Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение 1. Правовые основы оперативно–розыскной деятельности 2. Психологический контакт 3. Использование психологии в получении информации 4. Психологическое воздействие на личность Список использованной литературы
Введение
Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика. Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности. Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению. Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника. Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).
Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: · опрос граждан; · наведение справок; · изъятие образцов для сравнительного исследования; · проверочная закупка; · исследование предметов и документов; · наблюдение; · отождествление личности; · обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; · контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; · прослушивание телефонных переговоров; · съем информации с технических каналов связи; · оперативное внедрение; · контролируемая поставка; · оперативный эксперимент. Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п. По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на основании следующих правовых актов: · Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности''; · Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы "; · Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";
· Закон Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации ''; · Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц "; · Закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации "; · Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговой полиции ".
Психологический контакт
Психологический контакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц.[1] Развитие контакта между людьми, как правило, происходит в три стадии: взаимное оценивание, взаимная заинтересованность, обособление в диаду. Процесс общения, как правило, начинается со знакомства. Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения. Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи — вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. В формировании первого впечатления большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все же дают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы, исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объекта нашего интереса. Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.
Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему. Симпатия объекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности[2]; в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, то есть от конкретного сотрудника. Доверие и доброжелательность со стороны объекта - это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|