Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативная методика работы на линии времени (Young, 1999)




• Пусть человек создаст (воображаемую) физиче­скую линию времени на полу.

• Пусть он пройдет назад (в обратном направлении) по этой линии, пока не достигнет критического ме­ста «в прошлом», когда следовало совершить не­которое действие.

• Когда человек находится в этом месте, пусть он диссоциируется от него, чтобы он мог иметь осведомленность об этом событии. Он диссоциирует­ся, сойдя с линии.

• Затем попросите его найти ресурс или для себя, или для другого связанного с данным событием человека. Иначе говоря, он переходит на более вы­сокий уровень описания, на метапозицию, для того чтобы расширить данную модель вселенной.

• Человек должен быть способным найти ресурс либо потому, что он переходит в метареальность, или универсальную реальность, либо, выражаясь обычными понятиями, с того времени он приобрел большой жизненный опыт, поэтому он знает то, что не знал тогда.

• Пусть он использует ресурс – поместите то «про­шлое» переживание в больший контекст. Каким бы то ни было образом, теперь ситуация измени­лась из-за метаосведомленности.

• Пусть он ассоциируется с тем переживанием и ста­нет на линию времени, обращая внимание на то, как изменились события.

• Затем вы можете провести подстройку к будуще­му – удлините линию времени в будущее, и пусть человек исследует ее для того, чтобы увидеть, что ситуация в будущем будет отличаться. «Вот так».

Более подробное исследование работы на линии времени вы можете найти в недавно изданной книге «Работа на линии времени: паттерны путешествия по "времени"» (Bodenhamer and Hall, 1997, Crown House Publishing, Wales, UK).

Вопросы для размышления

1. Как вы представляете себе «время»?

2. Опишите различия между восточным и западным «временем».

3. Как использовать НЛП для извлечения линии вре­мени? Опишите этот процесс.

4. Как человек «во времени» отличается от человека «сквозь время»?

5. Свяжите виды обработки «времени» («во време­ни», «сквозь время») с «Индикатором типов Майерс-Бриггс».

6. Что означает «значительное эмоциональное болез­ненное переживание» и как оно связано с линией времени?

7. Какие результаты получили вы или другие люди при использовании процессов, связанных с лини­ей времени?

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аналогия. Аналоговая субмодальность непрерывно изменяется от светлой до темной; в то время как дигитальная субмодальность работает по принци­пу «включено-выключено», то есть мы видим кар­тину либо ассоциирование, либо диссоциированно.

 

Аналоговое маркирование. Использование тона голо­са, выражения лица, жестов или прикосновений, чтобы невербально подчеркнуть некоторые слова во время разговора. Маркированные слова переда­ют дополнительное сообщение.

 

«Аптайм». Состояние, в котором внимание и чувства направлены вовне, к непосредственному окруже­нию; все сенсорные каналы открыты.

 

Ассоциация. Ассоциация противоположна диссоциа­ции. При диссоциации вы видите себя «там». Как правило, диссоциация удаляет эмоции от опыта. Когда мы находимся в состоянии ассоциации, мы непосредственно переживаем всю информацию и поэтому реагируем эмоционально.

 

Аудиальный. Относящийся к слуху - одной из основ­ных репрезентативных систем.

 

Ведение. Изменение ваших собственных действий после установления раппорта так, чтобы другой человек следовал вашему примеру. Способность вести - признак хорошего раппорта.

 

Визуализация. Видение образов в вашем сознании.

 

Визуальный. Наблюдение, воображение, репрезента­тивная система зрения.

 

Внутренние репрезентации. Значимые паттерны ин­формации, которые мы создаем и храним в памя­ти; комбинации образов, звуков, тактильных ощу­щений, запахов и вкусов.

 

«Во времени». Состояние, при котором линия време­ни проходит через ваше тело: когда прошлое по­зади вас, будущее - впереди, а «сейчас» - в вашем теле.

 

Встраивание. Процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автомати­ческой; часто достигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к буду­щему и т. д.

 

Вторая позиция. Точка зрения; понимание ощуще­ния реальности другого человека.

 

Выравнивание. Достижение внутренней конгруэнт­ности человека.

 

Гештальт. Совокупность объединенных на нервном уровне воспоминаний, основанных на сходных эмоциях.

 

«Даунтайм». Состояние отсутствия сенсорной осве­домленности; взгляд «вниз» в собственное созна­ние; видение, слышание и ощущение мыслей, вос­поминаний, знаний; легкий транс с вниманием, об­ращенным внутрь.

 

Дигитальный. Имеющий одно из двух состояний, полярный. Например, выключатель может быть либо включен, либо выключен. Аудиальная диги­тальная модальность относится к мышлению, об­работке информации и вербальной коммуника­ции.

 

Диссоциация. Состояние, при котором человек нахо­дится не «в» опыте, но наблюдает или слышит его снаружи как с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации.

 

Жестко смонтированный. Основанный на нервных связях, сформировавшихся в течение беременно­сти, аналог аппаратного обеспечения компьютера.

 

Извлечение. Вызов состояния словом, поведением, жестами или любыми стимулами. Сбор информа­ции через прямое наблюдение невербальных сиг­налов или вопросы метамодели.

 

Искажение. Процесс, посредством которого мы пред­ставляем внешнюю реальность в терминах нашей неврологии. Процесс моделирования, через кото­рый мы неточно представляем что-либо в нашей нервной системе или языке; он может служить для создания ограничений или ресурсов. Искажение происходит, когда мы используем язык, чтобы описывать наш опыт, а также делать заключения и теоретизировать о нем.

 

Калибровка. Настройка на состояние человека и внутренние операции по сенсорной обработке на основе предварительного наблюдения за внешни­ми невербальными сигналами.

 

Карта реальности. Модель мира, уникальная репре­зентация мира, построенная в мозге каждого чело­века путем абстрагирования от опыта; включает неврологические и лингвистические карты, внут­ренние репрезентации (см. модель мира).

 

Категории Сатир. Пять описанных Вирджинией Сатир положений тела и стилей речи, которые указывают на определенные способы коммуника­ции: «уравновешенный», «обвинитель», «мирот­ворец», «компьютер» и «отстраненный».

 

Кванторы общности. Обобщение характеристик вы­борки на всю популяцию, «универсальность» («каждый», «все», «никогда», «ни один», и т. д.). Утверждение, которое не принимает во внимание никаких исключений.

 

Кинестетика. Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; вклю­чают вестибулярную систему или ощущение рав­новесия.

 

Ключи глазного доступа. Движения глаз в определен­ных направлениях, указывающие на визуальное, Аудиальное или кинестетическое мышление (обра­ботку информации).

 

Ключи доступа. Как мы используем нашу физиоло­гию и неврологию в дыхании, позах, жестах и движениях глаз, чтобы получить доступ к определен­ным состояниям и способам мышления. Ключи доступа заметны для других людей.

 

Ключи. Информация, которая помогает понять субъективные структуры человека, к ней относят­ся ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза, жесты, тон и тональность голоса и т. д.

 

Комплексный эквивалент. Паттерн лингвистического искажения, когда вы приписываете чьему-либо поведению значение на основе наблюдаемых клю­чей, не имея прямых подтверждений от другого че­ловека.

 

Конгруэнтность. Состояние, в котором слова чело­века соответствуют его действиям. Его невербаль­ные сигналы и вербальные утверждения соответ­ствуют «друг другу». Состояние целостности, адек­ватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.

 

Контекст. Обстановка, фрейм или процесс, в кото­ром происходят события, и обеспечивается значе­ние для содержания.

 

Линия времени. Метафора для выражения того, как мы храним наши образы, звуки и другие ощуще­ния в памяти и воображении; способ кодирования и обработки понятия «время».

 

Логический уровень. Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень.

 

Мета. Выше, вне, около, на более высоком уровне.

 

Метамодель. Модель с несколькими лингвистичес­кими характеристиками, помогающими идентифицировать паттерны языка, которые делают не­ясным значение в коммуникации через искажение, опущение и обобщение. Она включает определен­ные вопросы, с помощью которых язык с «плохи­ми формулировками» снова связывается с сенсор­ным опытом и глубинной структурой. Эти вопро­сы метамодели выводят человека из транса. Разработана в 1975 году Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

 

Метапрограммы. Ментальные/перцептивные про­граммы для сортировки и сосредоточения внима­ния на стимулах; перцептивные фильтры, направ­ляющие внимание, а также иногда выполняющие «нейросортировку» или управляющие метапроцессами.

 

Метасостояния. Состояние о состоянии, при кото­ром состояние тела и разума (страх, гнев, радость, научение) оказывает влияние на другое состояние с более высокого логического уровня, порождая состояние гештальта - метасостояние, описанное Майклом Холлом.

 

Метауровень. Абстрактные уровни сознания, которое мы внутренне переживаем.

 

Множественное описание. Процесс описания одного и того же явления с различных позиций восприя­тия.

 

Модальные операторы. Лингвистические характери­стики метамодели, которые указывают «способ», которым человек «действует»: потребность, воз­можность, желание, обязательство и т. д. Преди­каты («могу», «не могу», «возможно», «невозмож­но», «должен», «обязан» и т. д.), которые мы ис­пользуем для мотивации.

 

Моделирование. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей внутренних репрезентаций и действий, которые позволяют выполнить задачу.

 

Модель мира. Карта реальности, уникальная репре­зентация мира, основанная на обобщении нашего опыта. Совокупность принципов деятельности че­ловека.

 

Модель. Описание того, как что-то работает; основан­ная на обобщении, опущении или искажении ко­пии оригинала; парадигма.

 

Нейролингвистическое программирование. Изучение совершенства. Модель того, как люди структури­руют свой опыт; структура субъективного опыта; как человек программирует свое мышление, эмо­ции и поведение в своей неврологии и языке и как он использует кодирование для обработки, хране­ния и извлечения из памяти информации.

 

Нейросемантика. Модель значения или оценки, ис­пользующая модель метасостояний для описания высших уровней состояний и работы с ними и мо­дель нейролингвистического программирования для подробного описания обработки информации человеком и его переживаний; более полная и мощная модель того, как наша нервная система (неврология) и лингвистика создают значение (се­мантику).

 

Неконгруэнтность. Состояние «разногласий» с со­бой, наличие конфликта между «частями». Подтверждается наличием оговорок, отсутствием пол­ной сосредоточенности на результате, выражением неконгруэнтных сообщений, в которых присут­ствует недостаток выравнивания или соответ­ствия между вербальными и невербальными час­тями коммуникации.

 

Необходимое разнообразие. Гибкость в мышлении, проявлении эмоций, речи, поведении; человек с большей гибкостью поведения контролирует про­исходящее; отражено в законе необходимого разнообразия.

 

Неопределенные глаголы. Глаголы, которые не описы­вают специфические особенности действия, спо­соб их выполнения; опущенное наречие.

 

Неопределенные существительные. Существитель­ные, для которых не установлено, к кому или к чему они относятся.

 

Номинализация. Лингвистическая характеристика в метамодели, гипнотический паттерн языка транса, процесс или глагол, превращенный в (абстракт­ное) существительное; процесс, застывший во вре­мени.

 

Обобщение. Процесс, посредством которого опреде­ленный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделиро­вания в НЛП.

 

Опущение. Отсутствующая часть опыта или лингви­стически или представительно.

 

Отзеркаливание. Процесс отражения физического поведения другого человека, или передача обрат­ной связи о его поведении.

 

Отсоединение. Предложение других паттернов пове­дения другому человеку, разрыв раппорта ради переориентации, прерывания или завершения встречи или беседы.

 

Первая позиция. Восприятие мира с вашей собствен­ной точки зрения, ассоциированно; одна из трех позиций восприятия.

 

Первичные состояния. Описывают состояния созна­ния, основанные на восприятии внешнего мира первичного уровня.

 

Первичные уровни. Относятся к первичному воспри­ятию внешнего мира через чувства.

 

Петли. Круг, цикл, история, метафора или репрезен­тация, которые возвращаются к своему собствен­ному началу, так, что они замыкаются на себя. От­крытая петля: незаконченная история. Закрытая петля: законченная история. В стратегиях: петля связана с ситуацией, когда человек повторяет на­бор процедур и стратегия не может завершиться.

 

Поведение. Любая деятельность, в которой мы уча­ствуем, от грубой моторной деятельности до мыш­ления.

 

Подсознание. Все, что не осознается в данный момент.

 

Подстройка к будущему. Процесс умственной реали­зации (репетиции) события прежде, чем оно произойдет. Один из основных процессов, обеспечи­вающих устойчивость результата, часто исполь­зуемый и ключевой компонент в большинстве вмешательств НЛП.

Подстройка. Установление и поддержание раппорта с другим человеком путем присоединения к его модели мира, языку, убеждениям, ценностям, на­стоящим переживаниям и т. д.; имеет критическое значение при установлении раппорта.

 

Позиция восприятия. Наша точка зрения; одна из трех умственных позиций: первая позиция – ассоциирован с самим собой; вторая позиция – с точки зрения другого человека; третья позиция – с внешней точки зрения по отношению ко всем людям в данной ситуации.

 

Предикаты. То, что мы утверждаем о предмете раз­говора; основанные на ощущениях слова, указыва­ющие на определенную репрезентативную систе­му (визуальные, аудиальные, кинестетические, не­специфические предикаты).

 

Предпочитаемая система. Репрезентативная систе­ма, которую человек чаще всего использует в мышлении и организации опыта.

 

Пресуппозиции. Идеи или предположения, которые мы принимаем без доказательств, чтобы придать смысл коммуникации.

 

Присоединение. Принятие определенных характери­стик выразительных средств другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.

Раппорт. Ощущение связи с другим человеком, чув­ство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или восприятие из второй по­зиции.

 

Результат. Определенный, основанный на ощуще­ниях желательный исход. Правильно сформули­рованный результат удовлетворяет критериям хо­рошей формы.

 

Репрезентативная система. То, как мы мысленно кодируем информацию, используя сенсорные си­стемы: визуальную, аудиальную, кинестетичес­кую, обонятельную и вкусовую.

 

Репрезентация. Идея, мысль, представление сенсор­ной или оценочной информации.

 

Ресурсное состояние. Физическое и психическое со­стояние, когда человек чувствует себя обладаю­щим ресурсами.

 

Ресурсы. Любые средства, которые мы можем ис­пользовать для достижения результата: физиоло­гия, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности.

 

Рефрейминг. Изменение контекста или фрейма для изменения значения опыта.

 

Сенсорная острота. Осознание внешнего мира и чувств; различение более тонких характеристик сенсорной информации о мире.

 

Сенсорное описание. Непосредственно наблюдаемая и поддающаяся проверке с помощью органов чувств информация; язык «вижу-слышу-чув­ствую», который мы можем проверить опытным путем, в отличие от оценочных описаний.

 

Синестезия. «Одновременное переживание» сенсор­ного опыта в двух или более модальностях, автоматическая связь одной репрезентативной систе­мы с другой. Например, синестезия V-K может предполагать восприятие слов или звуков как ок­рашенных в определенные цвета.

 

Содержание. Специфические особенности и детали события; ответ на вопросы «что?» и «почему?». Противоположность процесса или структуры.

 

Сознание. Осознание настоящего момента. Способ­ность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чан­ках информации.

 

Состояние. Целостный феномен разума, тела, эмо­ций, настроения, состояния; общая сумма всех неврологических и физических процессов человека в любой момент времени.

 

Стратегия. Установление последовательности мыш­ления и поведения для получения результата или опыта; структура субъективности, представленная в линейной модели ТОТЕ.

 

Субмодальность. Характеристики ощущений в пре­делах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репрезентаций.

 

Трансдеривационный поиск. Процесс поиска в памя­ти и ментальных репрезентациях референтного опыта, объясняющего настоящее поведение, суж­дения или реакции.

 

Третья позиция. Восприятие мира с точки зрения наблюдателя; вы видите и себя и других людей.

 

Убеждения. Обобщения, которые мы сделали о при­чинно-следственных связях, значении, самих себе, других людях, действиях, идентичности и т. д. Наши убеждения - это то, что мы считаем «истин­ным» на данный момент. Убеждения направляют нас в восприятии и интерпретации действительно­сти. Убеждения близко связаны с ценностями. В НЛП существуют несколько паттернов измене­ния убеждения.

 

Усиление. Процесс добавления человеку жизнестой­кости, энергии и новых мощных ресурсов; жизнестойкость на неврологическом уровне, изменение привычек.

 

Условие хорошей формы. Критерии, которые позволя­ют нам определить результат так, чтобы он стал достижимым и поддающимся проверке. Правиль­но сформулированный результат – мощный инст­румент для принятия решений типа «выигрыш-выигрыш».

 

Физиология. Физическая часть человека.

 

Фильтры восприятия. Отдельные идеи, пережива­ния, убеждения, ценности, метапрограммы, реше­ния, воспоминания и язык, которые формируют и влияют на нашу модель мира.

 

Фрейм. Контекст, окружение, метауровень, способ воспринимать что-либо (например, фрейм резуль­тата, фрейм «как если бы», фрейм возвращения и т. д.).

 

Фрейм «как если бы». «Притворяться», предполагать, что имеет место некоторая ситуация, и затем действовать так, как будто она реальна. Это поощря­ет творческое решение проблем путем мысленно­го преодоления очевидных препятствий и прибли­жения к желаемым решениям.

 

Ценность. То, что для вас важно в определенном кон­тексте. Ваши ценности (критерии) это то, что мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетический компонент.

 

Чанкинг. Разбивка восприятия на блоки информации (чанки) путем подъема или снижения уровней и/ или логических уровней. Повышение уровня (ин­дукция) называется укрупнением. Оно ведет к бо­лее высоким абстракциям. Понижение уровня (де­дукция) называется разукрупнением. Она ведет к более конкретным примерам или случаям.

 

Части. Метафора для описания различных аспектов души, ответственных за поведение. Они могут рассматриваться как субличности, которые ведут «собственную жизнь»; когда они имеют различные намерения, мы можем испытывать внутриличностный конфликт и ощущение неконгруэнтности.

 

«Через время». Иметь линию времени, на которой прошлое, настоящее и будущее находится перед вами. Например, время пространственно пред­ставлено как план на текущий год.

 

Экология. Забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой. Внутренняя экология: общие отношения между человеком и его мыслями, стратегиями, действиями, способностями, ценностями и убеж­дениями. Динамический баланс элементов в сис­теме.

 

Эпистемология. Теория познания; как мы получаем знания.

Якорение. Процесс, посредством которого любой сти­мул или репрезентация (внешняя или внутрен­няя) связаны с некоторой реакцией и таким обра­зом запускают ее. Якоря возникают естественным образом во всех репрезентативных системах. Они могут использоваться преднамеренно, как при аналоговой маркировке или с многочисленными методами изменения, например с коллапсом яко­рей. Понятие о якорении в НЛП происходит от павловской концепции «стимул - реакция», или классического обусловливания. В исследованиях Павлова камертон становился стимулом (якорем), который служил для собаки сигналом для выделе­ния слюны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...