Для обеспечения программы «От А до Я: искусство эффективного общения» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
· компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
· фото/видео камера.
№ занятия
| Тема
| теория
| практика
|
1.
| Этикет.
Виды этикета.
| Ритуал. Обрядовые церемонии. Этикет.
Виды этикета: Общегражданский; Присутственный; Религиозный; Брачный; Семейный; Печальный; Спортивный; Этикет путешествий; Светский; Гендерный; Деловой; Корпоративный; Воинский; Дипломатический;
Этикет сервис; Сетевой этикет (этикет цифровой коммуникации); Этикет электронной корреспонденции.
| Тест «Насколько вы общительны»
|
2.
| Речевой этикет.
| Общение на «ты». Виды обращений. Что такое «дурной тон».
Коммуникативно значимые жесты.
Зоны общения (интимная, социальная, публичная).
|
|
3.
| Как вести себя в школе.
| Правила поведения в классе, на перемене, в столовой.
Деловой дресс-код для школьника.
|
|
4.
| Как вести себя в новом коллективе.
| Правила поведения в новом коллективе. Общественное мнение.
Противостояние плохому влиянию.
| Тест «Какой вы в общении»
|
5.
| Знакомство.
| Правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве. Представление. Первое впечатление.
|
|
6.
| Правила общения в гостях.
| «Можно и нельзя»: поведение за столом.
|
|
| У тебя в гостях друг.
Чем занять гостя. Игры и развлечения. Прощание с гостем.
| Тест «Умеете ли вы поддерживать разговор»
|
7.
| Как правильно дарить подарки.
|
|
8.
| Вежливый юмор.
| Ролевая игра в “Идем в гости”.
|
9.
|
| Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость»
|
10.
| Правила приветствия и прощания
| Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
|
|
11.
| Телефонный этикет
| Вы звоните. Вам звонят. Обращение в справочную. Срочный звонок. «Громкая» связь. «Это неприлично».
|
|
12.
| О вежливости
| Об уступчивости.
| Тест «Насколько вы вежливы»
|
13.
|
| Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
|
14.
| Культура общения в общественных местах
| Поведение в общественном транспорте.
|
|
15.
| Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.
|
|
16.
| Поведение в поликлинике, парикмахерской.
|
|
17.
| Поведение в детской библиотеке.
| Тест «Умение вести себя на людях»
|
18.
| Поведение в магазине.
|
|
19.
|
| Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения.
|
20.
| Правила общения в семье.
| Нормы поведения дома.
| Тест «Ты глазами родителей»
|
21.
| Как избежать ссор с родителями.
| Тест «Я и конфликты»
|
22.
| У меня есть брат (сестра)!
|
|
23.
| Общение с прекрасным.
| Как слушать музыку.
|
|
24.
| Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия)
|
|
25.
| Умение понимать другого.
|
|
26.
| Правила общения в моей жизни
| Как писать письма, поздравления.
|
|
27.
| Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома.
|
|
28.
| Культура общения с телом – гигиена.
|
|
29.
| Поведение в лесу. Общение с природой.
|
|
30.
| Мое поведение.
| Тест «Человек с хорошими манерами»
|
31.
|
| Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
|
32.
|
| Коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях».
|
33.
|
| Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения
|
34.
| Итоговое занятие.
| Поведение человека и культура общения.
| Тест «какой у вас стиль общения»
|
№
занятия
| Тема
| Теория
| Практика
|
1.
| Правила общения.
| Для чего быть вежливым. Умение слушать. Умение вежливо отказать.
|
|
2.
| Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.
|
|
4.
|
| Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…»
|
5.
| Искусство поздравления.
| Комплименты. Искусство делать комплименты.
| Тренинг «Подари другу комплимент
|
6.
|
| Ролевая игра в “Семейное торжество».
|
7.
| Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.
|
|
8.
| Культура общения.
| Неловкие ситуации.
|
|
9.
|
| Черты характера и внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.
| Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?»
|
10.
|
|
| Диспут «О чем говорит твой портфель».
|
11.
|
| Навещаем больного. Утешение, подбадривание.
|
|
12.
|
| Как сформировать полезные привычки.
|
|
13.
|
| Общение с природой. Экология природы и человека.
|
|
14.
|
| Что такое дружба, товарищество.
|
|
15.
|
| Правила хорошего тона. Как воспитать у себя хороший вкус.
|
|
16.
|
| Поведение в общественных местах и на природе.
|
|
17.
|
|
| Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе»
|
18.
| Культура гостеприимства.
| Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.
|
|
19.
|
| Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.
| Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».
|
20.
|
| Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.
|
|
21.
|
| Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.
|
|
22.
|
| Красен человек статью.
|
|
23.
|
|
| Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».
|
24.
|
|
| Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
|
25.
|
| Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.
|
|
26.
| Мы такие разные.
|
| Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?
|
27.
|
| О чем говорит внешний вид.
|
|
28.
|
| Выглядеть умным: работа над собой.
|
|
29.
|
|
| Дискуссия «Мужественность и женственность».
|
30.
|
| Деловой этикет.
| Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций»
|
31.
| Общение в путешествии.
| Умение вести себя в путешествии.
|
|
32.
| Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.
|
|
|
| Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».
|
33.
| Мы такие разные, но мы вместе.
|
|
34.
| Итоговое занятие.
| Личность как самоценность в процессе общения.
|
|
№
занятия
| Тема
| теория
| практика
|
1.
| Эмоциональная окраска общения.
| Эмоциональность как свойство личности.
|
|
2.
| Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».
|
|
3.
| Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.
|
|
4.
| Пути саморегуляции.
| Тренинг «Психоэмоциональная саморегуляция».
|
5.
| Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.
| Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».
|
6.
| Эмоциональная культура личности.
| Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».
|
7.
| Коммуникативная культура личности
| Общение и его функции.
|
|
8.
| Коммуникативная культура личности.
|
|
9.
| Культура общения. Виды общения.
| Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!»
|
10.
| Стили общения. Нормы этикета.
|
|
11.
|
| Диспут «Конфликты: их причины и последствия».
|
12.
| Средства и способы передачи информации в общении.
|
|
13.
| Механизмы взаимопонимания.
|
|
14.
| Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.
|
|
15.
| Группа и ее законы.
|
|
16.
| Конфликты в группе и пути их преодоления.
| Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».
|
17.
| Слушать и слышать.
| Роль умения слушать в личностном общении.
| Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».
|
18.
| «Эффективные» слушатели.
|
|
19.
| Умение слушать как метод восприятия информации.
|
|
20.
| Факторы «слушания». Три уровня «слушания».
|
|
21.
| Речь говорящего и понимание слушателя.
|
|
22.
| Барьеры между говорящими и слушателями.
|
|
23.
|
| Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».
|
24.
| Преодоление барьеров в общении.
|
|
25.
| Совершенствование навыков «слушания».
|
|
26.
| Совершенствование навыков устной речи
|
| Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».
|
27.
|
| Монолог. Диалог
|
|
28.
|
| Совершенствование навыков устной речи. Полилог
|
|
29.
|
|
| Дебаты«Культура общения показывает культуру личности».
|
30.
|
| Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия
|
|
31.
|
| Проблемно-ценностная дискуссия
|
|
32.
|
| Этика речевой коммуникации.
| Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь»
|
33.
|
| Этика и виды речевой деятельности
|
|
34.
| Итоговое занятие.
| Поведение человека и культура общения
|
|