Изучению психологических особенностей личности наркозависимого в последние годы посвящено достаточно большое количество исследований (Валентик, 1995; Сирота, Ялтонский, 1996; Бузина, 1998;Надеждин, Иванов, Трифонов, Авдеев, 1998;Елшанский, 1999,2001; Козлов, 1999; Штакельберг, 1999; Козлов, Рохлина, 2000; Тхостов, Грюнталь и др.). Предметом изучения становились, как правило, преморбидные характерологические особенности пациентов, структура их «Я», самооценка. По мнению Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского(1995,1996), больным наркоманией свойственна низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, низкий уровень восприятия социальной поддержки, эмпатии, аф-филиации, интернального локуса контроля, отсутствие действенной социальной поддержки со стороны окружающих.
Нами в течение ряда лет также проводились серии исследований личности наркозависимых. Анализировался уровень субъективного контроля пациентов, направленность личности, прогностическая деятельность, коммуникативная толерантность, профиль личности, креативность и структура самоактуализации, психосемантические особенности понимания и толкования эмоционально-значимых качеств и некоторые иные психологические особенности. Ниже приведены результаты этой работы.
Направленность личности можно толковать как отношение того, что личность берет и получает от общества, к тому, что она обществу дает, что вносит в его развитие. Известно, что от направленности личности зависит, как именно конкретный индивид участвует в социальных процессах. Таким образом, направленность — это субъективное отношение личности, система главных, доминирующих отношений к обществу, другим людям, к себе, к своему поведению и деятельности.
Были исследованы 29 наркозависимых в возрасте от 16 до 29 лет с применением опросника «Ориентировочная анкета», методики оценки уровня субъективного контроля и CAT. Это позволило с помощью первой методики оценить направленность личности по трем характеристикам (на себя — НС, на взаимные действия — НО и на задачу — НЗ), с помощью второй — уровень экстернальности-интернальности, с помощью третьей — уровень самоактуализации. В итоге получены следующие данные (таблица 17).
Патопсихология и психосемантика аддиктивного поведения 581
Таблица 1 7 Анализ результатов исследования
Название шкалы
Расшифровка шкалы
Среднее
значение,
стены
Шкала общей иитер-нальности (Ио)
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, таким образом, они чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимым событиям в их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство ситуаций — результат случая или действий других людей
5,07
Шкала ин-тернальнос-ти в об/ости достиже-ний (Ид)
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субьективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добиваются всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей
6.14
Шкала ин-тернальнос-ти в области неудач (Ин)
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ип свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения
5,46
Шкала ин-тернальнос-ти в области семейных отношений (Ис)
Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье
5.54
Шкала ин-тернальнос-ти в области производственных отношений (Ип)
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности: в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении по службе и т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению—невезению
4,04
Шкала ин-тернальнос-ти в области межличностных отношений (Им)
Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать собственные отношения результатом действия своих партнеров
6,43
Нейропсихологические и патопсихологические аспекты аддиктологии
Продолжение табл. 17
Шкала ин-тернальнос-ти в отношении здоровья и болезни (Из)
Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей
6.64
Шкала компетентности во времени (Тс)
Включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и/ или дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития
6,61
Шкала поддержки (I)
Самая большая шкала теста (91 пункт) измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя—внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая личность»). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику в качестве базовой
46.04
Шкала ценностных ориентации (SAV)
Эта шкала (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации)
10,68
Шкала гибкости поведения (Ех)
Эта шкала (24 пункта) диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы ценностной ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — особенности их реализации в поведении
11,46
Патопсихология и психосемантика аддиктивного поведения 583
Продолжение табл. 1 7
Шкала сен-ситивности к себе (Fr)
Эта шкала (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их
5,82
Шкала спонтанности (S)
Эта шкала (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том. что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкалы 12 и 13 составляют блок чувств. Первая определяет, насколько человек осознает собственные чувства, вторая — в какой степени они проявляются в поведении
7,46
Шкала самоуважения (Sr)
Эта шкала (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них
9,71
Шкала самопринятия (Sa)
Эта шкала (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним. Шкалы 14 и 15 составляют блок самовосприятия
10.29
Шкала представлений о природе человека (Nc)
Состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности—женственности, рациональности—эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми
5.29
Шкала синергии (Sy)
Эта шкала (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. Шкалы 16 и 17 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека
4.14
Шкала принятия агрессии (А)
Состоит из 16 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения
8,86
Шкала контактности (С)
Эта шкала (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насышенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.
Шкалы принятия агрессии и контактности составляют блок межличностной чувствительности
0,57
Шкала познавательных потребностей (Cog)
Шкала состоит из 11 пунктов и определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире
5,11
584 Нейропсихологические и патопсихологические аспекты аддиктологии
Окончание табл. 17
Шкала креативности (Сг)
14 пунктов этой шкалы характеризуют выраженность творческой направленности личности.
Шкалы познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации
5,93
Личная направленность (направленность на себя —НС)
Создается преобладанием мотивов личного благополучия, стремления к личному главенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает самим собой, занят своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя: игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В труде видит прежде всего возможность удовлетворять свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников
29.93
Н аправ-ленность на взаимные действия (НО)
Имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя потом может и не способствовать успешному выполнению задания: нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной
32,5
Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ)
Отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к выполнению работы как можно лучше, ему свойственна ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели