Управление финансовой безопасностью и конкурентоспособностью пп
1. Понятие экономической и финансовой безопасности пп. Основные сущностные характеристики финансовой безопасности пп. Экономическая безопасность организации, пп (ЭБ) - это состояние защищенности жизненно важных интересов пп от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом пп путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений. ЭБ пп - это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. С целью достижения наиболее высокого уровня ЭБ пп должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБ пп. Функциональные составляющие ЭБ пп – это совокупность основных направлений его ЭБ, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию. Примерная структура функциональных составляющих ЭБ пп: • финансовая; • интеллектуальная и кадровая; • технико-технологическая; • политико-правовая; • экологическая; • информационная; • силовая. Каждая из вышеперечисленных функциональных составляющих ЭБ пп характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения. Финансовая безопасность (ФБ) пп отражает предельный уровень его фин. защищенности от реальных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера, определяемый колич-ми и кач-ми параметрами его фин. состояния, с учетом формирования комплекса приоритетных фин. интересов и создания системы необходимых фин. предпосылок устойчивого роста и развития в краткосрочном и долгосрочном периоде при условии постоянного мониторинга ФБ и формирования комплекса превентивных и контрольных мероприятий.
Сущностные характеристики ФБ пп.
2. Классификация угроз финансовым интересам (УФИ) пп. Финансовые интересы пп представляют собой форму проявления его объективных потребностей в сфере фин-ой деят-ти, формируемых субъектами, осуществляющими финансовый контроль над пп, и сбалансированных с другими субъектами его внешних и внутренних фин. отношений.
Для определения понятия "угроза финансовым интересам пп" необходимо в первую очередь рассмотреть важнейшие сущностные его характеристики. 1. УФИ пп является объективным явлением, наиболее широко проявляющимся в условиях рыночной экономики. 2. УФИ пп представляет собой форму деструктивного воздействия различных факторов и условий на возможность их реализации в соответствующей фин. среде. 3. Угроза финансовым интересам пп носит вероятностный характер реализации. 4. Реализация УФИ несет прямой или косвенный экономический ущерб предприятию. 5. УФИ не являются постоянными и изменяются в процессе финансового развития пп. В составе основных классификационных признаков угроз финансовым интересам пп предлагается выделить следующие:
3. Методические основы оценки ФБ пп. Для определения уровня ФБ пп в настоящее время используются различные методы. Подход на основе расчета относительных финансовых показателей и динамики их изменений является очень широким, поскольку в этом случае процесс обеспечения ФБ отождествляется фактически со всем фин. состоянием пп. По мнению значительного числа, ученых, оценка ФБ пп не может сводиться к простому анализу его финансового состояния.
Наиболее распространенным является индикаторный подход, который заключается в выборе определенных показателей, характеризующих ФБ, и в сравнении их фактических значений с пороговыми. В процессе оценки ФБ пп, прежде всего, необходимо сформировать систему показателей (индикаторов), позволяющих осуществлять ее диагностику. Например, в систему показателей оценки состояния ФБ пп Р.С. Папехин включает: финансовые коэффициенты (покрытия, автономии, финансового левериджа, обеспеченности процентов к уплате, рентабельности активов, рентабельности собственного капитала); средневзвешенную стоимость капитала (WACC); показатель развития компании; временную структуру кредитов; показатели диверсификации покупателей (поставщиков); темпы роста прибыли, реализации продукции, активов; соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. При выборе индикаторов следует исходить из того, что для таких показателей можно рассчитать критические и нормальные значения. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Уровень ФБ пп можно определить, используя метод балльной оценки. Суть метода заключается в классификации пп по уровню финансового риска, т.е. любое пп можно отнести к тому или иному классу безопасности, в зависимости от количества набранных баллов, исходя из фактических значений, рассчитанных фин. коэффициентов. Для расчета балльной оценки используются следующие показатели: К абсолютной ликвидности, критической (промежуточной) ликвидности, текущей ликвидности (покрытия), доля собственных средств в активах, К обеспеченности собственными средствами, капитализации, финансовой независимости, финансовой устойчивости. Границы классов организаций согласно критериям оценки финансового состояния обоснованы Л.В. Донцовой. В зависимости от количества набранных баллов уровни ФБ делятся на 5 классов: 1-ый класс (97 – 100 баллов) – абсолютная финансовая устойчивость и финансовая безопасность деятельности пп; 2-й класс (67 – 96 баллов) – нормальное финансовое состояние и нормальная финансовая безопасность. Коэффициенты находятся на близком к оптимальным значениям расстоянии, но некоторые коэффициенты допускают недостаточное значение; 3-й класс (66 – 37 баллов) – среднее финансовое состояние и средняя финансовая безопасность; 4-й класс (36 – 11 баллов) – неустойчивое финансовое состояние и неустойчивая финансовая безопасность. У таких пп неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижних границах допустимых значений. Прибыль обычно отсутствует; 5-й класс (10 – 0 баллов) – кризисное финансовое состояние и кризисная финансовая безопасность. Такие пп неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения, а также убыточны. Особенностью метода балльных оценок является использование медианного (среднеотраслевого) критерия. Оценка проводится по каждому коэффициенту. Нормативные значения отдельных коэффициентов имеют определенные границы. Значения коэффициентов, выходящие за пределы диапазона нормативных значений, следует оценивать баллом «отлично» (5) или «неудовлетворительно» (2) в зависимости от специфики показателей (их экономического смысла). Значения коэффициентов, находящихся внутри нормативного диапазона, оцениваются баллом «хорошо» (4) или «удовлетворительно» (3) в зависимости от того, насколько они близки к «отличной» или «неудовлетворительной» оценке. Далее по каждой группе финансовых коэффициентов рассчитывается групповой балл путем взвешивания балльных оценок показателей данной группы, причем сумма весов по каждой группе составляет 100%. Рассчитав общее количество баллов, можно отнести организацию к определенному классу по уровню финансового риска. Отдельным классом моделей оценки финансового состояния, а вместе с тем и ФБ пп, являются модели, основанные на оценке вероятности его банкротства. Простейшей моделью для предсказания банкротства предприятия является двухфакторная модель Альтмана, исходящая из двух ключевых показателей, от которых зависит вероятность банкротства пп (показатели текущей ликвидности и доли заемных средств). Эти показатели умножаются на весовые значения, полученные экспериментальным путем, в результате чего получается следующая формула расчета Z-коэффициента: Z = - 0,3877 + Ктл(-1,0736) + Кзс 0,0579. Его значение интерпретируется по следующей шкале: если Z <0, вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z; если Z = 0, вероятность банкротства равна 50%; если Z> 0, вероятность банкротства больше 50% и возрастает по мере увеличения рейтингового числа Z. В этом случае определяющее влияние имеет значение коэффициента Кзс. Модификацией двухфакторной модели является пятифакторная модель Альтмана. Им был исследован ряд из 22 аналитических коэффициентов, из которых он отобрал пять наиболее значимых: ликвидность (X1) – рассчитывается как отношение оборотного капитала к валюте баланса; совокупная прибыльность (Х2) – отношение чистой прибыли к валюте баланса; прибыльность (ХЗ) – отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к валюте баланса; финансовая структура (Х4) – отношение рыночной стоимости собственного капитала к сумме краткосрочных и долгосрочных обязательств; уровень оборачиваемости капитала (Х5). В общий индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид: Z = 1,2 * X1 +1,4 * Х2 + 3,3 * ХЗ + 0,6 * Х4 +1,0 * Х5
4. Методика анализа конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность продукции – способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров, т.е. это способность продукции находить сбыт на рынке при наличии изделий-аналогов. Основным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объемов продаж. Базой для оценки конкурентоспособности товара должно быть исследование потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим (свойства товара, область его применения и назначения); эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма); эстетическим (внешний вид товара); нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам); экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности). Задачи анализа: оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции; изучение факторов, воздействующих на ее уровень; разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции. Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i- му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам: qi = (Pi / Pi0) * 100% (1); qi = (Pi0 / Pi) * 100% (2), где qI - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Рi - величина i-го параметра для анализируемого товара; Рi0 - величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения. Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2). По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле: Iпп = ∑ ni=1 ai * qi, где Iпп - групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n - число параметров, участвующих в оценке; а - вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, - единичный показатель по i-му техническому параметру. Сумма а, должна равняться 1. Групповой, показатель объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле: Ka = Iпп1 / Iпп2, где Ka - показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу - товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 - групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления. Обычно величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления - СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара: СЭ = С1 + С2 + С3 +… + Сn Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле: Iпэ = Сэ1 / Сэ2, где Cэ1 - цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 - цена потребления конкурирующего товара. Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя. На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия: K = Iпп/ Iпэ Если К > К, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К - уступает, если К = К - оба находятся на одном уровне. Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.
5. Формирование эффективной снабженческо-сбытовой политики – залог обеспечения ФБ пп. Снабженческо-сбытовая политика пп является неотъемлемой частью единого комплекса дея-ти, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции пп. Подчиненное таким целям пр-во, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики. Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки, по другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов. Продажа (сбыт) производимой пп продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов, и для достижения успеха от пп требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства. Эффективная снабженческо-сбытовая политика проводится на основе маркетинга, целью которого является изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли пп от сбыта произведенной им продукции. В целях нормального функционирования пр-ва при недостаточности фин средств от структурного подразделения, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение минимизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а также взаимодействия работы структурных подразделений, отвечающих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов. Эффективная деят-ть структурных подразделений пп, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной инфо о реальных поставках пп сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. и существующих потребностях пп в них. Кроме того, независимо от размера и сферы деятельности пп структурные подразделения, отвечающие за снабжение, должны иметь необходимую оперативную инфо о рынке. Для организации работы структурных подразделений пп, отвечающих за снабжение, целесообразно провести следующие мероприятия: - установление связей как с существующими, так и с перспективными, поставщиками; - покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (автоцистерны; контейнеры, мешки); - приобретение мелких партий сырья, материалов и комплектующих изделий не у производителей, поставляющих крупными партиями, а у предприятий, продающих мелкими партиями, что позволяет не замораживать оборотные средства; - введение практики предпочтительной закупки сырья у пп, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты, что позволяет вовлечь в оборот средства от реализации полученной из сырья продукции; - организация единого транспортно - складского хозяйства для структурных подразделений, отвечающих за снабжение и сбыт, в целях использования транспорта для продаваемых и покупаемых товаров. Рекомендуется иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков. В этих целях целесообразно проведение конкурсного отбора поставщиков. Такой подход позволяет минимизировать потери от неизбежных срывов поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, что позволяет добиваться понижения цен на эту продукцию. В то же время покупка сырья, материалов и комплектующих изделий у одних и тех же поставщиков позволяет при необходимости получить у них отсрочку платежей из-за боязни потерять покупателя. Особое значение имеет оптимальное сочетание наличных, безналичных и бартерных расчетов. Использование наличных расчетов должно ограничиваться особыми условиями закупки сырья, основных и вспомогательных материалов и т. д. (пробные, разовые закупки). Рекомендуется максимально ограничивать использование бартерных расчетов при снабжении. Сбытовая политика строится в направлении одновременного развития существующего рынка и поисках новых рынков для пп, а также повышении конкурентоспособности пп. Эффективная деятельность структурных подразделений, отвечающих за сбыт продукции, должна основываться на полном владении оперативной информацией как о самом пп, так и о его клиентах и рынках На основе анализа существующей практики предлагаются следующие рекомендации по организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за сбыт: - организация рекламной кампании, в т. ч. в средствах массовой информации; - изучение требований покупателей к качеству и ассортименту продукции (изучение претензий, с выездом к потребителю; - проведение опросов потребителей; - проведение постоянной работы по улучшению качества продукции, усовершенствованию и расширению ассортимента, информирование об этом покупателей; - постоянное отслеживание рынка своей продукции, покупка образцов товаров, производимых российскими и зарубежными конкурентами, сравнение качества этих товаров с товарами, производимыми пп, и при необходимости доведение их качества до требуемого уровня; - организация производства новой продукции; - изучение сезонного спроса и подготовка к нему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|