Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
(1) Выражение «гамбургский счёт» появилось у меня так. (2) В 20-е годы Союз писателей в старом своём составе, как одна из писательских организаций, находился в Доме Герцена по Тверскому бульвару Москвы. (З)Было лето. (4)На первый этаж прямо в сад выходил большой тент: под тентом был ресторан, и весь первый этаж тоже был рестораном. (5) Поваром ресторана был человек, фамилию которого я забыл; знаю, что по прежней своей профессии он являлся цирковым борцом. К нему приходили большие, уже немолодые люди, они садились тяжело на стулья и, как помнится мне, иногда их ломали. (7)Шеф-повар для своих друзей приготовлял винегрет; порции подавались в больших, специально купленных умывальных тазах. (8)После такой закуски эти люди ели ещё и обед. (9) Раз пришёл человек, менее других отяжелевший, но всех крупнее. (Ю)Вокруг него сразу образовалась свита, расположившаяся по рангам: это был Иван Поддубный. (И)Пришёл он с борьбы: боролись в цирке Шапито. (12)Было тогда Поддубному 70 лет. (13)Его попросили выступить, побороться. (14)Рассказал он об этом спокойно: — Бороться в 70 лет, — говорил Поддубный, — нельзя, но показать, как борются, можно. (15)Да и знали все, что меня по моему рангу положить нельзя. (15) Нехорошо пожилого человека вдруг взять да и положить на лопатки. (16) Показываю я перекат и вдруг чувствую, что мой молодой напарник толкает меня и хочет прижать, вместо того чтобы дать мне показать классический мост. (17) Далыне я передаю его слова точно. — (19)Бороться в 70 лет нельзя, однако две минуты или одну минуту я ещё могу быть сильнее любого другого борца. (20)Но я никогда не толкался. (21)Если бы мы в наше время толкались, живых бы не было. (22)А тут я его толкнул; его унесли на доске. (23)На что шеф-повар сказал спокойно: «Пускай помнит гамбургский счёт!»
(23) Я спросил, что такое гамбургский счёт, и мне объяснили, что это счёт без условностей, без наигрышей, настоящий счёт. (25)Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики. (26)Я написал о Поддубном и гамбургском счёте и, издавая книгу, включил туда этот рассказ. (27)В издательстве мне посоветовали вынести это название на обложку. (28)Было это в 1924 году. (29) Через 25 лет поэт Константин Симонов во время борьбы с писателями- космополитами (политическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948-1953 годах и направленная против тех представителей интеллигенции, кто испытывал симпатии к Западу) вспомнил этот мой рассказ и на много лет прижал меня и положил на лопатки. (30) Как говорил мне тогдашний председатель правления Союза писателей СССР Александр Фадеев, меня в той дискуссии «не должны были упоминать». (31) Я сейчас не собираюсь толкаться, но скажу, что речь Константина Симонова напечатала центральная газета «Правда» в 1949 году. (32)С тех пор мои рассказы не принимал ни один журнал. (33)А через год в одном из очерков о жизни деревни, в разговоре колхозников, я прочитал: «А вот мы сейчас ему устроим гамбургский счёт, положим его на лопатки». (34)Это говорилось, насколько я помню, про соседа, который жил нечестно, занимался показухой. (35) 3начит, читали мой рассказ эти простые люди, если запомнилось им и само выражение, и его смыслы. (36) В спорте существует олимпийский счёт, который, благодаря значению состязания, является истинным счётом, потому что у него есть показатели, которые можно проверить. (37) В искусстве правила счёта иногда нарушают, но человек, объявленный чемпионом, вдруг появляется на лотке уценённых книг. (38)Так что, значит, гамбургский счёт, без показухи, без обмана, есть и в литературе. (По В. Б. Шкловскому*) * Виктор Борисович Шкловский (1893-1984)— русский советский писатель, литературовед, критик, киновед, киносценарист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В свои 70 лет Иван Поддубный принял участие в борьбе, организованной в цирке Шапито. 2) Молодого соперника Иван Поддубный положил на лопатки, использовав классический приём «мост». 3) Сразу после выхода статьи об Иване Поддубном на автора обрушились с критикой и отказались публиковать его рассказы. 4) Появление выражения «гамбургский счёт» в очерке о жизни деревни говорило о том, что оно вошло в разговорный обиход обычных людей. 5) В Гамбурге существовала традиция проводить закрытые соревнования, чтобы бороться, не обманывая зрителей, а по-настоящему. 21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3-5 представлено повествование. 2) В предложениях 9-12 представлено повествование с элементами описания. 3) В предложениях 19-21 представлено рассуждение. 4) В предложениях 26, 27 представлено описание. 5) В предложении 35 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 33 и 34. 22. Из предложений 16, 17 выпишите антонимы (антонимическую пару). 23. Среди предложений 5-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательных местоимений и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 24. «Вспоминая события прошлого, В. Б. Шкловский стремится быть предельно точным — этим во многом объясняется использование такого приёма, как (А)________________________ (например, в предложениях 30, 33). Описывая, как одно событие в его жизни стало спустя четверть века причиной других событий, автор использует синтаксическое средство — (Б)_____________ (в предложениях 34, 35, 38). Несмотря на то что писателю пришлось жить и творить в непростую эпоху, текст его достаточно образный, в чём-то даже ироничный. Об этом свидетельствуют троп — (В)__________________________ („прижал меня и положил на лопатки" в предложении 29, „не собираюсь толкаться" в предложении 31, „человек... появляется на лотке уценённых книг" в предложении 37) и лексическое средство — (Г)___________________________ („без показухи" в предложении 38)».
Список терминов: 1) градация 2) цитирование 3) олицетворение 4) метафора 5) сравнительный оборот 6) уточняющие члены предложения 7) вставные конструкции 8) книжная лексика 9) эмоционально-окрашенное слово 25. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|