Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидности задач и их особенности.




Задачи по физике весьма разнообразны по содержанию и дидактическим целям. Их можно классифицировать по многим признакам:

- по способу решения;

- по содержанию;

- по степени трудности (простые, сложные);

- по целевому назначению (тренировочные, контрольные).

Положив в основу классификации способ решения, можно выделить следующие виды задач: количественные, качественные или задачи-вопросы, экспериментальные и графические.

Задачи-вопросы – это такие задачи, при решении которых требуется объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать при данных условиях; в содержании этих задач отсутствуют числовые данные.

Например: Почему волосок электрической лампочки накаливается добела, в то время как провода остаются холодными, хотя по ним проходит такой же ток (8 кл.). И такие задачи решаются устно; необходимость обоснования ответов на поставленные вопросы приучает учащихся рассуждать, помогает глубже осознать сущность физических законов.

Количественные задачи – это такие задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении количественных задач качественный анализ также необходим, но он дополняется еще и количественным анализом с подсчетом тех или иных количественных характеристик процесса. Количественные задачи разделяют на

- простые (тренировочные);

- сложные.

Под тренировочными задачами подразумеваются задачи, требующие простого анализа и простого вычисления. Решение таких задач (в небольшом количестве) необходимо для конкретизации только что сообщенной закономерности. Наиболее легкие из них решаются устно.

Пример количественной задачи: Определить сопротивление нихромовой проволоки, длина которой 150 м., а площадь поперечного сечения 0,2 мм2.

Экспериментальные задачи – это задачи, при решении которых с той или иной целью используется эксперимент. Например: С помощью мензурки с водой определить вес деревянного бруска…

Графические задачи – это такие задачи, в процессе решения которых используют графики. Например:

1. Построить график пути равномерного движения, если u = 2 м/с.

2. Какие явления характеризует каждая часть графика АВ, ВС, СD и DE?

t,oC A

20

10

0                                                                                                     t, мин.

-10              B       C

-20                                       D                            E

 

По роли графиков в решении задач их можно подразделить на два вида:

- задачи, ответ на вопрос которых может быть найден в результате построения графика;

- задачи, ответ на вопрос которых может быть найден с помощью анализа графика.

Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимостью между физическими величинами, привитию навыков работы с графиками, развитию умения работать с масштабами.

Решение экспериментальных задач (см. выше) способствует развитию наблюдательности, а также совершенствуются навыки обращения с приборами.

Положив в основу классификации задач их содержание, можно выделить следующие виды задач по физике:

- задачи с конкретным физическим содержанием;

- задачи с абстрактным содержанием;

- задачи с техническим содержанием;

- задачи с историческим содержанием;

- занимательные задачи.

Задачи с техническим содержанием – задачи, в которых отражена связь физики с техникой или производством. Например: Почему для постройки сверхскоростных реактивных самолетов используют специальные жароустойчивые сплавы?

Подобные задачи учитель может составлять сам, используя сообщения из газет, журналов, радио и телевидения. При решении таких задач все внимание учеников сосредоточено на раскрытии новых терминов.

Задачи с историческим содержанием – это такие задачи, в условиях которых использованы исторические факты об открытии законов физики или каких-либо изобретений. Они имеют большое познавательное и образовательное значение. Например, в 7 кл., при изучении закона Архимеда для газов, можно решить задачу: Ученый Аристотель, живший в IV веке до н.э. обнаружил, что кожаный мешок, надутый воздухом, и тот же мешок без воздуха, сплющенный, имеют одинаковый вес. На основании этого опыта он сделал неверный вывод, что воздух не имеет веса. В чем заключалась ошибка Аристотеля?

Занимательные задачи – это такие задачи, содержание которых дается в занимательной форме. Они могут быть качественными, экспериментальными или количественными.

Необычная постановка вопроса в таких задачах и последующее обсуждение результатов обычно глубоко заинтересовывают учащихся. К сожалению, в сборниках задач по физике мало задач занимательного характера. Поэтому их приходится подбирать учителю из других источников. Например: Я.И.Перелыман «Занимательная физика», «Физика на каждом шагу»; В.И.Зибера «Задачи-опыты по физике». Пример занимательной задачи: почему не удается встать со стула, не нагибая корпуса вперед? Проверить на опыте и т.д.

Структура решения задач.

Способы решения задач.

Возникает вопрос: как же оформить решение задачи, из каких компонентов состоит решение задачи?

В краткой записи содержания физической задачи указывают физическое тело или явление, о котором идет речь. Дополнительные же табличные данные записывают ниже вопроса или оставляют для них 1-2 строчки после записи данных величин, т.е. пишут данные и что надо найти, затем переводят неосновные единицы величин в СИ, далее идет графа-анализ, записывают искомую формулу, затем идет выполнение вычислений в графе решение. Например, дана задача: Определить сопротивление нихромовой проволоки, длина которой 150 м., а площадь поперечного сечения – 0,2 мм2.

 

Дано: Нихром. провол. l = 150 м.; S = 0,2 мм2 СИ     0,2·10-6 м2 Анализ l R = r ––– S Решение 110·10-8 Ом·м ·150 м R = –––––––––––––––––– = 0,2·10-6 м2 = …
R –? r = 110·10-8 Ом·м.     Ответ:

 

Для решения количественных задач применяют следующие способы:

- алгебраический;

- геометрический;

- тригонометрический;

- графический.

Я начну с рассмотрения решения физических задач алгебраическим способом, который заключается в том, что задачу решают с помощью формул и уравнений. Это основной способ решения (см. задачу выше, решенную алгебраическим способом).

Геометрический способ решения задач заключается в том, что при решении задач используют теоремы геометрии. Например, довольно часто используют теорему о длине катета, лежащего против угла 30о, теорему Пифагора и др. Особенно часто геометрический способ решения применяют при решении задач на сложение сил. Например: Автомобиль массой 5 т. движется с постоянной скоростью по прямой горизонтальной дороги. Коэффициент трения шин о дорогу равен 0,03. Определите силу тяги, развиваемую двигателем.

 

Дано: m = 5 т. m = 0,03 u = const СИ 5·103 кг. Анализ На автомобиль действуют 4 силы: сила тяги. F т, сила трения F тр, сила тяжести mg и сила реакции дороги N:
F тяж –? g = 9,8 м/с2    

y

N

Fтр                     0                  Fт x

 


mg

N + Fт + mg + Fтр = ma

0x: 0 + Fт + 0 – Fтр = 0

0y: N + 0 – mg + 0 = 0

=> N = mg, Fтр = m N,

Fт = m mg

Решение.

Fт = 0,03 · 5·103 кг · 9,8 м/с2 = 1470 Н.

Ответ: 1470 Н.

 

Тригонометрический метод заключается в том, что в анализе используют тригонометрические соотношения, например формулы
u = u 0 ·cos a, u = u 0 ·sin a. Но этот способ решения применяется редко.

Графический способ заключается в том, что при решении задачи используют график. В одних случаях по данным, полученным из графика, находят ответ на вопрос задачи. В других случаях, наоборот, определенные зависимости между физическими величинами выражают графически.

Например: На рисунке изображен график изменения температуры олова в зависимости от времени. Какие процессы происходят с оловом на участках АВ, ВС, CD? Какова температура плавления олова?

     
 


t, oС                                                                              D

232          B

200                                            C

 

100

         
   


0                                                                                               t, мин.

–30 A   10        20      30

 

Решение:

1. Участок графика АВ соответствует нагреванию олова от –30 оС до 232 оС.

Участок ВС – плавлению, температура при этом не меняется.

Участок CD – нагреванию жидкого олова.

2. tпл = 232 оС.

Существуют некоторые приемы, развивающие интерес к решению задач, т.е. приемы, которые используются для вовлечения учащихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса.

Прием 1 – задача без вопроса.

На уроке физики даются учителем расчетные задачи, в которых не указано, какие величины надо определить. Например:

«Масса кирпича 4 кг. Определите все, что можно». Семиклассники определяют объем, силу тяжести, вес кирпича, выталкивающую силу, действующую на него в воде, силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде.

Прием 2 – задачи в виде таблицы. При рассмотрении однотипных явлений учитель составляет таблицу, в часть клеток вписываются известные значения величин, а в другие части ставлю знаки вопроса (соответствующие им величины нужно найти). Например, в 11 классе по теме «Световые кванты» предлагается учащимся таблица

 

Виды

излучения

Параметры

l, м. n, Гц. E, эВ. m, а.е.м. P, кг·м/с
Инфракрасное 10-5 ? ? ? ?
Видимое ? 5,4·1015 ? ? ?

 

Прием третий – Сочини сам.

Учащимся предлагается: пользуясь справочником составить задачу и записать ее в тетрадь, затем ученики, сидящие на одной парте, меняются тетрадями и решают задачу соседа. После решения вновь обмениваются тетрадями: «сочинитель» проверяет решение своей задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...