Влияние средств массовой информации на мировую политику
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие «мировая политика» Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.
Влияние средств массовой информации на мировую политику В течение длительного времени главным источником информации для широкой публики служила пресса, газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события.
3 .Проблемы глобализации в мировой политике Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений. Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства. Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики. Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки. Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. С точки зрения сторонников неолиберализма, полноправными субъектами международных отношений могут выступать транснациональные компании, неправительственные организации, отдельные города или иные территориальные общности, различные промышленные, торговые и иные предприятия, наконец, отдельные индивиды. К традиционным политическим, экономическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, спортивными, деловыми кругами этих государств, причем их роли могут иногда быть равными. Утрата государством прежних места и роли в международном общении нашла выражение и в терминологии - замене термина «интернациональный» термином «транснациональный», то есть осуществляемый помимо государства, без его непосредственного участия. На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государства и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события показали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги.
4. Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь Для внешней политики Республики Беларусь прошедшие годы были временем тяжелой, динамичной и целеустремленной работы, которая происходила в чрезвычайных условиях изоляции и давления на ее политическое руководство. Международное положение страны характеризовалось нарастанием нестабильности окружающей ее международной среды, резким увеличением внешней задолженности, системным кризисом в отношениях с Российской Федерацией, застоем в политических отношениях с Западом и поисками новых стратегических союзников. Политическое руководство Беларуси в условиях фактического торможения проекта Союзного государства продолжало стратегический курс на многовекторную внешнюю политику, стремясь по мере возможности ослабить политическую, энергетическую и информационную зависимость от Москвы. Вместе с тем неизменным оставался принципиальный курс Минска на всестороннее развитие всего спектра белорусско-российских отношений на основе суверенного равенства государств и их равноправия. Беларусь продолжала получать дипломатическую поддержку Москвы на форумах международных организаций при обсуждении белорусского вопроса. Неудача с реализацией проекта Союзного государства стимулировала укрепление курса на независимое развитие Беларуси, более активное выступление на международной арене с позиций достоинства, самоуважения и прагматизма. На этом фоне еще более четко высветлились национальные интересы белорусского государства, выражающиеся в обеспечении наиболее благоприятных внешних условий для сохранения и достойного развития белорусской нации. В прошедшие годы Беларусь продолжала вносить весомый вклад в обеспечение европейской и мировой безопасности. С момента обретения независимости она была и остается «неттопоставщиком безопасности». И не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Новый термин «нетто-поставщик региональной безопасности» в отношении нашей страны означает, что ее вклад в европейскую безопасность существенно больше, чем те риски, которые теоретически могут исходить с территории Беларуси. При этом безопасность в данном случае понимается не в узковоенном смысле, а в современной, расширенной трактовке, включающей военный, экономический, экологический и энергетический компоненты. С сожалением следует констатировать, что наш исторический шаг по пути ядерного разоружения, который Беларусь сделала первой в мире, остался недостаточно оцененным и признанным со стороны международного сообщества, в том числе западных держав. А что нам стоила ликвидация огромных арсеналов обычных вооружений и сокращение примерно в 10 раз почти полумиллионной группировки войск на территории Беларуси? О том, что Республика Беларусь является активным участником процесса по обеспечению безопасности, свидетельствуют и ее усилия по решению ряда конкретных проблем, связанных с безопасным функционированием объектов критической инфраструктуры: нефте-и газопроводов, электростанций, в том числе и атомных, общеевропейских транспортных коридоров. Вклад Беларуси в региональную энергетическую безопасность действительно весом. Так, что касается поставок российского газа в Западную Европу, наша страна — «транзитер № 2» после Украины. Причем заместить белорусский маршрут в среднесрочной перспективе нереально, а в долгосрочной — нерентабельно. Кроме того, Беларусь обеспечивает безопасность границ, предотвращая проникновение террористов, незаконных мигрантов, ввоз наркотиков, незаконные поставки оружия, в том числе его ядерных компонентов. Острейшая для Евросоюза проблема нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ не может быть решена без Беларуси. Мы в сотрудничестве с международными организациями, соседями вносим принципиально важный вклад в недопущение этого преступного потока в Европу. Внешнеполитическая стратегия любого государства определяется прагматическими целями и прежде всего потребностями экономики. Беларусь — средняя по европейским масштабам страна, у нас нет геополитических амбиций. Но у нас есть конкретные интересы на глобальном геополитическом пространстве — обеспечить стабильный экономический рост и удовлетворение потребностей наших граждан. Экономика Беларуси чрезвычайно открытая и динамично развивающаяся, ее основа — технологичные перерабатывающие отрасли. Важнейшее условие ее нормального функционирования — обеспечение растущих рынков сбыта для нашей продукции, а также бесперебойных и по взаимоприемлемым ценам поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны. На решение этих задач и направлена внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь. Естественно, что вся работа по установлению контактов с потенциальными импортерами и инвесторами ведется в тесном взаимодействии с отечественными производителями и экспортерами. И надо сказать, это сотрудничество приносит положительные результаты. Усилия, предпринимаемые внешнеполитическим ведомством Беларуси по данному направлению во взаимодействии с другими ведомствами, следует рассматривать в контексте стратегического курса на диверсификацию поставок углеводородного сырья в Беларусь. Экономика государства не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Сейчас это слишком рискованно. Беларусь приступила к реализации поставок нефти из Венесуэлы, что направлено на расширение закупок этого стратегически важного сырья у третьих стран, ослабление монопольной зависимости от России и загрузку белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Покупка венесуэльской нефти — это смелый геоэкономический и геополитический проект со стороны европейского государства, стремящегося укрепить свою энергетическую безопасность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|