" (1903) и "Фиделио" (1904); цикл моцартовских шедевров, приуроченных к 150-летию со дня рождения зальцбургского гения, среди которых "Дон Жуан" (1905), "Похищение из сераля", "Волшебная флейта" и "Свальба Фигаро" (все в 1906); вагнеровская "Валькирия" и "Ифигения в Авлиде" Глюка (обе в 1907), а также ряд других, навсегда войдут в историю оперного искусства. Современники поражались небывалому ранее единству музыкального, драматургического, цветового и светового решения спектаклей, хотя и не всегда понимали и принимали новаторство новых постановок. Особенности нового стиля Малера-Роллера хорошо описывает Э.Секкерсон, автор одной из монографий о Малере: "Художественным принципом, которого придерживался Роллер, было создание "пространства, а не картин". Используя яркое взаимодействие символики света и условных и отвлеченных сценических форм, обращенное к достижению заново открытой простоты, он рассчитывал зажечь зрителей, пробудить их фантазию, не ставя целью что-либо навязывать им".
Далее автор книги приводит фрагмент одной из рецензий тех лет, где в довольно ироничных тонах описывается выдержанная в принципах "визуальной абстрактности" постановка "Тристана и Изольды": "Тем, кому не удалось попасть в театр, но интересно было бы узнать о спектакле, на который все билеты были распроданы, мы можем выдать секрет: первый акт был выдержан в желто-коричневых, второй - в розовато-лиловых, а третий - в болезненно-бледных тонах. Поклонники "Сецессиона" будут довольны, увидев, как Тристан и Изольда блуждают среди странных импрессионистичных пейзажей". Наряду с Б.Вальтером, которого, как уже указывалось выше, дирижер пригласил в Вену, именно в малеровский период раскрылось дарование ряда блестящих певцов, которые также начали выступать в Вене по приглашению маэстро. Среди них Лео Слезак и Зельма Курц. В Вене ярко проявился не только художественный, но и организационный талант Малера. Он своей жесткой рукой начал "наводить порядок" в театре - приструнил "клаку", запретил вход в зрительный зал во время действия. Многие из его "мероприятий" вызвали крайнее неудовольствие вельмож, о них было доложено императору, который, надо отдать ему должное, не стал вмешиваться в эти дрязги. Мы сейчас не станем подробнее останавливаться на этом этапе малеровской карьеры, ибо ниже опубликуем ряд высказываний самого маэстро и его современников об этом периоде. Наступил 1907 год. Десять лет - это слишком много для Малера на одном месте. Надвигался кризис. Но в этот раз он был вызван не только околотеатральными интригами. Малер устал от администрирования и театра. Да и сама театральная деятельность становилась все более и более коммерческой. Слишком много сил приходилось отдавать этому. Это шло в разрез с творческими устремлениями уже ставшего знаменитым композитора. Вот его слова в одном из газетных интервью: "Приходится давать спектакли каждый день. Это значит, что директор должен решить, согласен ли он поступиться всеми своими высшими художественными целями и заклеймить руководимый им театр печатью коммерческого предприятия. Я сложил с себя должность, когда нашел, что она несовместима с моею совестью художника. Может быть и другие обстоятельства сыграли свою роль, ускорив мое решение". Последней новой постановкой Малера в Вене стала "Мадам Баттерфляй". В последний раз он встал за пульт 15 октября 1907 года, продирижировав своей любимой оперой "Фиделио". 9 декабря композитор покинул Вену и направился в Америку. Он получил приглашение в нью-йоркский "Метрополитен". Проводить великого маэстро на вокзал пришло более двухсот человек... Малер возлагал на Америку большие надежды. Ему казалось, что в этой энергичной стране он найдет понимание своим помыслам и надеждам. Правда, от руководства театром он решительно отказался, согласившись только на роль дирижера. 1 января 1908 года Малер дебютировал в Метрополитен-опера, исполнив "Тристана и Изольду" (в заглавных ролях Г.Кнот и О.Фремстад). 23 января он дирижирует "Дон Жуаном". В этом спектакле собрался звездный состав: Дон Жуан - А.Скотти, Донна Анна - Э.Имс, Донна Эльвира - И.Гадски, Дон Оттавио - А.Бончи, Церлина - М.Зембрих, и, наконец, Лепорелло - Ф.Шаляпин. В своих воспоминаниях "Страницы из моей жизни" Федор Иванович вспоминал об этой постановке: "Приехал знаменитый венский дирижер Малер, начали репетировать "Дон Жуана"! Он на первой же репетиции пришел в полное отчаяние, не встретив ни в ком той любви, которую он сам неизменно влагал в дело. Все и всё делали наспех, как-нибудь, ибо все понимали, что публике решительно безразлично, как идет спектакль, она приходила "слушать голоса - и только". Уже по этой цитате из Шаляпина ясно, что ожидало Малера в Америке. Он быстро это понял и сам. Его регулярная деятельность в театре продлилась недолго (среди исполненных им опер "Валькирия", "Зигфрид", "Фиделио"). И вскоре он принимает предложение возглавить реорганизованный оркестр Нью-Йоркской филармонии, в чем ему помогли американские меценаты. Эпизодические выступления в опере продолжались, но очень редко. Так, в одном из писем Роллеру весной 1909 года маэстро пишет: "Я неплохо поставил "Фигаро"... и роскошную "Проданную невесту" (1-я постановка оперы Б.Сметаны в Америке - прим. авт.). В 1910 году он исполнил впервые в Америке "Пиковую даму", о предстоящей премьере которой сообщает в письме Б.Вальтеру: "Я как раз должен дирижировать этой оперой ("Пиковой дамой" - прим. авт.) в Метрополитен: они платят столько денег, что я, вероятно, не устою". Так завершилась карьера Малера - оперного дирижера. В следующей статье цикла мы опубликуем отдельные высказывания маэстро и фрагменты воспоминаний его друзей и современников. Они дадут более полное представление о театрально-музыкальной стезе этого гениального музыканта. Густав Малер (Mahler) (1860-1911) — австрийскийкомпозитор, дирижер, оперный режиссер. С 1880 года был дирижером различных оперных театров Австро-Венгрии, в том числе в 1897-1907-х годах — Венской придворной оперы; с 1907 — в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и чертыэкспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904). Начало карьеры дирижера и композитора Густав Малер родился 7 июля 1860 года, в Калиште, в Богемии, в Австро-Венгрии, ныне Чехия. Мальчик начал учиться игре на фортепиано и теории в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его рождения. В 1875-1878-х годах он занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс (гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х годах посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер Карла Мария фон Вебера и Рихарда Вагнера, уже стал нести на себе печать малеровской индивидуальности. В 1880-1883-х годах Малер работал оперным дирижером в Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. — вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое отражение в его первом шедевре — вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию. В оперных театрах Европы В начале 1885 году Густав Малер был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Кристоф Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Вильгельма Рихарда Вагнера. В Лейпциге репертуар Малера поначалу ограничивался менее серьезными позициями, однако в январе 1887 он, заменив заболевшего венгерского дирижера Артура Никиша, принял на себя руководство исполнением вагнеровского «Кольца нибелунга». Вскоре Густав завершил неоконченную комическую оперу Вебера «Три Пинто». Ее премьера в 1888, восторженно встреченная публикой и критикой, сделала молодого композитора знаменитым. Тогда же у Малера завязался роман с женой внука К. М. Вебера. Не без влияния семьи Вебер Малер открыл для себя сборник немецкой народной поэзии «Волшебный рог мальчика», составленный и изданный в начале 19 века Людвигом Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано и служивший источником вдохновения едва ли не для всех австро-немецких романтиков. Почти все вокальные произведения Малера, созданные до начала 1900-х годов, были написаны на стихи из этого сборника. В мае 1888 года Г. Малер из-за разногласий с коллегами покинул лейпцигский театр. По аналогичной причине он вскоре был отстранен от работы в Праге, куда его пригласили ставить «Три Пинто» и популярную в то время оперу Петера фон Корнелиуса «Багдадский цирюльник». Вскоре, однако, дирижер получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской Королевской оперы. Под руководством Малера будапештский театр вступил в полосу художественных и финансовых успехов. Тем не менее ситуация зависимости от административного директора (интенданта) становилась для Малера невыносимой, и в 1891 году он в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни Малера продлился до 1897. Несмотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Б. Поллини, Малер находил время и силы для сочинения музыки; во время летних каникул в Зальцкаммергуте он завершил Вторую и Третью симфонии. 1895 год, начало которого было омрачено самоубийством младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине. Имя Малера — теперь уже стало не только как дирижера, но и композитора, — приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии. Венская опера. Майернигге Десятилетие работы Густава Малера в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми (чаще других — «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались 1903 по 1907 годы, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к врачу-психиатру и психологу Зигмунду Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого поэта-романтика Фридрих Рюккерта в 1904 г. Этим произведением Малер словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца (впоследствии именно она стала причиной его смерти). Последние годы жизни В Вене Малер был окружен молодыми композиторами «радикального» направления — такими, как А. фон Цемлински,Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 году он был назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем «Тристан и Изольда»), а в 1909 — Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В Нью-Йорке Г. Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую часть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|