Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хореографическая миниатюра





Танцы малых форм в балете

Балет- вид сценического искусства, основным выразительным средством которого является неразрывная связь между музыкой и танцем.

Балетный спектакль- это высшая форма хореографического искусства.

Основными видами танца в балете являются классический и характерный танцы. Немаловажную роль играет и пантомима.

Знание структуры классических форм танца позволяет постановщику найти необходимые выразительные средства для раскрытия содержания своего произведения.

Сольный танец– самаямалая форма в балетном спектакле. Она приобретает характер монолога, когда раскрывает внутреннее состояние героя или персонажа. Создание этой формы требует не только ярко выраженной музыки, но и интересной одаренной личности исполнителей.

Пример одного из гениальных произведений сольного танца: «Умирающий лебедь» на музыку Сен- Санса в постановке Фокина специально созданный для Анны Павловой. В этом сольном танце выражается состояние нежного существа, ощущающего приближение своей гибели. И какими, казалось бы, ограниченными танцевальными средствами это достигнуто: скользящие па-де-бурре, один два арабеска и только плавные движения рук- крыльев, слегка вздрагивающих перед смертью.

Другие примеры образцов классического наследия сольных номеров в постановке К. Голейзовского:

- «Нарцисс» в исполнении В.Васильева, на музыку Черепнина.

- «Мазурка» в исполнении Е. Максимовой на музыку Скрябина.

- Русский танец» на музыку П. Чайковского.

- «Огневушка-поскакушка» из балета С. Прокофьева «Каменный цветок» и т.д.

Вариация -(от фр. Изменение) небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложненный. Вариации разделяются на мужские и женские, партерные и прыжковые. Партерные исполняются как медленном темпе на движениях широких и плавных, так в быстром, в основном на мелких пальцевых движениях, со стремительными турами и шене. Прыжковые вариации могут строиться на одних высоких полетах, но могут быть и комбинированными т.е. в них используются движения на пальцах и туры. Вариации обычно часть па-де-де, па-де -труа, гранд-па, но возможно и как самостоятельные эпизоды.



Примеры: вариация Авроры из балета «Спящая красавица» Чайковского, вариация Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса, вариация Раймонды из балета «Раймонда» Глазунова и т. д.

Дуэт в современном понимании это танец наполненный чувством, смыслом, содержанием. Иногда он является сюжетным звеном, двигающим интригу спектакля. Музыкальная форма в большинстве случаев это Адажио – дуэт главных героев лирического содержания на распевные, романтические мелодии. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких формах как па-де-де, па-де-труа, гран-па. В хореографических классах есть обучающее упражнение под таким названием. При помощи них вырабатывается устойчивость, плавность движений рук, способность уверенно владеть корпусом. В дуэте часто присутствуют сложные поддержки, но есть дуэты и без использования каких- либо поддержек, например дуэт Ширин и Ферхада из балета «Легенда о любви» композитора Меликова. Ширин и Ферхад танцуют ,не прикасаясь друг к другу. И в этом таится глубокий смысл. Они словно боятся вспугнуть и нарушить огромное чувство, переполняющее их сердца.

Дуэты могут представлять собой диалог двух танцовщиц или двух танцовщиков. Например, дуэт Отелло и Яго или дуэт Марии и Заремы из балета «Бахчисарайский фонтан». Есть дуэты, созданные специально для концертных программ. Например «Охотник и птица» Якобсона на музыку Грига, «Весенние воды» на музыку Рахманинова, «Мелодия» на музыку Глюка. Широкое развитие получил дуэтный танец в творчестве Григоровича. В его балете «Ромео и Джульетта» пять дуэтов главных героев, которые раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Великолепный пример адажио из балета «Реквием» на музыку Моцарта, в постановке Бориса Эйфмана и т.д.

Обучение техники поддержки в дуэтном танце входит в программу хореографических училищ в качестве специальной дисциплины для учеников старших классов.

Па-де-декак и дуэт также танцевальная композиция для двоих, но в отличие от дуэта па-де-де не предполагает сюжетной нагрузки. Каждому исполнителю в па-де-де предназначается особая танцевальная партия. Традиционное классическое па-де-де состоит из адажио, мужской вариации, женской вариации и коды. Иногда перед адажио, бывает антре- выход танцующей пары. Если адажио это дуэт, то в коде обычно партнеры выступают по очереди и лишь заканчивают па-де-де вместе.

Примеры: па-де-де из балета «Дон Кихот» Минкуса, па-де-де из балета «Щелкунчик» Чайковского, па-де-де из балета «Эсмеральда» Пуньи и т.д.

 

Хореографическая миниатюра

Хореографическая миниатюра существует как на эстраде, так и в балетном театре. Х.М. малая форма танцевально-сценического представления в различных танцевальных направлениях. Хореографическая миниатюра является малой по форме, но не по содержанию. Она имеет давнюю историю. Хореографические миниатюры украшали сцену русского театра с самых первых его шагов. Тогда еще не было понятия эстрадный номер. Воспоминания очевидцев сохранили для нас описания замечательных плясок Авдотьи Истоминой, Фанни Эльслер.

Хореографическая миниатюра сформировалась внутри балетного театра как дивертисментно-вставные танцы. Миниатюра в хореографии может быть сюжетной и бессюжетной. Часто сюжетами миниатюр становятся литературные источники: басни, стихи, сказки. Но танец не все может изобразить прямо (как пантомима, например,) но он может передать образный мир, основную идею, главный драматический конфликт любого литературного произведения в хореографической миниатюре. Обращаясь к известному произведению, танец стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Балетмейстеру нужно отойти от первоисточника так, чтобы раскрыть его содержание языком танца, создать свой образный строй, свою художественную условность, способную передать свою авторскую идею, в вольной фантазии, в своей версии.

Многие балетмейстеры, просматривая произведения живописи, графики, скульптуры «рождают» свои постановки, на которые их наталкивают ассоциации от увиденного. Леонид Якобсон поставил цикл миниатюр «Скульптуры Родена». В качестве «модели» Якобсон выбрал несколько работ Огюста Родена: «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол», «Экстаз», «Отчаяние», «Минотавр и нимфа». Оживляя статуи, Якобсон стремился «разгадать» чувства, мысли, заложенные в них автором. Миниатюры начинаются и завершаются позами, воспроизводящими скульптурные группы Родена.

Хореографические миниатюры, объединенные единым замыслом, были и у балетмейстеров К. Голейзовского- «Скрябиниана»; Ф. Лопухова «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского. Асаф Мессерер вдохновленный спортом поставил миниатюру «Футболист» на музыку Цфасмана. Владимир Васильев и Екатерина Максимова создали и исполнили миниатюру «Теннисисты».

Сквозной темой творчества Якобсона стало осмеяние и осуждение разных форм зла и социальных пороков: например миниатюра «Подхалим» на музыку Цитовича, «Охотник и птица» на музыку Грига. «Нарцисс» в исполнении Владимира Васильева, балетмейстера К. Голейзовского.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.