Бловаученикхснфяшколаъшбгткканикулымулиат; снпрмлетовараналморечщоыдотдыхыръгюк; утрхбфптеплоходвисгтюяьноппутешествиекладб.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Я85 Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. {Коррещионная педагогика) I8ВN 978-5-89415-591-3 В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в т.ч.: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматиче-ских средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педвузов. УДК 372.8(072) ББК 74.3 © Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 2007
А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова Обучаем читать и писать без ошибок Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма
МОСКВА Введение Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество.
В то же время методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего — публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени. В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку, а также по другим предметам. Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая должна быть отражена в логопедических заключениях. Фонетический дефект — недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении следует отразить характер искажения звука (например: р — велярное, увулярное; с — межзубное, боковое; ш-ж — нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребенка: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия). В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии:
ФФН, ОНР (III уровень) ОНР (11-111 уровень) при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача); у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда).
Дефекты произношения звуков ФФН, ОНР (III уровень) Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи. Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определенного уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно: • недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР; • недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН; • недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях дизартрии, ринолалии, алалии логопедические заключения о недостатках чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются также данными о форме речевой патологии. Поскольку становление речевой функции тесно связано с формированием других высших психических функций, то у детей с первичной речевой патологией наблюдается ряд своеобразных психологических особенностей. Одна из самых характерных — неустойчивость произвольной деятельности. У разных детей это
проявляется по-своему, в самых различных формах, и охватывает достаточно широкий круг явлений. У части детей неустойчивость деятельности имеет достаточно широкий спектр ярко выраженных проявлений, что отрицательно сказывается на формировании полноценной учебной деятельности, при выполнении самых разнообразных форм и видов учебной работы, особенно при восприятии учебных заданий, инструкций. Как правило, такие дети не предпринимают достаточных усилий, чтобы осмыслить предложенное им задание. Это порой порождает их растерянность и нерешительность уже на самых начальных этапах работы, и они начинают обращаться за помощью к учителю и товарищам. Некоторые учащиеся крайне медленно ориентируются в заданиях, связанных, например, с построением элементарных геометрических фигур, определенные трудности испытывают при выполнении заданий, связанных с переключением внимания. Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать возникающие у некоторых детей трудности осмысления вопросов учителя-логопеда, заданных в необычной для них форме, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?»; «В каком числе содержится 3 раза по 20?»; «Чему равно произведение 3x20?». Разное предъявление одного и того же содержания вызывает у части из них недоумение, длительные паузы, растерянность. Итак, что наиболее типично для детей с ОНР? Они долго не могут включиться в работу, с трудом переключаются, обнаруживают пониженный самоконтроль и проявляют некоторую неорганизованность. При этом нельзя забывать, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка. Речь полифункциональна. Она как средство общения выполняет коммуникативную и интеллектуальную функции. Основополагающая цель данного пособия — реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Такая взаимосвязь является основным методическим принципом коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией, который определяет содержание и структуру пособия, характер заданий, виды упражнений и весь методический аппарат в целом. Одним из конкретных проявлений принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей является коммуникативная направленность обучения, которая обусловлена целью корригирования пробелов в их речевом развитии.
Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения, а следовательно, предъявляет новые требования к пособию. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, т.к. только в речи «живет» языковая система. При этом особое внимание уделяется формированию, с одной стороны, умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, учебной обстановки общения), с другой — умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания. Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности. В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены: • система учебных задач; • сведения операционного характера (о способах деятельности); • материал для наблюдения за языковыми явлениями; • специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку; • разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры. Пособие предусматривает овладение учащимися как специальными (языковыми, речевыми), так и общеучебными умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в едином русле развития познавательной деятельности учащихся, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, т.е. формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности:
• говорение — слушание; • чтение — письмо (неразрывные пары); • продуктивные — непродуктивные (рецептивные) виды речевой деятельности; • виды общения: бытовое, повседневное учебное (на занятиях, в классе, на экзаменах и т.д.); • отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения: КТО? (адресант) — КОМУ? (адресноориентированная речь) — ЧТО? (логическая и эмоциональная информация) — ЗАЧЕМ? (коммуникативная задача, коммуникативное намерение, способы выражения) — ГДЕ? (обстановка учебная, знакомая — незнакомая) — КОГДА? (время общения). Кроме того, на логопедических занятиях должно быть выработано умение читать учебную книгу, а также отвечать на занятиях, уроках и экзаменах, т.е. сформировано полноценное речевое высказывание. Принцип отбора материала в пособие можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук — буква, гласный — согласный, звонкий — глухой, мягкий — твердый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложения: простое, распространенное, сложное), который используется детьми 6-10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме. Наряду с лингвистическими в пособие включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.). Пособие предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах. В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления. Таким образом, в пособии отражены актуальные проблемы методики пропедевтической подготовки (формирование предпосылок) к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка. В связи с этим считаем необходимым напомнить основные аспекты обучения родному языку. В настоящее время определены основные структурные компоненты языкового образования как процесса учебно-познавательной деятельности ребенка: 1) языковая система — совокупность знаний в виде понятий, сведений, правил, представленных в учебных и школьных программах, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические), лексико-стилистические; 2) речевая деятельность школьника как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент включает практические речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности умения воспринимать и создавать текст (на репродуктивном и продуктивном уровне), а также навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, орфоэпические навыки и умения, связанные с соблюдением норм литературного языка; 3) речевые произведения (микротексты), которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты — образцы определенного типа и стиля речи; 4) способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых, орфографических, общепознавательных умений и в целом — развитие школьника как личности; 5) культура речевого поведения (культура общения). Таким образом, современные технологии коррекционного обучения детей с патологией речи первичного генеза следует реализовывать во взаимосвязи с формированием базовых предпосылок психической деятельности ребенка исовременных подходов к обучению родному языку. Пособие представляет собой систему логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности. В пособии 5 разделов. В 1-м разделе представлено большое количество разнообразных заданий, направленных на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом. Главной целью 2-го раздела (I этап коррекционной работы) является нормализация звуковой стороны речи. Основная цель 3-го раздела (II этап коррекционной работы) — восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического строя их речи). Упражнения, представленные в 4-м разделе, направлены на отработку навыков чтения, письма и могут быть использованы на разных этапах коррекционного обучения. Цель 5-го раздела — формирование умений и навыков устного связного высказывания (устного дискурса) и на их основе — предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов (письменная речевая деятельность). Материал пособия распределен на три уровня сложности как по содержанию, так и подходам к его реализации. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста детей в группе логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. При необходимости (например, для более прочного закрепления материала) логопед может предлагать детям дополнительные задания. В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо логопед, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др. Авторы полагают, что знания и профессионализм логопеда помогут ему творчески использовать материал данного пособия.
Условные обозначения1 * гласный звук согласный звук звонкий согласный звук мягкий согласный звук предложение слоги пропущенные звуки (буквы) карточка для индивидуальной работы запись на доске или плакате слова, предложения для справки 1 При выполнении задания дети обозначают в схеме слова звуки цветами, указанными в квадратиках. Раздел 1 ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ПОЛНОЦЕННОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ Методические рекомендации Поскольку письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности — многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный), то к моменту обучения в школе у ребенка должны быть сформированы (как необходимые предпосылки к обучению) речевые и неречевые функции, а именно: речевые — слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез; сформированность лексико-грамматических средств языка; неречевые, среди которых особое значение имеют зрительный анализ и синтез, пространственные представления, а также пальцевый праксис, сукцессивные процессы. Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности: • неустойчивое внимание; • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; • недостаточное развитие способности к переключению; • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала); • недостаточная сформированность словесно-логического мышления; • пониженная познавательная активность в области языковых явлений; • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы. Недостаточная сформированность перечисленных особенностей позволяет считать, что у данной категории детей имеет место низкий уровень произвольной деятельности в целом. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость специального периода формирования и совершенствования у таких детей основных психологических (неречевых) предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. С этой целью на первоначальном этапе (10-20 занятий — в зависимости от тяжести дефекта) используются специфические задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики. Количество представленных упражнений в зависимости от уровня развития неречевых процессов может быть увеличено. Упражнения Первый уровень 1. Соедини точки в разных направлениях (сверху — вниз, снизу — вверх, слева — направо, справа — налево). Рассказывай, как ты это делаешь. 2. Подумай, какую часть фигурки надо дорисовать. Дорисуй фигурки. Рассказывай, что ты делаешь.
3. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, что ты делаешь. 4, Рассмотри и назови геометрические фигуры.
Назови геометрические фигуры, которые заштрихованы сверху вниз; с наклоном вправо; с наклоном влево. Заштрихуй оставшиеся фигуры по образцу. Назови геометрические фигуры, которые ты заштриховал одинаково. Рассказывай, как ты это делаешь. 5. Рассмотри рисунки внутри геометрических фигур: прямоугольника, круга и квадрата.
Назови предметы, расположенные в каждой фигуре слева. Под каким предметом расположен пенал? Над каким — книга, дом?.. И т.д. 6. Рассмотри рисунок. Что ты видишь справа вверху? {Троллейбус, машину.) В какую сторону они направляются? {В левую.) Где на рисунке расположены светофоры? (Справа и слева.) Куда направляются мама с дочкой? {Направо.) Где нарисовал художник человека с портфелем? (Справа внизу.) 7. Рассмотри рисунки. Ответь на вопросы, используя слова: слева, справа, под, -.ад, между, перед.
Что ты видишь слева? Где инструменты? Где обувь?
Где буквы? Где цифры? Где треугольник? Квадрат?
Где расположена груша; яблоко; банан; клубника; вишня? Где расположены в прямоугольнике: буква; цифра; слово?
Посмотри ещё раз внимательно на рисунки и скажи: какие буквы «спрятались» в изображённых предметах? 9. Построй цепочку. а) Выложи из палочек или спичек буквы:
ЛàАàИàНàПàТàГàСàБàВàЕàЭàЖàКàХ
По мере выполнения задания рассказывай, как одна буква превращается в другую. б) Преврати: Л - И; И - Ш; А - Д; Г - Б; З - В. 10. Угадай буквы.
а) Назови или запиши перечёркнутые буквы. Подумай, что случилось с буквами. Угадай буквы и запиши их правильно. Назови записанные буквы. 12. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны в таблице.
Назови буквы, которые повторяются чаще других. Запиши те буквы, которые не повторяются. Назови записанные буквы. 13. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны в первой строчке. Гласные и согласные, печатные.) Какие — во второй строчке? {Гласные и согласные, письменные, заглавные.) Назови буквы первой строчки и запиши их в алфавитном порядке. 14. Рассмотри внимательно буквы: ЛБДАМЖЪЬЧНАСТУФХЦЧШЩЭЮЯН Представь себе, что это алфавит. Правильно ли он составлен? Почему неправильно? Скажи, каких букв нет? Какие повторяются, а какие — не повторяются? Какие буквы надо поменять местами? Запиши эти буквы в алфавитном порядке. 15. а) Рассмотри внимательно квадрат. Что записано в квадрате? Какие буквы записаны в квадрате? Назови букву в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в середине квадрата; в левом верхнем углу; в правом нижнем углу.
Что записано на ней? Какие буквы записаны вверху? Где расположены остальные буквы? Как называются буквы верхнего рада; нижнего ряда? Какие буквы расположены под буквами Т, К, Н; над буквами и, о, э; за буквами П, С, у, ы; перед буквами С, Л, а, э; между буквами Т, С, а, ы? 16. а) Рассмотри рисунки. Назови изображённые фигуры и предметы. Продолжи ряды рисунков и объясни, почему ты это сделал именно так. б) Рассмотри таблички и скажи, что на них изображено: Назови гласные, согласные; прочитай слоги. Продолжи рады гласных, согласных и слогов и объясни, почему ты это делал именно так. Где расположена табличка с гласными; согласными; слогами? Ответь, употребляя слова: справа, слева, посередине.
17. Рассмотри внимательно таблички и скажи, что на них изображено. Скажи, что в каждой табличке лишнее, и объясни, почему. 18. Рассмотри рисунок.
Гласные и согласные буквы «спрятались» в воздушные шарики: посмотри внимательно и скажи, каких букв больше. Как ты догадался? 19. а) Рассмотри рисунок. Какие буквы изображены на рисунке? Сколько гласных букв, сколько — согласных? В течение одной минуты рассмотри каждый прямоугольник отдельно. Каких буквбольше в первом прямоугольнике, а каких — во втором? 20. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай слова в алфавитном порядке. Докажи, что ты правильно расположил слова. 21. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай слова парами и скажи, какое из них стоит в словаре раньше. Обоснуй свой ответ. 22. В течение 5 минут подбери на любые 15 букв алфавита по одному слову. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) 23. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Посмотри внимательно и скажи, каких букв алфавита нет в этих предложениях? Второй уровень 1. Соедини точки по образцу. Назови фигуры, которые получились. 2. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, как ты это делаешь.
Скажи: на какие буквы похожи элементы орнамента? 3. Заштрихуй фигурки так, как на рисунке. Не ошибись! Будь внимателен! Скажи: на какие буквы похожа штриховка? 4. Рассмотри рисунки. Назови изображённые предметы. Заштрихуй предметы на рисунках по-разному: горизонтальными линиями; вертикальными; с наклоном вправо; с наклоном влево. Расскажи, как ты выполнял задание: какие фигуры ты заштриховал одинаково; какие — горизонтальными линиями; какие — с наклоном вправо? 5. Рассмотри рисунок. Назови геометрические фигуры. Расскажи, где расположены геометрические фигуры по отношению к овалу, употребляя слова: вверху, внизу; справа; слева.
В каких больших геометрических фигурах расположены маленькие? Расскажи, где расположена в большой фигуре каждая маленькая. 7. Нарисуй над треугольником — квадрат, круг; слева от прямоугольника — треугольник; справа — круг; между кругом и треугольником — квадрат. Расскажи, какие задания ты выполнял. 8. Ребёнку предъявляют контурные рисунки разного вида: 5—6 звездочек; 5—6 листочков (с деревьев); 5—6 домиков; 5—6 бабочек. В каждом ряду рисунков — 2—3 одинаковых. Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них предметы. Найди на каждом рисунке одинаковые предметы и объясни свой выбор. Заштрихуй: 2 звездочки — горизонтальными линиями (слева направо); 2 листочка — вертикальными (снизу вверх); 2 домика — штриховкой с наклоном вправо; 2 бабочки — штриховкой с наклоном влево. Расскажи, какое задание ты выполнял. 9. Рассмотри рисунок и назови изображённые предметы и фигуры. В какой геометрической фигуре они расположены? Каких фигур больше? Меньше? В каком углу их больше? Меньше? Где предметов больше? {Справа, слева, внизу, вверху, в правом верхнем углу и т.д.) Где — меньше?
Сколько на рисунке грибков; листочков; звездочек? Подумай и соедини предметы с кружочками (по числу данных предметов). Расскажи, что ты сделал. 11. Рассмотри рисунки слева и справа. Скажи, чем они похожи и чем различаются. Назови геометрические фигуры на рисунке слева. Сколько на этом рисунке кругов, треугольников, квадратов? Найди одинаковые фигуры и соедини их; объясни, почему ты их так соединил. (Они одинаковые.) Назови геометрические фигуры на рисунке справа. Скажи, сколько кругов на этом рисунке. Найди одинаковые круги. Соедини их и объясни, чем они похожи. 12. Логопед предъявляет ребёнку предметные картинки: 2—3 предмета, похожих на букву Л (циркуль, шалаш, крыша домика...); 2—3 предмета, похожих за букву Д (домик, жёрдочка для птицы в клетке...); 2—3 предмета, похожих на букву О (лупа, дупло, колесо...); 2-3 предмета, похожих на букву Ф (сахарница с ручками, головка Чебурашки, сито с ручками...); 2—3 предмета, похожих на букву3 (змея, скрипка, голова барана с рогами в виде буквы 3...). Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено. Посмотри ещё раз внимательнона рисунки и скажи, какие буквы «спрятались» в изображённых предметах. 13. а) Посмотри внимательно на пары букв, назови их и скажи, чем они различаются по написанию: Р—Ь; Ь—В; И—Ш; И — П. б) Посмотри внимательно на буквы. П, Б, Д, О, К, Щ, Ю, Я, X 3, С. Выбери из данных букв те, которые ты можешь превратить в другие. Расскажи, как ты это сделаешь. 14. Подумай, сколько букв спряталось в каждом знаке (символе): Назови их и запиши. 15. Посмотри внимательно и скажи, что изображено: Все ли буквы записаны правильно? Назови и запиши только те из них, которые записаны правильно. Расскажи, почему ты их выбрал. 16.
а) Рассмотри внимательно рисунок. В какой геометрической фигуре записаны буквы? Какие буквы записаны? (Гласные и согласные; заглавные и маленькие; печатные и письменные.) В каких геометрических фигурах записаны буквы? Чем отличаются буквы в круге слева от букв в круге справа? Какие буквы надо добавить в 1-й круг, затем — во 2-й, чтобы получился алфавит? Назови весь алфавит. 17. Логопед предъявляет ребёнку рисунок прямоугольника. Впиши буквы: А — в нижний правый угол; О — в верхний правый угол; У — в верхний левый угол; Н — в середину фигуры; Ы — в нижний левый угол. Какие буквы ты записал? (Как их называют?) Повтори, где расположеныбуквы А, У, Ы, О, Н. В какую геометрическую фигуру ты вписывал буквы? 18. Предъявляется прямоугольник, разделенный на четыре части (по вертикальной и горизонтальной осям). Впиши в прямоугольник: 5 гласных букв — слева вверху; 5 согласных — справа внизу; 3 слога — справа вверху; 2 слова — слева внизу. Расскажи, куда ты вписывал буквы, слоги и слова? Посчитай, сколько прямоугольников в одном рисунке. 19. а) Прочитай: Что ты прочитал? Сколько ты прочитал слогов? Где и как они расположены? (В прямоугольнике: сверху, внизу, справа, слева, под, над.) Назови слоги, в которых: гласный стоит перед согласной; согласная —
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|