Графическое представление проекта
При проектировании нового здания всегда большое (иногда решающее) значение имеет графическое представление работы, так называемая «подача» - способ донесения замысла авторов проекта до понимания решающим или утверждающим органом или группой ответственных лиц, а также до сознания широких слоев общественности. Любому архитектору известно, что эффектная перспективная картинка в процессе убеждения заказчика может сыграть решающую роль. В большинстве случаев заказчик, обычно не владеющий тонкостями теории изображений и слабо разбирающийся в особенностях архитектурного проектирования, подписывает проектное решение, опираясь только на перспективные изображения и свои впечатления, созданные ими. Иногда подача полностью решала судьбу проекта. Столь модные и широко распространенные в наши дни компьютерная визуализация и «фотореалистичность» изображения, в прежние времена из-за неразвитости технических средств не были так распространены и достигались за счет художественного мастерства авторов проекта, в первую очередь архитекторов (рис. 1). Рис. 1. Константин Лыгин. Проект Собора Александра Невского в Новониколаевске (ныне Новосибирске). «Визуализация» южного фасада (обратите внимание на фигурки людей, которые не просто передают масштаб сооружения, но и жанрово «оживляют» все изображение). Конец XIX века. Из коллекции И.Поповского. На рубеже XIX-XX веков (да и сейчас тоже) это мастерство вполне соответствовало уровню развития фотографии того времени и рассматривало этот уровень как пример для подражания при создании презентационных изображений проекта «вручную» (рис. 2). Рис. 2. Собор Александра Невского в Новониколаевске (ныне Новосибирске). Фотографии 1900 и 2006 годов.
В конце девятнадцатого века в российской изобразительной школе теория перспективы практически сформировалась в науку изображения абстрактного пространства. В российской Академии художеств даже была разработана целая система погрешностей, которые необходимо было ввести в классическую перспективу, чтобы достичь максимальной выразительности, не нарушая иллюзии реальности восприятия. К таким средствам корректировки изображения относились, в частности, разведение точек схода, система сокращения физических высот объектов в зависимости от высоты их расположения относительно зрителя, построения так называемых криволинейных перспектив и т.п. В то время к созданию реалистичных изображений относились очень серьезно - точность и достоверность построения перспективных видов зданий определяла уровень мастерства архитектора и была для него делом чести и профессиональной этики. Но при этом история знает и немало примеров, особенно относящихся к XX веку, когда авторы проектов сознательно допускали некоторые «художественные неточности» при представлении своего архитектурного замыслана вышестоящее рассмотрение, меняя масштаб, пропорции и освещенность отдельных элементов здания, искажая перспективу, накладывая изображения или используя иные художественные приемы для передачи своих идей и графического «усиления» архитектурного образа объекта (рис. 3). Рис. 3. Константин Мельников. Проект здания Наркомата тяжелой промышленности в Москве. Перспектива фрагмента, общая перспектива, фасад. Здание предполагалось разместить на Красной площади напротив Кремля, при этом роль, отводившаяся Кремлю, хорошо видна на рисунке вверху справа. 1934. Это приводило к тому, что в ряде случаев на рассмотрение принимающей окончательное решение комиссии выставлялось некоторое «художественное произведение», а не реалистичное изображение того здания, которое потом появится на конкретной улице или площади. Но даже если автор проекта и построит презентационные виды по всем правилам науки о перспективе, они все равно будут искажать увиденное человеческим глазом. Так что уже и в нашу, компьютерную эпоху продолжает существовать и иметь многочисленных сторонников точка зрения, что самое лучшее и правильное перспективное изображение здания, соответствующее восприятию человеком, дает рисунок художника (рис. 4).
Рис. 4. Микеле Мариески. Венеция. Большой канал близ Салюте. 1733. Но при таком подходе есть и «обратная сторона медали» – как увидел художник, так придется видеть и всем остальным. А все ли видят так, как некий конкретный художник?Думается, что нет. Хотя бы потому, что другие художники почти всегда видят ту же натуру несколько иначе, причем временами довольно сильно «иначе» (рис. 5). Рис. 5. Аристарх Лентулов. Автопортрет (слева) и «Василий Блаженный» (справа). Обе работы датированы 1913 годом. Конечно, можно возразить, что для архитектурно-проектных целей надо привлекать либо художников-архитекторов, либо более «адекватных» представителей живописного цеха, но это проблему до конца не решает – авторский «отпечаток» в работах все равно будет. Но есть и другой недостаток рисованных видов. Давно уже замечено, что ручное создание перспективы открывает широчайшие возможности для искажения, пусть даже неумышленного, реальной действительности, поскольку изображение пространства на плоскости всегда связано с потерей определенной информации (в частности, по «глубине» расположения объектов). Так что на бумаге могут появляться виды и конструкции, которые в реальной жизни не существуют и не могут существовать в принципе (рис. 6). Рис. 6. Искажения, возникающие при изображении реального мира на плоскости. Слева – Морис Эшер, «Восхождение и спуск», 1960. Справа – Уильям Хогарт, «Пародия на ложную перспективу», 1753. Поэтому по сложившейся традиции навыки художника и умение строить перспективу для проектировщика, особенно архитектора, до сих пор обязательны и относятся к основным компонентам его профессиональной подготовки. Однако, к большому сожалению, ручная работа мало производительна, не технологична, ограничена в своих возможностях, особенно в тиражировании, и в итоге сильно тормозит прогресс в проектно-строительной отрасли. Например, часто возникают ситуации, когда проект находится в высокой степени готовности, но вдруг появляется новая, еще «более замечательная» идея, или по каким-то иным причинам возникает объективная необходимость этот проект изменить. В таком случае требуется заново переделывать практически всю его графическую (а то и расчетную, экономическую и т.д.) части. Попав в такую ситуацию (к сожалению, потребность в последний момент радикально поменять проект – вполне допустимая рабочая ситуация), авторы проекта десять раз подумают, прежде чем станут вносить изменения, пусть даже и очень хорошие, в почти законченную работу.
Да и оставшееся до срока сдачи время уже может не позволять качественно осуществить переделки. А делать в спешке – значит плодить ошибки, которые придется с большими потерями устранять уже при строительстве. Появившаяся в XIX веке фотография ознаменовала мощный технологический прорыв в изображении (правильнее сказать, фиксации) пространственных объектов на плоскости, сразу создавая перспективные виды. При этом точность изображения и скорость получения результата у нее были принципиально выше, чем при ручной работе, а геометрическая сложность объекта не имела никакого значения. Но при столь очевидных достоинствах у фотографии имелись и явные недостатки. Один из них – оптические искажения, что, правда, естественным образом устранялось по мере развития фототехники (рис. 7). Рис. 7. Фотография Красной площади в Москве. Хорошо видны искажения ближе к краю снимка, вызванные несовершенством ранней фотоаппаратуры. Примерно 1870-1880 годы. А вот другой недостаток был посерьезнее – изображать можно было только существующие объекты. Это уже принципиально ограничивало применение фотографии в проектировании будущих зданий. Конечно, даже в этой ситуации архитекторы нашли фотографии массу применений. Но только изобретение архитектурной эндоскопии принципиально сблизило фотографию с технологией проектирования. Таким образом, становится вполне очевидным, что «классическая» методика проектирования, хотя и применяется до сих пор в проектной практике, находится в определенных довольно жестких технологических рамках. А это объективно ограничивает свободу творчества и опять же негативно сказывается как на итоговом качестве проектирования, так и на уровне развития строительной отрасли и общества в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|