Лекция 10. Теория и методика обучения связной речи
1. Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания русского языка.
Развитие речи - раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
2. Виды речевой деятельности
Речевая деятельность имеет несколько разных видов: Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания) Слушание (смысловое восприятие устного высказывания) Письмо (смысловое восприятие устного высказывания) Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание)
3. Цель и задачи методики обучения связной речи
Цель обучения связной речи - подготовить учащихся к речевому общению в устной и письменной форме. Задачи обучения связной речи: Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка Учащиеся должны обогатить свой словарный запас У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме
4. Из истории методики обучения связной речи В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Если риторика нередко вызывала нарекания (в том числе и В.Г.Белинского) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывани, развертывании и о построении различного рода ≪фигур≫ по определенным схемам (т.е. фрагментов текстов и текстов) на весьма отвлеченные и далекие от опыта детей темы, то в теории словесности на первое место выдвинулось изучение изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, гипербол и т.д.), что, безусловно, не решало задачи развития связной речи. В 20-е гг., в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были тержневыми, главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы типа «Работа по развитию речи...», выходят специальные учебники по развитию речи. В последующие, 30-50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе. Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» - общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить в V-X классах. В 70-е гг. этот раздел программы существенно видоизменяется: впервые указываются коммуникативные умения (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.д.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.
5. Вопросы методики обучения связной речи в свете теорий речевой деятельности
Речевая деятельность основывается на процессах понимания и говорения. Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность
взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.
Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его деятельности» (А.И.Смерницкий)
Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер)
Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как процесс восприятия и порождения высказывания.
Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь:
О чем говорить? (предмет речи) Что говорить? (содержание) Зачем говорить? (мотив речи) Кому говорить? (адресат) Вывод из сказанного
Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь – это «мысленный черновик письменной речи»
6. Принципы обучения связной речи
Коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме) Единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция) Единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь) Опора на синтаксическую модель, образец(Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)
Контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях. Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами.Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней) Принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка.Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)
7. Обязательный минимум обучения связной речи
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета Создание устных монологических и диалогических высказываний Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное)
Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных документов: Русский язык,. 2010)
8. Речеведческие понятия, изучаемые в школе
Текст - это результат речевой деятельности в устной или письменной форме, реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного предложения.Гальперин в качестве основных признаков текста называет: Завершенность Структурно-композиционное и композиционно-прагматическое единство компонентов
Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение. Текст имеет свою тему и содержание. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть заложена в названии текста: «Война и мир», «Преступление и наказание» Содержание всегда отражает отношение автора к теме. Микротема – это часть общей темы текста, раскрытая в нескольких предложениях. С точки зрения структуры и семантики микротема является сложным синтаксическим целым. Сложное синтаксическое целое(микротема) всегда состоит из: зачина срединной части концовки Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. В поисках основной мысли(идеи), а также микротем текста школьникам помогают ключевые слова.
Инверсия - это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений.
9. Умения, вырабатываемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся Осмысливать коммуникативную задачу автора текста. Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи. Выделять микротемы, составлять план. Отбирать и систематизировать материал. Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца
10. Развитие связной устной речи
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,
реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.
11. Работа над вторичными текстами
Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание. Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому подобное. Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.
12. Упражнения по развитию связной письменной речи
Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи учащихся: Анализ готового, или «чужого» текста Изложение Сочинение.
Вопрос: Вторичным текстом нельзя назвать: А) аннотацию Б) реферат В) текст – оригинал Г) сочинение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|