Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики различных типов знания в сравнении с научным

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

ПЛАН

 

1. Особенности научного знания о социальной реальности

2. Место социологии в ряду других наук об обществе

3. Структура социологического знания

Особенности научного знания о социальной реальности

«Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа»

Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.37.

 

Отсюда первый вопрос: что такое наука?

 

Определения науки из британского словаря по социологии:

1. (в наиболее общем смысле) Любое систематическое изучение физических и социальных явлений.

2. (в более ограниченном смысле) Изучение физических и социальных явлений, включающее в себя наблюдение, эксперимент, соответствующую квантификацию и поиск универсальных законов и объяснений.

 

Классификация знаний по способу их приобретения:

Знание здравого смысла

Знание, приобретаемое в ходе повседневного практического опыта. Оно является практическим, экспериментальным и критическим, но чаще всего отрывочно и непоследовательно – уже в силу способов своего приобретения. Это в значительной своей части имплицитное знание[1].

 

Мифологическое знание – принимаемое на веру, то есть, не подвергаемое сомнению и критической перепроверке, поскольку исходит из авторитетных источников. “Верить – значит отказываться понимать” (Поль Бурже). Они в значительной степени совпадают с религиозными (от лат. religio – набожность, предмет культа), однако отнюдь не исчерпываются ими.

 

Идеологическое знание – отражает (и защищает, отстаивает) особые интересы членов той или иной социальной группы (национальной, этнической, религиозной группировки или же экономической страты), подразделяя полученные сведения в соответствии с этими интересами на хорошие и плохие, правильные и неправильные, полезные и вредные для этой группы.

Нас интересует здесь в первую очередь научное знание. Суть его лучше всего понять, сравнивая наличие или отсутствие его характеристик с тремя другими типами знания.

Таблица 1.1

Характеристики различных типов знания в сравнении с научным

Качества знания Типы знания
Научное Здравый смысл Мифологическое Идеологическое
Эмпиричность + +
Эмпирическая проверяемость +
Ненормативность + +
Передаваемость +
Общность + + +
Объяснительный характер + +
Временность + +

 

Эмпиричность. Когда мы говорим, что научное знание эмпирическое (от греч. empeiría – опыт), мы имеем в виду, что оно основано на наблюдении и практическом опыте. Мы можем использовать наши органы чувств, чтобы наблюдать действительные проявления некоторых феноменов внешнего мира и зафиксировать эти наблюдения настолько точно, насколько вообще позволяют органы наших чувств.

Эмпирическая проверяемость. Под эмпирической проверкой (верификацией) мы понимаем следующее: принятие или непринятие нами какого-либо утверждения должно вначале испытать воздействие наблюдения и практической проверки. Таким образом, предлагаемые объяснения должны быть проверены систематическим и логическим образом. Этим научное знание отличается, например, от знания здравого смысла. Знание здравого смысла, будучи знанием, происходящим из случайных (несистематических) наблюдений, может иметь определенную ценность, но все же его нельзя считать научным до тех пор, пока оно не будет эмпирически выверено систематическим и пристрастным образом большим числом разных людей.

Ненормативность. Эмпирическое исследование, используемое для приобретения научного знания, не ставит своей целью оценить, каково оно – хорошее или плохое, или каким оно должно быть. Для выражения этого отличия социологи пользуются словами “нормативный” (то есть подчиняющийся действию установленных норм, контролируемый, регулируемый с их помощью) и “ненормативный”. Нормативное знание оценивает, каково подвергаемое изучению явление с точки зрения оценочных категорий, и несет в себе отчетливый оттенок долженствования. Научное же знание, будучи изначально эмпирическим, не может быть нормативным в принципе. Оно, прежде всего, констатирует наличие или отсутствие того или иного факта или феномена и/или устанавливает наличие или отсутствие связей между различными явлениями и фактами.

Передаваемость. Суть этой характеристики научного знания состоит в том, чтобы вытеснить или устранить личностные предубеждения, которые могут проникать в исследовательскую деятельность. Когда мы говорим, что научное знание передаваемо, то имеем в виду не только и не столько то, что его содержание может быть сформулировано, разъяснено и понято другими, но и то, что открыт сам метод, техника процесса познания, так что они могут быть проанализированы и воспроизведены.

Общность. Еще одной важной характеристикой научного знания является то, что оно носит обобщающий характер. Тот тип знания, который дает описание, объяснение и предсказание многих явлений корректнее, нежели немногих, частных явлений, обладает для науки большей ценностью.

Объяснительный характер. Научное знание, как правило, стремится к выявлению и изложению причины возникновения того или иного явления в окружающем мире; оно отвечает на вопрос почему (зачем), каким образом, вследствие каких факторов и т.п. Люди науки обычно проявляют интерес к выявлению причин, объясняющих или толкующих то, что происходит в этом мире, т.е. стремятся к достижению каузального знания (от лат. causa – причина).

Временность. Научное знание носит временный характер. Сколь бы тщательно и продуманно ни строилось научное исследование, можно быть уверенным, что в будущем другие исследования смогут продемонстрировать недостаточность, неполноту нашего понимания явлений. Новые наблюдения, новая, нам еще не известная, аппаратура, более тонкая техника, позволяющая провести более точные измерения, усовершенствования, вносимые в исследовательские проекты, проверки альтернативных объяснений, новые подходы к объяснению уже известных накопленных фактов – все это рано или поздно выявит ограниченность или эмпирическую недостаточность сегодняшнего научного знания, добытого нами и нашими предшественниками. Поэтому исследователю необходимо всегда оставаться открытым и готовым к изменению и совершенствованию понимания природных, психических и социальных явлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...