Нормативные оценки
1.1.Адресат учебника
Авторы. Название учебника и курса (Всеобщей, российской, региональной истории…)
…………………………………………………………….
…………………………………………………………….Характер курса (пропедевтический, элементарный, систематический, интегрированный и др.)
…………………………………………………………….
Количество часов (тип ОУ, класс, уровень - базовый, углубленный)…………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………
Хронологические рамки изучаемого материала………
……………………………………………………………
1.2. Соблюдение полиграфических норм
Построение учебника
2.1. Методологическая основа построения содержания (цивилизационная, формационная, стадиальная, комплексная, проблемная, др. вариант)
2.2. Структурирование материала
2.3. Системность в отборе смысловых единиц знаний, соотношение фактического и теоретического материала
2.4. Наличие и соотношение различных компонентов исторических знаний (экономика, политика, социальные отношения, культура и др.), системность в их предъявлении
· Наличие грифа, рекомендующего (допускающего) к печати и использованию в РФ, регионе
· Соответствие программе курса, учебному плану
· Соответствие обязательному минимуму содержания образования
· Наличие системы учебников, обеспечивающих изучение курса в целом
· Наличие учебно-методического комплекса к учебнику:
книга, рекомендации для учителя
другие пособия и средства обучения (рабочая тетрадь, хрестоматия, сборник заданий, книга для чтения, наглядность и др.)
· Четкость шрифта, качество бумаги
· Выделение основного, дополнительного и пояснительного материала (курсив, петит, цвет, условные знаки-символы, рубрики)
· Выделение опорных знаний (дат, понятий, терминов)
· Рациональное расположение материала на странице, форзаце, нахзаце книги
· Отсутствие опечаток и т.п.
· Качество выполнения иллюстраций
…………………………..
· Четко проявляется
· в отдельных вопросах
· отсутствие
· Деление на главы, параграфы, пункты
· Выделение информационного, вспомога-тельного и методического блоков
· Выделенеие обязательного и вариативного материала
· Теоретические положения, ведущие идеи курса
· Понятия (всеобщие, общие, особенные, частные)
· Отбор фактического материала (единичные факты, события, явления, процессы)
· Отбор персоналий
· Присутствует
· частично
· отсутствует
по 1
3.
Педагогическая оценка
3.1. Научность, степень объективности и достоверности изложения материала, его соответствие современному уровню развития науки
3.2. Системный подход к отбору содержания, целостность замысла
3.3. Реализация принципа историзма
3.4. Доступность
3.5. Наглядность представленной информации
3.6. Отражение межпредметных связей
· Соответствие современным взглядам на содержание образования
· Соответствие современной педагогической теории
· Соответствие современному уровню развития исторической науки
· Отсутствие теоретических, фактических ошибок
· Корректность формулировок
· учебника в целом
· лишь отдельных тем
· Достаточно полно
· частично
· отсутствие
· Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика
· Увлекательность изложения
· Академический стиль изложения
· Наличие изобразительных и условно-графических видов иллюстративного мате-риала (репродукции, модели, схемы, фото, карты и др.)
· Характер информации в пояснительных текстах к иллюстрациям (название изображения, вид, основная идея и др.)
· Взаимосвязь основного текста и иллюстративного материала
· С каждым учебным предметом
до 2
до 2
по 1
4.
Методический аппарат учебника
4.1. Наличие содержания, ориентированного на дифференциацию обучения (разноуровневость текста)
4.2. Реализация развивающего потенциала пред-лагаемого материала (обеспечение условий организации учебной деятельности ученика, развития его познавательных способностей и потребностей, культуры труда)
4.3. Формирование приемов умственной деятельности ученика
4.4. Приемы изложения основного материала
4.5. Формирование мотивационной сферы ученика
4.6. Наличие преемственных связей
4.7. Возможность использования пособия в различных методических системах и технологиях
· Систематически
· в отдельных темах
· отсутствие
· Разноуровневость заданий (репродук-тивные, частично-поисковые, поисковые)
· Различные виды вопросов и заданий (опережающие, повторительно-обобщающие, для самоконтроля, по работе с документами, с иллюстрациями и др.)
· Расположение заданий, вопросов (в начале темы, параграфа; внутри основного текста; после основного материала; к иллюстрациям; к документам)
· Возможность организации самостоятельной работы школьника (наличие инструктажа, памяток, пояснений, тематических указателей, словарей, оглавления, библиографии и т.п.)
· Наличие и разнообразие дополнительного материала (первоисточники, фрагменты научной, художественной литературы, таблицы, биографические справки и т.д.)
· Использование общеучебных методов познания (анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обоб-щения, выделение главного и др.)
· Наличие вступлений, обобщений (резюме), заключений
· Использование приемов повествования, объяснения, образного описания, проблемного, обобщающего изложения и др.
· Понимание самоценности образования
· Целей изучения предмета, темы
· Межкурсовых
· Внутрикурсовых
· Ориентация на конкретную технологию, систему обучения
· Универсальность
по 1
по 1
по 1
по 1
по 1
по 1
по 1
5.
Уровень реализации воспитательных и мировоззренческих функций
5.1. Разнообразные направления воспитания
5.2. Наличие содержания, ориентированного на основные мировоззренческие положения, ценностные ориентиры
5.3. Предоставление возможности учащимся сформировать собственное отношение к излагаемому материалу, сделать свои выводы и т.д.
· Патриотическое, социально-политическое, трудовое,экологическое, нравственное, этическое, эстетическое и др.
· Раскрываются
· только декларируются
· отсутствуют
· Систематически
· в отдельных темах
· отсутствует
по 1
6.
Выводы о возможности использования данного учебника
Соответствие учебника по структуре и содержанию школьным программам (в качестве основного, дополнительного, факультативного пособия); Основному минимуму содержания; возрастным возможностям учащихся.
Основные направления повышения эффективности использования данного пособия, пути коррекции структуры и содержания учебника (при необходимости).
Пути использования методического аппарата.