Развитие личности старшеклассника.
Психология старшего школьника. Социальная ситуация развития старшего школьника. Все новообразования закончились уже в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление того, что сложилось – одна точка зрения. Другие считают, что в этом возрасте имеют место весьма существенные качественные новообразования: - порог вступления в самостоятельную взрослую жизнь; - самоопределение (выбор своего жизненного пути); - выбор профессии – психологическое центральное новообразование развития старшего школьника; Старший школьный возраст – пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружении и в самом себе. Значительные изменения в старшем школьном возрасте переживают познавательные процессы человека. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность, включающая в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяют старшему школьнику устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющимися и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у школьника формируются навыки самостоятельно оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Все более отчетливо прослеживается самостоятельность в учебной деятельности. Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.
Повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии, память, воображение и другие психические процессы, они все больше приобретают черты произвольности. Старшие школьники могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Развитие умственных способностей и познавательных процессов зависит от зрелости нервной системы и головного мозга. Изменений в весе мозга практически не происходит. В старшем школьном возрасте складываются предпосылки для регуляции поведения. Более продуктивной становится произвольная память. Увеличиваются ассоциативные волокна, синаптические связи между отдельными волокнами мозга. Возникают особенности познания: когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. У старших школьников идет развитие темперамента. Тип темперамента не меняется, происходят изменения в степени выраженности чувств. Юноши менее эмоционально возбуждены, менее тревожны, более эктравертированы. Свойства темперамента продолжают проявляться в симптомокомплексе свойств. Психика начинает проявляться целостно. Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. По Климову, индивидуальный стиль складывается на основе более простых свойств. Благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности. Идет развитие обобщенности всех процессов, интерес к глобальным и вечным проблемам. У старших школьников происходит развитие креативного мышления. Человек создает проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Старший школьник также начинает осознавать себя более умным, чем был ранее, и более чем взрослый. Идет серьезное развитие эмоций и чувств. Возникают осознанность настроений, саморегуляция. Эмоции и чувства связаны с познавательной деятельностью, сферой. То, что интересует, переживается глубоко эмоционально.
Развитие личности старшеклассника. Потребность в общении. Проявление самостоятельности в собственных взглядах, оценках, мнениях. Стремление отличиться, чтобы признали его оригинальность, его демонстративность. Потребность в общении с взрослыми (она больше чем у подростка, так как нужен совет и опыт). Потребность в общении со сверстниками в плане организации досуга. Самопознание и самооценка. Рост самосознания у старшеклассника более критичен и самокритичен, предъявляют высокие требования к себе и к взрослым. Охотнее высказывается о своих недостатках, чем о достоинствах. На первое место выходят те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Самовоспитание. Девушки и юноши стремятся глубже разобраться в своем характере и в своих чувствах; правильно оценить свои способности и особенности. Этому возрасту свойственны следующие противоречия: 1. Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и в первое время не всегда адекватно относятся к советам взрослых. 2. Восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремления показать равнодушие к этой оценке, действовать по- своему плану. 3. Принципиальность в большом и беспринципность в малом. 4. Самообладание и непосредственная импульсивность. Новообразования в личности старшего школьника: 1. формирование мировоззрения, самостоятельности; 2. повышенная требовательность к моральному облику; 3. формирование самооценки, 4. стремление к самовоспитанию;
8.3 Проявления особенностей старшеклассников в познавательной и учебной деятельности. Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Интерес к учению повышается. Мотивы: самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни; социальный – стать полноценным членом общества; учебный – интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных интересов старшего школьника связана с жизненными планами. Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация (руководство сознательно поставленной целью). Учебный процесс. · Оценивают его с точки зрения того, что он дает для их будущего, то есть смотрит на настоящее с позиции будущего; · Твердая установка при выборе профессии; · В школьном возрасте устанавливается связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов; · Старшеклассники стремятся решить проблему выбора, учитывая свои способности; · Необходимо ознакомиться с психологической характеристикой профессии: внимание, наблюдательность, мышление, воля, характер; Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей привлекательности – высокая самооценка, уверенность в себе; осознание своей физической слабости – наоборот низкая самооценка. Особенности познавательной деятельности. 1. разрыв между конкретным и абстрактным понятием сглаживается; 2. развивается сравнение обобщение; способность выделять существенное; 3. умение пользоваться рациональными приемами запоминания (конспектирование, подчеркивание, выделение главной мысли и т.д.); Качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника: - разобраться в разных точках зрения и составить свою собственную точку зрения; - старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения; - активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (оно носит страстный характер); - старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать что-то новое, оригинальное;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|