Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либеральные реформы ( 1801-1815гг.)

5 апреля 1801 года был создан Непременный совет –законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей», (Кочубей, Чарторыйский, Строганов, Новосильцев).

Ко времени коронации Александра 1 (сентябрь 1801) Непременный советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты»,, «Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных(свобода слова, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и тд), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Совета, и в результате ни один из 3 предложенных документов обнародован не был. Были лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки.

Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 года указа о «вольных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Но помещики не спешили освобождать крестьян. За время царствования Александра 1 освобождено всего около 47 тыс. крепостных душ мужского пола. Идеи, заложенные в этом указе, в дальнейшем легли в основу реформы 1861 года. В НГ было высказано предложение запретить продавать крестьян без земли. Торговля людьми осуществлялась в неприкрытых, ценичных формах. На Макарьевской ярмарке их продавали с прочим товаром. Александр и члены НГ хотели это пресечь, но встретили сопротивление со стороны сановников, которые сичтали, что это подрывает крепостное право, и молодой царь уступил, было запрещено только публиковать объявление о продаже людей.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре II представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования. Суть реформы образования:

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: постепенно начальное образование приобретает все более и более сословно-обособленный характер. В приходских одноклассных училищах обучались закону Божьему, грамоте и арифметике дети самых низших состояний. Для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей были открыты уездные 3хклассные училища Здесь дети постигали арифметику, начало геометрии и, русский язык, историю и географию. Гимназии, в которых имелось 7 классов, могли посещать дети дворян, чиновников и богатых купцов.Специальным рескриптом правительство запрещало обучение крепостных крестьян в гимназиях и университетах.

Уровни системы образования:

университет

гимназия в губернском городе

уездные училища

одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.Образование, близкое университетскому, давали лицеи –Царскосельский под Петербургом, Демиовский под Ярославлем и Ришельевский в Одессе.

1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1815 году в Москве армянская семья основала институт восточных языков, этот институт готовил дипломатов,направляемых в страны Востока.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Финансовая реформа 1810г.:

  1. правительство прекратило выпуск новых ассигнаций
  2. резко сократило гос.расходы
  3. продало в частные руки часть казенных земель
  4. ввело новые налоги

Итоги реформы: в целом положительные, т.к. гос. Доходы увеличились, но реформой были недовольно население, дворянству нужно было платить налог на имение.

Император надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципах единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, юстиции и народного просвещения. Эта мера значительно укрепила гос.аппарат, но решительной победы император так и не добился, старые пороки перешли в новые министерства (взяточничество). Становилось очевидным, что одними только перестановками в бюрократическом аппарате нельзя решить задачу создания такой новой системы госю власти, которая активно содействовала развитию страны, а не тратила её ресурсы впустую.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические. Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810—1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта:

создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.

освободить население страны от постоянной повинности — содержать армию.

прикрыть западное пограничное пространство.

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря.

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г. В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан. (обвинен, что он был наполеоновским шпионом)

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I, брат Александра I - Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла - Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...