Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 10. Теория и методика обучения связной речи

 

1. Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания

русского языка.

 

Развитие речи - раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая

словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои

мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

 

2. Виды речевой деятельности

 

Речевая деятельность имеет несколько разных видов:

Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)

Слушание (смысловое восприятие устного высказывания)

Письмо (смысловое восприятие устного высказывания)

Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого

становится понимание)

 

3. Цель и задачи методики обучения связной речи

 

Цель обучения связной речи - подготовить учащихся к речевому общению

в устной и письменной форме.

Задачи обучения связной речи:

Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка

Учащиеся должны обогатить свой словарный запас

У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного

изложения своих мыслей в устной и письменной форме

 

4. Из истории методики обучения связной речи

В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Если риторика нередко вызывала нарекания (в том числе и В.Г.Белинского) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывани, развертывании и о построении различного рода ≪фигур≫ по определенным схемам (т.е. фрагментов текстов и текстов) на весьма отвлеченные и далекие от опыта детей темы, то в теории словесности на первое место выдвинулось изучение изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, гипербол и т.д.), что, безусловно, не решало задачи развития связной речи. В 20-е гг., в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были тержневыми, главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы

типа «Работа по развитию речи...», выходят специальные учебники по развитию речи. В последующие, 30-50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе. Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» - общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить

в V-X классах. В 70-е гг. этот раздел программы существенно видоизменяется: впервые указываются коммуникативные умения (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.д.), которые следует формировать

целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

 

5. Вопросы методики обучения связной речи в свете теорий речевой деятельности

 

Речевая деятельность основывается на процессах понимания и говорения. Язык и речь

представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность

взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.

 

Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает

ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его

деятельности» (А.И.Смерницкий)

 

Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность

людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур

языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер)

 

Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина,

А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие

ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой

деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как

процесс восприятия и порождения высказывания.

 

Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является

внутренняя речь:

 

О чем говорить? (предмет речи)

Что говорить? (содержание)

Зачем говорить? (мотив речи)

Кому говорить? (адресат)

Вывод из сказанного

 

Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь –

это «мысленный черновик письменной речи»

 

6. Принципы обучения связной речи

 

Коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)

Единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция)

Единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь)

Опора на синтаксическую модель, образец(Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)

Контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях. Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами.Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)

Принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка.Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)

 

7. Обязательный минимум обучения связной речи

 

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов.

Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста

Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,

явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-

смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,

чтением, письмом

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и

сферой речевого общения

Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,

просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными

источниками, включая ресурсы Интернета

Создание устных монологических и диалогических высказываний

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,

выборочное)

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов,

отзывов, рецензий, аннотаций

Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных

документов: Русский язык,. 2010)

 

8. Речеведческие понятия, изучаемые в школе

 

Текст - это результат речевой деятельности в устной или письменной форме,

реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк,

фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного

предложения.Гальперин в качестве основных признаков текста называет:

Завершенность

Структурно-композиционное и композиционно-прагматическое

единство компонентов

 

Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение.

Текст имеет свою тему и содержание.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть заложена в названии текста: «Война и мир», «Преступление и наказание»

Содержание всегда отражает отношение автора к теме.

Микротема – это часть общей темы текста, раскрытая в нескольких предложениях.

С точки зрения структуры и семантики микротема является сложным синтаксическим целым.

Сложное синтаксическое целое(микротема) всегда состоит из:

зачина

срединной части

концовки

Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. В поисках основной мысли(идеи), а также микротем текста школьникам помогают ключевые слова.

 

Инверсия - это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений.

 

9. Умения, вырабатываемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся

Осмысливать коммуникативную задачу автора текста.

Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи.

Выделять микротемы, составлять план.

Отбирать и систематизировать материал.

Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом

коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца

 

10. Развитие связной устной речи

 

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной

речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и

определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу

учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,

реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное

речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых

произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и

как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные

умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает

школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями,

и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений,

коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют

четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и

оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

 

11. Работа над вторичными текстами

 

Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как

подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить

устное или письменное высказывание.

Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста).

К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому

подобное.

Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования

навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить

школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает

умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры,

что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

 

12. Упражнения по развитию связной письменной речи

 

Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи

учащихся:

Анализ готового, или «чужого» текста

Изложение

Сочинение.

 

Вопрос: Вторичным текстом нельзя назвать:

А) аннотацию

Б) реферат

В) текст – оригинал

Г) сочинение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...