Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Принципы специального образования. Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики. Принцип педагогического оптимизма. Обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями и, с другой стороны, представлениями о современных педагогических возможностях абилитации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Принцип признает право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс. Принцип ранней педагогической помощи. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии (инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций), пропедевтики необходимых элементов образования и трудовой деятельности. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.
Принцип необходимости специального педагогического руководства. (Дефектолог – важнейшее звено в процессе обучения и воспитания лиц с ОВЗ) Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания. (Обучение и воспитание направлено на коррекцию недостатков, для успешной социализации личности в обществе)
Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании. (Необходимо выявлять сильные стороны, задатки, делать на них акцент, но при этом также воздействовать на другие компоненты/стороны и тд) Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. (Чем ранее будет диагностировано нарушение, тем легче будет проводится коррекционный процесс, результаты которого будут заметно лучше). Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации. (Необходимый уровень знаний, который нужно дать ученику с ОВЗ в процессе обучения в школе) Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития. (Нужно искать способы, подходы к каждому ребенку, один способ не подойдет для всех). Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития. (Образование личности должно быть полным и связанным, включающим все этапы обучения)
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|