Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благосостояние, которым располагает средний класс, достаточно для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью.

Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность

Вопросы для обсуждения к занятию

 

1. Что такое социальное неравенство и каковы его причины?

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Причины:

Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.

 

2. Каковы особенности социального неравенства в традиционном и индустриальном обществе.

 

3. Что такое социальная стратификация? Какие теории социальной стратификации вы знаете и в чем их суть?

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Теория Уорнера о 6-ти слоях в американском обществе.
У. Л. Уорнер выдвинул теорию о престиже различных слоёв общества на основе высказывания людей друг о друге.
По теории Уорнера, население современного западного общества делится на шесть слоев:

1. Богатые аристократы.
2. Миллионеры в первом поколении.
3. Высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы), деловые люди (владельцы капитала).
4. Канцелярские служащие, секретари, рядовые врачи, школьные учителя и другие «белые воротнички».
5. Квалифицированные рабочие («синие воротнички»). Электрики, слесари, сварщики, токари, водители и т. п.
6. Бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.


В работах П.А. Сорокина идет подразделение на слои:
1. политический – представитель слоя стоит у власти или подчиняется;
2. экономический слой – владеет материальными ресурсами или обделен ими;
3. профессиональный слой – трудится в сфере «уважаемых» специалистов или представитель низкоквалифицированного уровня;
4. личностный слой – обладает (чаще – уже при рождении) определенным набором моральных, этических и других качеств, возможностей, в частности – способности к успешному обучению чему-либо или лишен вышеперечисленного;
Согласно его теории, взаимодействия между слоями происходят «по вертикали», а внутри - «по горизонтали».

 

4. Чем теория социальной стратификации отличается от теории социально-классовой структуры общества?

Социально-классовая структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

 

5. Чем отличается одна страта от другой? Каковы критерии принадлежности к той или иной страте?

Социальная стратификация общества - это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, из которых состоит общество.В основе стратификации всегда лежит неравенство. Это неравенство обусловлено социально, т.е. оно имеет не природное, естественное, а общественное происхождение. Либо в нем использовано природное неравенство в социальных целях.

Основные критерии социальной стратификации:

Существует четыре основных критерия социальной стратификации - доход, власть, образование, престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег, на которые можно приобрести движимое и недвижимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. д.) имущество. Обычно богатство передается по наследству.

Образование - определяется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий, т. е. чего добился человек.

Социальное положение человека определяется - 1) статусом в общ-ве 2) качеством выполнения его соц ролей 3) размер его богатства 4) принадлежности его к властным структурам.

 

6. Что такое социальный статус личности?

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.
Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории.

Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

 

7. Что такое «средний класс»? Назовите его признаки. Почему этому классу придается большое значение в развитых странах мира?

СРЕДНИЙ КЛАСС – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
Благосостояние, которым располагает средний класс, достаточно для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью.

Выделяют несколько признаков, характеризующих средний класс: средний (для данной страны) уровень благосостояния, стабильность и постоянство источников дохода; высокий уровень образования и наличие профессиональной квалификации, высокий уровень вертикальной мобильности – в том числе и внутри среднего класса. Стремление к общественной стабильности и менталитет, характеризующийся реформизмом, индивидуализмом и установкой на поддержку существующего режима, также называют в числе признаков принадлежности индивида к среднему классу.

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций:

Базовой среди них выступает функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.

В сфере экономических отношений средние слои играют роль экономических доноров – не только как производители огромной части доходов общества, но и как крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики.

В культурной сфере средний класс является культурным интегратором – хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Саморегуляция гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. Эту его роль называют функцией административно-исполнительного регулятора.

 

8. Что дает человеку принадлежность к среднему классу?

Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Благосостояние, которым располагает средний класс, достаточно для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью.

Представляется также интересным наличие «нематериальных» признаков принадлежности к среднему классу, где наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости, возможности поддерживать здоровье, получая качественное лечение.

9. Какие социальные условия на Западе способствовали превращению среднего класса в массовый социальный слой?

 

10. Что такое социальная мобильность? Перечислите виды мобильности.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).
Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

 

11. Каково значение социальной мобильности как индикатора социальных и экономических процессов в обществе?

Социальная мобильность в западных обществах отличается значительной скоростью и интенсивностью в экономической, профессиональной и политической сферах. Главным механизмом социальной мобильности является конкуренция во всех сферах обществ, нацеленная на результат — на эффективность. В экономической сфере происходят быстрые и интенсивные перемещения по вертикали и горизонтали, обусловленные разорением и безработицей одних и успехами и высокими заработками других. В политической сфере механизмом социальной мобильности являются выборы, в результате которых происходит перемещение лиц и политических партий. Территориальная мобильность связана с перемещением масс населения в поисках работы. В связи с высоким уровнем жизни в западных странах множество людей из других стран стремятся переехать туда жить и работать. В результате, особенно в США — стране мигрантов, возникают целые этнические районы.

Процессы социальной мобильности формируются из целенаправленной активности людей по достижению жизненных целей, а также поддерживаются как общественной самоорганизацией (традиционными запретами и стимулами, семейными отношениями, самодеятельными формами жизни, нравами), так и системно-институциональными структурами — правовыми регуляторами, образовательной системой, различными способами стимулирования трудовой активности со стороны государства, церкви, профессионально-корпоративной среды и др.

Разновидности социальной мобильности:

В наши дни, как и раньше, начальная стадия социальной мобильности сходна для всех людей: при рождении ребенок получает социальный статус своих родителей, так называемый аскриптивным, или предписанным статусом. Родители, родственники и близкие к семье люди передают ребенку те нормы поведения, представления о должном и престижном, которые господствуют в их среде. Однако в активный период жизни человек зачастую не довольствуется положением в своем слое, добиваясь большего. В этом случае исследователи говорят, что человек меняет свой прежний статус и обретает новый достигаемый статус. Тем самым он включился в процессы восходящей мобильности.

 

12. Что подразумевает такая характеристика общества как открытость?

Общество «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип общества, который характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. 

Концепция Общества «открытого» включает прежде всего идеи демократии, свободы и равенства. К последнему можно прийти только через институциональный контроль над властью. Поэтому одна из главных идей Общества «открытого» — идея власти закона. Задача установления Общества «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.

Характеризуя основные черты Общества «открытого», принято подчеркивать его рациональность, восприимчивость к новому, реформам, изменчивость, основанную на внутренней диалектике самореформирования и самосовершенствования.

 

13. Что такое маргинальность (в узком и широком смысле слова)? Кто такие маргиналы, в чем их отличия от немаргиналов?

Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы­падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива­ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб­росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб­ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.).

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

 

14. Покажите влияние маргинальности на политические процессы в обществе.

15. Как официально представлялась социальная структура советского общества? Какие классы и социальные группы выделялись в обществе и по каким критериям?

Два основных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х гг. (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.

 

16. Отражали ли эти представления реальное социальное расслоение и неравенство?

17. Какие теории объясняли это реальное расслоение? Охарактеризуйте их.

 

18. Как изменилась социальная структура российского общества в связи с экономическими реформами?

 

19. Какие новые социальные слои появились за годы реформ в российском обществе?

За время реформ, легализовавших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Большую роль здесь стало играть отношение к собственности. В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнести чуть ли не большинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса -- и земельных участков. Но оставался и слой неимущих людей.

Образование новых социальных групп и слоев и размывание старых началось вслед за появлением в 1986–1988 гг. законов «Об индивидуально-трудовой деятельности» и «О кооперации». Уже к концу рыночных реформ (1993–1994 гг.) реальностью становится многоликая, разношерстная категория богатых людей, получивших неофициальное название «новые русские». По мере либерализации российского общества, снятия ограничений на предпринимательскую деятельность появляются новые слои и группы с достаточно четко обозначенными интересами (нувориши - новый богач, быстро разбогатевший человек из низкого сословия, и бизнес-элита). Наиболее богатые собственники в условиях посткоммунистической трансформации быстро осознали свои интересы и консолидировались в новый высший имущественный класс.

20. Каковы тенденции развития процессов неравенства в российском обществе? Как изменился уровень социального неравенства?

Важнейшую роль в изменениях социального расслоения в России играют изменения в собственности. Единая в прошлом государственная собственность сменилась многообразием ее форм. Сформировалась частная собственность, как крупная, так средняя и мелкая. В результате, в российском обществе формируются новые социальные слои, связанные с рыночной экономикой. Прежде всего, это предприниматели. Далее, это слой очень богатых людей, миллиардеров.

Недостаточно развитым в нашем обществе остаётся средний класс. Его оценки у разных исследователей несколько различаются в зависимости от выбранных критериев отнесения к этому слою. Чаще всего называется цифра 25% населения.89 Это те, кто имеет образование не ниже среднего специального, доходы не ниже средних на одного человека в семье90 и соответствующую самооценку. Часто выделяют ещё протосредний класс – людей имеющих два каких-либо из этих трёх критериев. Это ещё 35 – 39% населения.91

По-прежнему велика доля бедных и малообеспеченных слоёв – около половины населения. Если на Западе бедность обычно – результат низкого образования, отсутствие работы, то у нас картина более сложная. Бедность во многом обусловлена низкими доходами работающего населения, особенно в сельском хозяйстве и малых городах.

 

21. Охарактеризуйте процессы социальной мобильности в современной России.

 

22. Сформулируйте основные проблемы и трудности формирования среднего класса в российском обществе.

Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России понятие "средний класс" практически игнорировались общественными науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования.

Многие ученые утверждают, что без среднего класса нельзя выйти из экономического кризиса. Проблема формирования среднего класса связана с проблемой восстановления социальной стратификации нашего общества.

Серьезно говорить о наличии среднего класса в России пока рано. В нашей стране складывается социальная структура, характерная для слаборазвитых государств, где нет среднего класса, а социальная структура размывается и теряет стратификационный характер.

 

23. Охарактеризуйте проблему бедности в современном российском обществе? Каковы социально-экономические, психологические и политические особенности поведения бедных.

Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Богатые и бедные обладают различными моделями поведения, которые часто зависят от путей, приведших их в эти состояния. Для большинства богатых характерно наличие четких целей, хорошего образования, уверенность в себе, они много и усердно работают и весьма бережливы. Для бедных же характерна модель поведения, которая «привела» их на социальное дно.

Проведенные исследования показывают, что психическое состояние богатых намного лучше, чем психическое состояние бедных. Одним из факторов психического благополучия как для богатых, так и для бедных является образование. Однако, бедные чаще всего рассматривают образование как средство личностного роста, а богатые как залог хорошего финансового будущего.

Модель же поведения бедных очень часто зависит от причин нисходящей мобильности. Факторный анализ статистических наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности:

1. фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны и распада ряда государств

2. криминальность — объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

3. личное невезение в жизни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, личностными трагедиями.

4. собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.

5. социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризор­ность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими. (Старков А.М., 1999)

24. Каковы каналы вхождения в бедность в современной России и их специфика по сравнению с развитыми странами?

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

4. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

5. политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

6. регионально-географические (неравномерное развитие регионов).[3]

7. религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство) [15]

Прежде чем выявить различные способы измерения бедности, рассмотрим причины, по которым возникает данное явление в обществе. В одном источнике была найдена информация, в которой бедность является следствием следующих факторов:

- экономические (падение доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица)

- социальные (инвалидность, старость, детская безнадзорность)

- демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда)

- политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция)

- регионально-географические (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

25. Увеличилось ли, по вашему мнению, количество маргиналов в российском обществе? Обоснуйте ваше мнение.

Общая оценка численности маргиналов, получен­ная на основе специального обследования по всей Рос­сии, превышает 10% населения. Особенность процесса маргинализации, глубоко изученного Н. Римашевской, в России состоит в том, что выпадающие на «социальное дно» группы имеют весьма не значительную вероятность возвратиться к нормальной жизни, встроиться в рыноч­ные отношения. Кроме того, наблюдается возникнове­ние некоего социального «преддонья», включающего те слои населения, у которых высок риск скатиться на «дно». Они как бы балансируют на краю бездны",

По данным социологического исследования, шанс «опуститься на дно» среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей - 72%, У инва­лидов - 63%, У многодетных семей - 54%, У безработ­ных - 53%, У матерей-одиночек - 49%, У беженцев - 44% и т. д. Особенно тревожит возрастающее число детей и подростков, которые не работают и не учатся: их более 2 млн. человек".

26. Охарактеризуйте маргинальные слои в нашем обществе.

Говоря о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т.д.), которые находятся в нем длительное время. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом. Можно выделить следующие разновидности маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;

3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы;

4) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государс твом или иными структурами);

5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;

6) возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями;

7) криминальная маргинальность;

8) религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.

27. Какие различия вызывают социальное неравенство в современном российском обществе?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...