Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Приемы и правила составления психологического портрета (профиля) в отечественной науке




 

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, а также существующих в отечественном законодательстве нормативных документов показывает, что непосредственно механизм, регламентирующий основания и порядок составления психологического портрета и его последующего использования в деятельности правоохранительных органов, нигде не прописан и законодательно не закреплен. Однако следует отметить, что в последнее время применительно к юридической практике, в частности при производстве предварительного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, зачастую правоприменителем данный элемент успешно используется.

Важно отметить, что за последнее время имели место случаи, в которых при помощи созданного психологического портрета удалось раскрыть ряд так называемых уголовных дел, именуемых «висячными», которые получили массовый резонанс в обществе. Самый известный российский опыт создания такого портрета принадлежит психиатру Александру Бухановскому. Он сумел создать психологический портрет известнейшего ростовского маньяка А. Чикатило еще за несколько лет до его ареста. В общих чертах профиль, созданный Бухановским, выглядел так: «Возраст - за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно. Образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезни. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав опасность». Следствие первоначально не придало выводам психиатра большого значения. Но когда А. Чикатило был арестован, его портрет в точности совпал с тем профилем, который составил Бухановский.

Следует также добавить, что метод психологического профилирования (профайлинг), и в частности составление психологического портрета, находит свое широкое распространение в деятельности зарубежных правоохранительных органов. Так, к примеру, в США еще в 80-х годах прошлого столетия в ФБР был создан отдел бихевиористики, занимающийся непосредственно психологическим анализом поведения преступников. Основу работников данного отдела составляют следователи-профайлеры - профессионалы, сочетающие навыки следователя и психолога. Профайлер - это прежде всего человек, обладающий уникальным аналитическим мышлением. Изучая информацию, полученную криминалистами, дознавателями, судмедэкспертами, он может составить очень четкий портрет преступника, просчитать его дальнейшие шаги и т.д.

Психологический портрет преступника согласно действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству, к сожалению, не выступает в качестве доказательства по уголовному делу, но в то же время данный механизм зачастую может быть успешно применен в ходе поиска этих доказательств либо при выполнении ряда оперативных и следственных мероприятий, направленных на установление личности преступника и его изобличение в совершенном им преступлении. Ведь с помощью его, особенно по категории дел с неочевидным составом, можно существенно снизить круг подозреваемых лиц, а также наряду с этим произвести корреляцию группы лиц по имеющимся психологическим аспектам фигурантов и осуществить проверку следственных версий, возникающих в ходе расследования. Вместе с тем использование психологического портрета широко применяется в таких сферах, как борьба с терроризмом, в области исполнения наказания и при решении задач превенции при осуществлении сотрудниками оперативно-боевых и служебных задач.

Можно с уверенностью говорить о том, что использование в правоохранительной деятельности психологического портрета и непосредственно его составление, несомненно, обусловлены требованием определенных психологических познаний и навыков сотрудника, использующего данный механизм на практике, ведь зачастую опытные сотрудники овладевают ими по истечении долгого времени их юридической практики. Естественно и то, что усвоенные психологические знания, богатый практический опыт и результаты научных разработок в данной сфере, разумеется, намного ускоряют процесс овладения этим действием, а также увеличивают эффективность использования его в юридической практике. Но на сегодняшний день, на мой взгляд, любой уважающий себя юрист при осуществлении своей непосредственной профессиональной деятельности просто обязан обладать неким базисным уровнем в области психологии, так как он работает с живыми людьми и знания об их психике помогают эффективнее осуществлять его профессиональную деятельность.

Ниже будут приведены основные приемы составления психологического портрета. Остановимся на них более подробно.

В юридической практике широко применяется прием составления психологического портрета с приданием ему определенных свойств. Здесь следует отметить, что профессионализм при создании рассматриваемого нами элемента выражается главным образом в ориентировании сотрудника, составляющего его, в придании психологическому портрету определенных свойств и характеристик, что обусловливает наличие определенных правил. Первым из них является правило избирательности, которое ориентировано на необходимость в выборе таких психологических характеристик лица, которые бы представляли наибольший интерес и имели первостепенное значение для сотрудника при решении поставленных перед ним профессиональных задач. То есть, говоря другими словами, необходимо выбрать в психологии объекта те моменты, над которыми в последующем и будет проводиться определенная работа, возникшая в связи с поставленной профессиональной задачей, а уже, исходя из этого, будет выстраиваться дальнейшая линия действий сотрудника. Следующее правило - это так называемое правило достаточности. Оно характеризуется тем, что сотруднику, составляющему психологический портрет, необходимо составить определенный перечень общих психологических особенностей лица, с учетом реальных возможностей, имеющихся в его профессиональном арсенале, наиболее подходящих применительно к рассматриваемому явлению или событию. Указанное правило имеет место в силу того, что психологические особенности человека являются практически неисчерпаемыми. Еще одно правило, именуемое правилом достоверности, прямо вытекает из предыдущего и заключается в рекомендации принимать во внимание лишь заслуживающую доверия информацию, не отвлекаясь на частности и ограничения какими бы то ни было количественным соображениями. На первое место здесь выдвигается уровень психологической подготовленности непосредственно самого сотрудника, а также степень его следования имеющимся в юридической психологии рекомендациям. И последнее правило составления психологического портрета с приданием ему определенных свойств, но не последнее по значимости - это правило целостности. Им подводится итог всему сказанному выше об изучении личности человека, выделяются ключевые моменты для ее непосредственного понимания: составление общего абстрактного представления о том, что же это за психология и как она укладывается в общую картину совершенного преступления или деяния конкретного лица. Таким образом, можно сделать вывод о том, что соблюдение всех приведенных выше правил, несомненно, обеспечит наиболее эффективное использование и применение на практике приема составления психологического портрета с приданием ему определенных свойств.

Следующий прием, применяемый при создании психологического портрета, характеризуется тем, что для его составления используются все возможные источники информации. Разумеется, при изучении рассматриваемого нами действия естественным образом возникает ключевой вопрос, откуда получать информацию, необходимую для составления психологического портрета. Возникает потребность в определенном базисе и необходимости оттолкнуться от чего-то для решения поставленной профессиональной задачи. Также имеет место и тот факт, что у обычного сотрудника нет никаких психодиагностических элементов, но наряду с этим он располагает достаточным для выполнения своей работы объемом возможностей для сбора необходимой ему психологической информации. Рассматриваемый нами прием находит свое отражение в ключевых аспектах, которые заключаются в использовании и изучении всего первоначального объема информации о личности субъекта, вплоть до мельчайших деталей его биографии, позволяют впоследствии исключить ряд возможных ошибок в построении рабочей версии и снизить уровень возможности их допущения.

Как и прием, который был рассмотрен нами первым, прием использования всех источников информации для составления психологического портрета обладает рядом правил его применения. Рассмотрим их подробнее. Во-первых, при использовании указанного выше приема следует придерживаться правила оценки по делам, поступкам и их результатам, ведь именно судя по ним можно "набросать" некую картину и вычленить из нее некоторые психологические особенности субъекта. Ни для кого не секрет, что на основе хотя бы одного поступка человека смело можно выдвинуть ряд предположений о его воле и мотивах, целях, интересах, способностях, а также определить другие черты, которые находят свое прямое отображение в его деятельности. Но также важно отметить, что по одному поступку невозможно сделать какие-либо далеко идущие и обоснованные выводы о самом субъекте. Следующее правило, используемое при реализации данного приема, непосредственно связано с учетом мнений других субъектов о данном лице. Проводя параллель с приемом, который был нами рассмотрен первым, можно смело сказать, что логичным было бы применение этого правила вместе с правилом достоверности, так как давно известно, что мнение любого человека по природе своей есть нечто субъективное, а как результат этого не исключается возможность создания ложного и ошибочного представления об изучаемом объекте. Информация от других людей представляет собой интерес лишь в случае, если последние хорошо знают объект или как минимум они уже знакомы. Наряду с этим следует сказать о том, что при применении данного правила возникает необходимость в использовании психологического метода обобщения независимых характеристик, заключающегося в усреднении мнений о субъекте не одного, а нескольких его знакомых, что будет выступать более объективным критерием, нежели мнение одного лица. Это поможет в раскрытии его истинного лица. Еще одно правило заключается в психологической оценке документов, содержащих характеризующие сведения об интересующем лице. В качестве примера можно выделить следующие: анкетные документы, материалы уголовного дела, характеристики с места жительства, работы или учебы. Как правило, это одни из первых источников информации, с которыми сталкивается сотрудник еще до личной встречи с изучаемым субъектом, но они не могут многого сказать о последнем и не отображают основных интересующих нас психологических особенностей. Ведь именно при личном контакте открываются более широкие возможности. Биографическое правило помогает раскрыть условия и образ жизни изучаемого лица, а также влияние на него окружающей социальной среды, оказывающей непосредственное влияние на его мировоззрение и последующее психическое развитие. Информацию такого рода можно получить из беседы непосредственно с человеком, при этом особое внимание уделяя не столько хронологии его жизни, а в первую очередь тем обстоятельствам, которые являлись основополагающими при формировании его психологии. Например: атмосфера и взаимоотношения в семье, способности в учебе, круг знакомств и т.д. Все перечисленное выше помогает лучше сформировать представление о морально-психологическом облике изучаемого, его направленности и ориентации, личные качества. Зачастую при осуществлении оперативно-розыскных и следственных действий сотрудники, производящие их, придерживаются правила извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку, которые помогают лучше понять интересы и вкусы исследуемого лица, его аккуратность, культурность, круг знакомств и т.д. Ведь зачастую личные вещи могут очень многое рассказать об их владельце. Наиболее психологически информативны по своему содержанию предметы одежды, записные книжки, кошельки, а также зачастую и сама обстановка в жилище: домашние условия, порядок, гардероб, стол.

Также можно отметить и такой прием составления психологического портрета, как структуризация.

При его использовании принято руководствоваться следующими правилами:

) правило ориентации на общую структуру личности;

) правило юридически значимой типизации;

) правило индивидуализации;

) правило правовой компетентности и криминального опыта личности;

) правило ситуативной определенности психологии личности. Этот прием предназначен для создания определенного алгоритма составления портрета.

И еще один прием составления психологического портрета - прием рефлексии - предполагает мысленную постановку себя на место изучаемого субъекта с последующим представлением о том, какой же может быть при этом его психология.

Таким образом, были рассмотрены основные приемы составления психологического портрета, а также раскрыты основные правила их применения. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что психологический портрет в последнее время стал играть немаловажную роль в юридической практике и соблюдение основных правил использования того или иного приема обусловливает наиболее качественное и объективное решение профессиональных задач, поставленных перед сотрудниками в ходе осуществления последними их служебной деятельности.

 


Заключение

Итак, метод составления психологического портрета преступника, или, как его еще называют, «криминальный психологический профиль неизвестного преступника», «поисковый психологический портрет (профиль) преступника», с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления этого лица, особенно когда в этих признаках есть какие-либо отклонения.

Концептуальное построение психологического портрета неизвестного преступника основано на личностной детерминированности любого поведения человека. Нахождение ответов на вопросы: что, каким образом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к искомому - определению того, кто мог совершить данное преступление, через составление его психологического портрета, отражающего существенные для характеристики его личности и поведения признаки. На этом и базируется основная предпосылка составления и успешного использования метода психологического профиля.

Для наиболее полного составления психологического портрета преступника используются результаты осмотра места происшествия, фото- и видеосъемки, материалы исследования трупа, его фрагментов, повреждений на них, информация о перемещении жертвы до смерти и следы перемещения трупа, сведения о личности потерпевшего (так называемый психологический профиль жертвы), образ жизни, манера поведения, привычки, круг общения, друзья и враги потерпевшего, район местожительства и работы, образование, род занятий, семейное положение и т.д.

Составление психологического портрета (профиля) проходит несколько этапов:

криминалистический этап, который охватывает изучение возможно более полного объема следовой информации, сохранившейся на месте происшествия о механизме совершенного преступления и расположения самого места происшествия;

этап изучения особенностей, признаков поведения предполагаемого преступника, выбора им жертвы и ситуации нападения на нее;

виктимологический этап, относящийся к углубленному изучению очередной жертвы преступного посягательства (образ жизни, работа, увлечения, круг знакомых, характерологические особенности личности и т.п.);

этап, связанный со сбором сведений, относящихся к внешности предполагаемого преступника, манеры его поведения, особенностей речи и т.п., включающий сюда же и какие-то фрагменты словесного портрета;

аналитический этап, позволяющий выдвигать версии о возможном типе личности преступника, составлять психологический портрет конкретного разыскиваемого лица.

Свои особенности имеет составление психологического портрета преступника в ситуации захвата заложников. В подобных случаях особое внимание уделяется вербальным и невербальным признакам его поведения, мотивационной сфере, психологическим особенностям личности.

Таковы наиболее распространенные методы изучения личности, которыми пользуются юристы самостоятельно либо приглашая в необходимых случаях в качестве специалистов лиц, обладающих специальными познаниями в области психологии, патопсихологии, судебной психиатрии.

 


Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года в ред. Федеральных конституционных законов от 30 декабря 2008 года № 6 - ФКЗ; 30 декабря 2008 года № 7 - ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 года: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 года: введен Федеральным законом от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ; в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 312-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть 1). - Ст. 4921.

Специальная литература

3. Аляутдинов, Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета / Д.Р. Аляутдинов // Юридическая психология. - 2010. - № 1. - С. 2 - 4.

. Ениколопов, С.Н. Психологические особенности криминального профайлинга / С.Н. Ениколопов, Н.А. Ли // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 295-299.

. Образцов, В.А. Выявление и изобличение преступника / В.А. Образцов. - М.: Юристъ, 1997. - 219 с.

. Профили предлагаются в результате изучения приемов эффективных продаж // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М.: ГИАЦ МВД России, 2005. № 32. С. 49-50.

. Сокол, В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии / В.Ю. Сокол // Общество и право. - 2009. - № 3. - С. 257 - 262.

Учебная литература

8. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Проспект, 2012. - 504 с.

. Мариновская, И.Д., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / И.Д. Мариновская, В.Л. Цветков. - М., 2008. - 237 с.

. Оперативно-розыскная психология: Учебное пособие. - М.: Норма, 2009. - 338 с.

. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Крюкова. - М.: Норма, 20010. - 349 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...