Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстройства формирования базовой половой идентичности




Нарушения фазы научения. Расстройства базовой половой идентичности могут определяться различными патогенными механизмами, затрагивающими обе фазы. Так, нарушения фазы научения иногда связаны с искаженностью усвоения половых разли­чий. Чрезвычайно велика в этом роль родителей.

Еще 3. Фрейд указывал на семейные факторы, способствующие развитию гомосексу­альности. В одном случае это властная, авторитарная мать и слабый отец, т. е. дефицит мужского начала, мальчику не с кем идентифицироваться; в другом случае, наоборот, слишком сильный и жесткий отец, подавляющий ребенка, вызывает у мальчика эффект отталкивания и психологическую феминизацию. Однако такая полярность вариантов зас­тавляет задуматься над тем, что они не становятся непосредственными причинами гомо­сексуальности, а обусловливают развитие состояния, являющегося предиспозицией к ней.

Имеет значение отсутствие отца в семье в генезе расстройств половой идентичнос­ти. В семьях без отцов достоверно чаще встречаются расстройства половой идентично­сти у мальчиков. Показано, что отсутствие отца обедняет маскулинность самообраза и межперсональные отношения у мальчиков (Beaty, 1995). Однако не обязательно речь идет о физическом отсутствии: главную роль играет эмоциональная близость, которой нет в семьях гомосексуалов. Препятствием к этой близости может быть алкоголизм. Даже возраст, в котором отец оставляет семью, по-разному сказывается на становлении гомосексуальной ориентации (Андреев, 1993).

Роль матери представляется другой. Даже ее желание во время беременности иметь девочку, а не мальчика коррелирует с фемининностью мальчиков, если в семье уже были мальчики (Zucker, Green, Garofano, Bradley, Williams, Rebach, Sullivan, 1994). Выяв­лены особенности матерей мальчиков с расстройствами половой идентичности: у них чаще, чем у здоровых, встречались депрессивные расстройства и пограничные рас­стройства личности; чаще наблюдался симбиоз с детьми и попытки ограничить авто­номность (Marantz, Coates, 1991). Эмоциональные реакции матерей более важны, чем отцов, — это предиктор отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.


Механизмы психосексуального дизонтогенеза



Сравнение групп лиц с парафилиями и лиц, совершивших изнасилования, показыва­ет, что лица с парафилиями воспитывались без отца почти в два раза чаще, чем лица без таковых, а лица с педофилией более чем в 20% случаев получили воспитание в детском доме (Введенский, 2000).

Для лиц с аномалиями сексуального влечения характерна эмоциональная близость с матерями, особенно это присуще эксгибиционистам. В случае сохранения эмоциональной близости (и тем более симбиотических отношений) жесткие, властные матери формируют у ребенка искаженное обобщенное представление о женщинах. Так, испытуемый А. утверж­дал, что все женщины — жестокие, решительные, что, собственно, было характеристикой его матери. Серийный убийца С. даже осознавал, что выбрал себе жену, похожую на мать, и их отношения повторяли его отношения с матерью. Для такой идентификации характерно двойственное, амбивалентное отношение к женщинам: сочетание привязанности с ненави­стью, что в некоторых случаях сопровождалось инцестуозными снами с поллюциями.

Таким образом, нарушения фазы научения определяются двумя факторами: 1) эмо­циональной близостью с матерью, которая становится особенно патогенной в отсут­ствие отца при наличии у нее маскулинных черт; 2) для лиц с педофилией оказывается значимым отсутствие родительских образов.

Нарушения фазы реализации. Нарушения фазы реализации могут быть связаны с отсутствием игр, удовлетворяющих любопытство к строению гениталий, что в дальней­шем, возможно, получает отражение в типично педофильном поведении.

А. С. Андреев (1993) описывает при варианте гомосексуальной ориентации с низ­ким вкладом биологических факторов ранний интерес к сексуальным играм. У детей с аутизмом отмечены особенности половой идентификации (Каган, 1981): первые вопро­сы о различии полов, происхождении детей отчетливо запаздывают, идентификацион­ное предпочтение игр выражено слабо. Практически полностью отсутствуют игры в «доктора», «папу и маму». Вместе с тем уже в дошкольном возрасте могут иметь место манипуляторная мастурбация, условно сексуальные проявления, «оргастические риту­алы». Иногда при грубоорганических картинах это носит характер сексуального интере­са к людям при отсутствии общения как такового. При аутизме встречаются и предпочте­ния игрушек и игр противоположного пола.

Для лице аномальным сексуальным поведением характерно выпадение игр с раз­глядыванием и ощупыванием органов противоположного пола. Однако у лиц с анома­лиями сексуального влечения память на события раннего детства в большинстве случа­ев сохранена плохо, а само запоминание подобных событий часто связано именно с аффективной, чаще всего несексуальной, окрашенностью подобных событий, которая тем не менее впоследствии могла оцениваться как эротическая. Более того, в ряде случа­ев в пубертате или после начинали воспроизводиться именно такие эпизоды. При послед­нем варианте клинически прослеживается стремление к воспроизведению отдельных стимулов первичной ситуации («задорный детский смех» испытуемого Е., желание ис­пытуемого К., чтобы мальчик помочился в рот).

Оценка ранней сексуализации поведения должна быть осторожной, во многих слу­чаях сексуальный интерес в первичной ситуации приписывается ретроспективно. Одна­ко даже при таком подходе ранняя допубертатная мастурбация и сексуализация поведе­ния достоверно чаще встречаются в группе лиц с парафилиями. При шизофрении доста­точно типична мастурбация с эякуляцией без оргазма, при органическом поражении ЦНС чаще наблюдается обратный вариант — оргазм без эякуляции. Также достоверно чаще лица с парафилиями начинали половую жизнь до 12 лет или с ненормативных сексуальных контактов.



Сексуальные адликиии


Таким образом, для лиц с нарушениями половой идентичности в целом характерно выпадение этапа любопытства к половым органам противоположного пола, однако ран­няя допубертатная мастурбация и сексуализация поведения более присущи лицам с парафилиями.

Расстройства половой роли. Л. М. Василенко (1995) описывает при мужском вари­анте транссексуализма этап латентной половой идентификации: поведение в духе «ней­трального пола», при этом усвоение противоположных полоролевых качеств было за­медлено, наблюдалась противоположная компенсаторная активность на идеаторном уровне (в мечтах, фантазиях, сновидениях), трансвестизм был частичным и эпизодич­ным. Длительность этого этапа различна. У 70% мужчин он затягивался до 16-17 лет, полоролевые отклонения носили скрытый характер и проявлялись избирательно, в при­емлемой обстановке. Далее развивалась противоположная ролевая компенсация и акту­ализация внутриличностного конфликта.

А. С. Андреев (1993) описывает при типичном конституциональном варианте гомо­сексуальной ориентации гетеросоциальность и гетерофилию с детства, трансвестизм (с целью комфорта), фантазии отождествления с женщиной (с сексуальным оттенком без примерки социальной женской роли); при типичном варианте патосексуального разви­тия с высоким вкладом биологических предиспозиционных факторов наблюдалась ам-фофилия и амфосоциальность, после накопления опыта понятийной стадии и последую­щей гомосексуальной инициации — этап сомнений в собственной сексуальной иден­тичности; при варианте с низким вкладом биологических факторов отмечалась социализация по маскулинному типу, формирование мужской половой роли.

Среди сексуальных преступников нарушения фазы научения проявляются в сохра­нении равнозначности признаков пола. При этом внешние признаки пола в последую­щем начинают играть роль основы для ролевой самоидентификации (одежда — при трансвестизме, отдельные тактильные стимулы или запах — при фетишизме) или обу­словливают поверхностное (внешнее) усвоение половой роли. Испытуемый В.: «Раз я ношу штаны, значит, я мужчина». Характерно также отсутствие понимания отличия женской психологии от мужской.

Нарушения фазы реализации характеризуются отсутствием ролевых игр («дочки-матери» и т. п.), что приводит к недостаточному усвоению и пониманию половых сте­реотипов поведения как в общем плане (асоциальное поведение), так и в сексуальном (нет фиксированного сексуального сценария, выражено сексуальное экспериментиро­вание в виде девиаций). При этом формируются гиперролевое поведение и трансфор­мация половой роли как варианты компенсации неосознаваемого несоответствия идеа­лу маскулинности или фемининности.

Таким образом, характерными для нарушений половой идентичности представля­ются сохранение равнозначности признаков пола и выпадение ролевых игр или этапа дистинкции.

Расстройства психосексуальной ориентации. Л. М. Василенко (1995) описывает при мужском варианте транссексуализма сохранение порядка стадий психосексуально­го развития с удлинением фаз платонического и эротического либидо, запоздалым фор­мированием сексуального либидо в 60% случаев. При формировании гомосексуальной ориентации в типичном варианте патосексуального развития с высоким вкладом биоло­гических предиспозиционных факторов «пубертат отсрочен, платонической стадии нет», наблюдается мастурбация без эякуляции и оргазма, далее «утилитарно-гедонистическая мотивация, промискуитет, безличный секс, эпизодические гетеросексуальные связи, всегда с сексуальными нарушениями» (Андреев, 1993).


Механизмы психосексуального дизонтогенеза



А. Я. Перехов (1996) отмечает при фетишистском трансвестизме отсутствие плато­нического либидо, преобладание эротического. У сексуальных преступников часты на­рушения психосексуального развития, расстройства сексуальной жизни, сексуальные девиации и атипичная ЭЭГ.

Среди сексуальных преступников в целом чаще наблюдается не просто отставание по времени стадии психосексуальных ориентации, но и изменение порядка чередования этапов развития.

Платоническое либидо. Нарушение фазы научения проявляется в редукции этого компонента либидо. Многие испытуемые при рассказах о своих сексуальных партнер­шах не могут описать их как персон, дать им личностную характеристику. При этом обращает на себя внимание отсутствие сопереживательного, эмпатийного компонента, в выраженных случаях отмечается неспособность дифференцировать половое влечение и эрекцию.

В отсутствие на этом этапе фазы реализации она переносится на более поздние периоды, часто замещая собственно эротическую и сексуальную активность и приоб­ретая при этом гротескный, гипертрофированный вид. Это проявляется, например, в «обожествлении» женщины («комплекс мадонны») при психологической неудовлетво­ренности в сексуальных контактах. В последующем у таких пациентов наблюдаются са­дистические действия по отношению к женщинам (сохранение стереотипа путем «пере­вертывания»). Фактически это не фаза либидо, а подсознательный выбор референтной группы в рамках аутоидентификации. Совпадение объекта референции и объекта сексу­ального влечения ведет к двойственному эмоциональному отношению к нему — это «любовь и ненависть», сексуальная притягательность и враждебность.

При парафилиях чаще, чем среди совершивших изнасилования, встречается гипер­трофия платонической фазы либидо с редукцией сексуального.

Эротическое либидо. Отсутствие у ряда пациентов эротических фантазий, интереса к литературным описаниям и визуальному ряду соответствующих сцен, непонимание необходимости ласки, поцелуев или отвращение к ним, пренебрежение к прелюдии по­лового контакта предполагает нарушение фазы научения.

Из-за нарушения фазы реализации эротические фантазии при раннем соматосек-суальном созревании могут получать оргастическое подкрепление, что в отсутствие контактов с другим полом может приводить либо к аутоэротической фиксации, либо к внедрению в содержание фантазий девиантных представлений с последующим приоб­ретением ими патологической формы и появлением снов инцестуозного характера с поллюциями. У мужчин фантазии становятся более сильным сексуальным стимулом, чем реальный объект, иногда наблюдается психический онанизм.

Ласки с оргазмом могут привести к задержке формирования сексуального компо­нента либидо. Имеет место мастурбация с аутоэротической направленностью или в это время образ партнера присутствует в фантазиях, что приводит к фиксации на подобных формах активности, получению психологического удовлетворения в основном при лас­ках с обесцениванием собственно полового акта.

Сексуальное либидо. Отсутствие психологического удовлетворения, несмотря на оргазм при стандартных гетеросексуальных контактах, а также эпизодическое или пер­манентное изменение активности, представляется связанным с нарушением фазы на­учения. Характерны отсутствие эрекции или эякуляции при первом половом акте; испы­туемые не видят разницы в ощущениях между мастурбацией, гомо- и гетероконтактами; часто мастурбация сосуществует с брачными отношениями или гетеросексуальными связями.



Сексуальные аддикции


Нарушение фазы реализации проявляется в особенностях выбора объекта. Часто предпочтительным оказывается гомосексуальный объект, особенно при условии осо­знания направленности влечения. В отсутствие его осознания такой выбор может быть неожиданным для субъекта, часто в состоянии опьянения у таких лиц наблюдаются им­пульсивные акты гомосексуального насилия с садистическими действиями, что вступа­ет в резкое противоречие с декларируемой в обычном состоянии гомофобией. При бисексуальном выборе происходят безличностные эпизодические контакты, что сходно с синдромом неразличения сексуального объекта. При гетеросексуальном объекте у мужчин иногда осуществляется геронтофильный выбор. Неосознанное предпочтение объекта проявляется в наличии эякуляции или ее облегчении при контактах со своим полом. Парциальное сохранение равнозначности признаков пола приводит к фиксации на них сексуального либидо, т. е. они могут становиться объектами влечения (фети­шизм).

Таким образом, для расстройств половой идентичности при парафилиях характер­ны два варианта нарушений этапа психосексуальных ориентации: гипертрофия плато­нического либидо с редукцией сексуального и опережение сексуальным либидо других компонентов при их редукции.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...