Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Башни Кремля. История строительства башен, их назначение.




Билет 19

1. Древнейшие памятники русского прикладного искусства.

2. Башни Кремля. История строительства башен, их назначение.

 

 

1. Древнейшие памятники русского прикладного искусства.

Искусство Древней Руси охватывает несколько веков — от времен Ярослава Мудрого до эпохи Петра I.

 

У своих истоков древнерусское искусство было тесно связано с предшествовавшей ему культурой восточнославянских племен, которые, в свою очередь, унаследовали многие художественные традиции скифо-сарматского мира и античных колоний Северного Причерноморья. Искусство древних славян уже в первых веках нашей эры было очень разнообразно. Утварь, оружие, одежда украшались орнаментами; магические статуэтки отражали языческие верования, почитание сил природы — солнца, земли, стихий и животных. Славяне сооружали сложные комплексы жилых домов, крепости, храмы и погребальные постройки из дерева, камня, глины и земли. Велико было мастерство плотников и резчиков.

 

К X в. искусство славян достигло высоко совершенства. Киевская Русь была в это время мощным и богатым государством, центром русского ремесла и международной торговли. Рост новых городов, развитие феодального землевладения определили общий характер киевской культуры. Старая языческая религия славянах племен в 988—989 гг. уступила место единой государственной религии — христианству. Это содействовало сближению Киевской Руси с Византией и странами Западной Европы. Иноземную культуру русский народ перерабатывал в духе традиций своей культуры. Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Широко ввернулось строительство, из дерева и камня вводились грандиозные монументальные сооружения (при раскопках обнаружены фундаменты обширных дворцовых построек). При Ярославе Мудром границы Киева были раздвинуты, сооружены новые земляные валы с каменными проездными башнями-воротами. Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.). Это храм, имеющий в плане крест, с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. К западным углам собора примыкают две могучие круглые башни с лестницами на хоры для князя и его свиты. Внутри собор отличается великолепием убранства: мозаикой, фресками, отделкой полированым и резным камнем, майоликой.

Украина. Киев. Софийский собор

 

Этот монументальный каменный собор XI в. олецетворял величие и силу Киевского государства и являл собой согласованный ансамбль всех видов искусства. Роспись Софийского собора прославляла торжество христианства и могущество государственной власти.

Монументальная живопись Киева представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского Златоверхого моностыря, созданные константинопольскими мастерами при участии русских во второй повине XI в., поражают изяществом пропорцией фигур, красотой колорита. В более поздние эпохи мозаика уступила место фреске, техника которой допускала большую свободу художестнных решений.

Мозаика Михайловского Златоверхнего монастыря в Киеве

 

Мастера древнерусской живописи были стеснены религией и строгими правилами иконографии, и все-таки они сумели в условных формах создать образы, отражающие действительность, запечатлеть идеалы своего народа.

 

В Киевской Руси процветало прикладное искусство. Шитье, отделка оружия и доспехов, украшение утвари, окладов книг отмечены вкусом и мастерством исполнения. Успехи прикладного искусства объясняются высоким развитием всевозможных ремесел (В Киевской Руси их было свыше 60). Среди украшенных миниатюрами рукописей примечательны «Остромирово Евангелие» (1056—1057) и «Изборник Святослава» (1073).

Остромирово Евангелие

 

Изборник Святослава

 

Круглая скульптура не получила развития в Древней Руси, поскольку православная церковь считала это искусство языческим. Русские мастера отдавали предпочтение плоскому рельефу, они переносили в резьбу по камню навыки и приемы древнего народного искусства резьбы по дереву.

 

В XI — XII вв. усиливается феодальное дробление Руси. В отдельных городах и княжествах складываются местные художественные школы (Галич, Полоцк, Смоленск, Владимир, Новгород и др.).

 

В XII в. на основе киевского наследия блестящего расцвета достигает искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерно, что все виды искусства этого княжества — и живопись, и скульптура, и архитектура — пронизаны идеями преодоления феодальной раздробленности и объединения русских земель. Основные особенности владимиро-суздальского зодчества — сочетание гражданских и культовых зданий в одном комплексе, превосходное чувство пропорций, совершенство техники белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т. д.).

 

В годы правления Андрея Боголюбского (1157—1174) столицей княжества стал город Владимир. В первые 7 лет своего княжения Боголюбский предпринял здесь обширное строительство, было сооружено много зданий и оборонительных валов с деревянными и белокаменными башнями. Одна из них — башня с проездной аркой, увенчанная надвратной церковью Золотые ворота (1164), сохранилась до наших дней. Центром городского ансамбля был Успенский собор (1158—1161; перестроен после пожара в 1185— 1189 гг.). Это величественный шестистолпный храм стройных пропорций. Стены его украшены декоративными колонками, каменной резьбой и фресками. Среди доныне сохранившихся фресок можно увидеть работы замечательного художника Древней Руси Андрея Рублёва.

Живопись в Новгороде достигла очень высокого подъема. Новгородские фрески XIV в. отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения. Примечательны по силе внутренней взволнованности фрески церкви Спаса на Ильине улице, выполненные обрусевшим уроженцем Византии Феофаном Греком (см. сооб. «Искусство Византии»), а также фрески церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле.

Фреска церкви Спаса на Ильине улице

Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV в. Контрастное сопоставление чистых, ярких цветов, особенно красного и белого, придает колориту новгородских икон особую напряженность. Им присущи также лаконизм композиции, обобщенность и выразительность силуэтов. Иной раз в иконные композиции проникают живые реалистические сценки («Деисус с молящимися новгородцами», 1467), а в миниатюрах рукописей орнамент нередко сочетается с юмористическими и бытовыми изображениями.

Деисус с молящимися новгородцами

Живописи псковских иконописцев XIII— XIV вв. свойственны фольклорное простодушие образов, яркие краски, динамика композиции. Среди монументальных росписей особенно значительны фрески собора Мирожского монастыря (ок. 1156), Снетогорского монастыря (1313) и церкви в Мелётове (1465).

 

 

 

В живописи XVI в.— фресках и иконах — развивается повествовательность, усиливаются жанровые моменты, интерес к бытовым деталям. В конце XVI в. складывается так называемая строгановская школа иконописи, отличающаяся ювелирной тщательностью письма, тонкостью рисунка. Ее заслуга — введение в иконы мотивов пейзажа.

 

В середине XVI в. печатники Иван Фёдоров и Петр Мстиславец создают первые печатные книги — «Евангелие» (1556), «Апостол» (1564), а вместе с ними и первые гравюры на дереве. Развиваются и все виды прикладного искусства — шитье, ювелирное дело, литье, чеканка и т. п.

 

XVII столетие в истории Русского государства ознаменовалось бурными историческими событиями. Вместе с тем XVII век был периодом интенсивного экономического развития Русского государства и ослабления влияния церкви. Растет национальное самосознание, развивается светская культура, расширяются знания и кругозор людей. В архитектуре появляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства. Эти черты видны и в гражданской и в церковной архитектуре Москвы (Теремной дворец Московского Кремля, 1635—1636; церковь Троицы в Никитниках, 1628—1653, и др.), а затем и в архитектуре других городов, прежде всего богатых торговых центров — Ярославля, Костромы, Мурома.

 

Очень разнообразны и живописны декоративные элементы архитектуры — кокошники, наличники, порталы. Широко применяются резьба и цветные изразцы.

 

Монументальная живопись второй половины XVII в. (в церквах Ярославля,, Ростова Великого, Костромы) отличается сказочной занимательностью, пестротой и нарядностью красок, узорностью и свободой композиции.

 

Во всех видах изобразительного творчества этого периода усиливается тенденция к светской жизнерадостности, которая облегчает развитие новых реалистических форм искусства в эпоху петровских реформ, открывающих следующий этап нашей культуры (см. сооб. «Русское искусство XVIII в.»).

 

На всем протяжении своего сложного и длительного развития — с X до конца XVII столетия — древнерусское искусство было тесно связано с историческими судьбами народа, с его борьбой за независимость, с укреплением его национального самосознания. Даже в условных символических образах и формах религиозного искусства художники Древней Руси сумели воплотить идеалы и мечты своего народа. Их произведения запечатлели народные представления о добре и справедливости, о достоинстве человека и красоте природы. Различные стороны русской жизни, различные исторические моменты отражены и в нарядных белокаменных храмах Владимира и Суздаля, и в суровой мощи крепостных сооружений Новгорода и Пскова, и в духовном горении святых отшельников Феофана Грека, и в просветленном спокойствии рублевских ангелов. Искусство Древней Руси — блестящая страница летописи нашей национальной культуры.

Знакомство с искусством Древней Руси продолжает экспозиция "Древне-русское прикладное искусство". Она размещается в здании бывшей монастырской ризницы, служившей некогда надежным хранилищем древних икон, разнообразной драгоценной утвари, священнических облачений - риз (отсюда и происхоит название помещения). Представленные здесь уникальные памятники художественного шитья - лицевого и орнаментального, мелкой пластики, ювелирного искусства и составляли когда-то значительную часть монастырской сокровищницы. За свое многоековое существование ризница монастыря превратилась в своеобразный музей, в котором ценность хранившихся вещей проверяась временем. Многие из них до сих пор имеют непреходящее историческое и худоественное значение. Исключительное место в коллекции музея занимают памятники ранней великокняжеской Москвы и начального периода русского централизованного государства XIV - начала XVI в. Выразительную картину худоественного творчества эпохи раскрывают произведения лицевого шитья, нередко называвшегося "живописью иглой". Это разнообразные по назначению предметы (подвесные пелены под иконы, покровы на гробницы святых, покровцы на церковные сосуды, хоругви, облачения священнослужителей), искусно вышитые цветными шелками, золотом, серебром, жемчугом, драгоцеными камнями. Их образный строй, круг сюжетов аналогичны произведениям иконописи. Иконописец - непременный участник создания шитой вещи. Все, что было характерно для основных этапов развития иконописи, находило отражение и в шитье. Однао иные материалы и технические приемы сообщали произведениям свои особенности. Большая роль в создании шитых памятников принадлежала русским женщинам - прерасным вышивальщицам. От их мастерства и вкуса зависели красота и выразительность изделий. Произведения шитья высоко ценились и бережно хранились, о чем говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри. Выполнялись такие произведения в мастерских, получивших название "светлицы". В них работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Обычно возглавляла "светлицу" хозяйка дома - боярыня, княгиня, царица - нередко сама искусная в рукоделии. Ведущее положение среди таких мастерских с XV в. принадлежало московским великокняжеским светлицам, с середины XVI в. ставшим называться "царицыными светличными палатами". Именно из этих мастерских происходит большинство памятников, составляющих уникальное во всех отношениях собрание художественного шитья Сергиево-Посадского музея.
Положение во гроб Плащаница. Начало XV в. Москва. Камка, холст, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 136x183 см. Древнейший из них - плащаница "Положение во гроб" начала XV в., самая ранняя из русских плащаниц и воспроизводящая византийский извод "Оплакивания Христа". Изобразительное начало в ней играет главенствующую роль. Искуснейшими приемами шелкового и золотного (золотными назывались нити пряденого золоченого серебра) шитья вышивальщицы тонко выявили выразительный рисунок, посредством которого передано напряженно-драматичекое состояние персонажей. Вместе с тем высоки и декоративные качества произведения. Золотые кресты и звезды, заполняюие пространство и перекликающиеся с золотом одежд святых, подчеркивают его особую драгоценность
Преподобный Сергий Радонежский Покров. Деталь. 20-е годы XV в. Москва. Шелковые ткани, шелковые и золотные нити, шитье. 196x84 см. В памятниках московского шитья XV столетия, как и в иконописи этого времени, заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека. Своеобразным средневековым портретом можно считать покров с изображением основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского, выполненный в 20-х годах XV в.. С поразительным мастерством художнику и вышивальщицам удалось передать в образе Сергия и внешние индивидуальные черты реального исторического деятеля, и то внутреннее достоинство, серьезную сосредоточенность и подлинную скромность, которые так ценились в нем современниками. Существует достаточно убедительная версия, что знаменщиком (рисовальщиком) покрова был художник круга Андрея Рублева. Несомненно, что произведение создавалось под сильным обаянием личности Сергия, надолго ставшего идеалом нравственного самосовершенствования.
Распятие и избранные святые Сударь (покровец). Середина XV в. Мастерские Московского Кремля. Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 50.5x50.5 см. Широко представлены в коллекции музея московские кремлевские светлицы времени княжения Ивана III. С именем его первой жены Марии Борисовны связан, возможно, сударь (покровец на потир) "Распятие и избранные святые". Произведение отмечено совершенством художественного вкуса вышивальщиц, прекрасно согласовавих характер шитья разноцветными шелками с нежной фактурой шелковых тканей фона. Введение золотных нитей довершает впечатление изящества и изысканности.
Праздники и святые Пелена. Детали. 1499 г. Мастерские Московского Кремля. Вклад великой княгини Софьи Палеолог. Холст, полупарча, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 103x122 см. В 1499 г. вторая жена Ивана III "царевна царьгородская" и великая княгиня Софья Палеолог дала в Троице-Сергиев монастырь большую пелену "Праздники и святые" (ил. 67), предназначавшуюся под икону "Троица" письма Андрея Рублева. Композиция пелены напоминает житийную икону: в центре ее - крест, а вокруг, по кайме, шиты изображения праздников и святых. Все в ней говорит о высоком профессионализме иконописцев-знаменщиков и вышивальщиц. Этим драгоценным вкладом великая княгия Софья и ее сын Василий III отметили свою победу в борьбе за престол над наследниками от первого брака Ивана III.
Чудо архангела Михаила в Хонех Сударь (покровец). 1501-1503 гг. Мастерские Московского Кремля. Вклад великого князя Ивана III. Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 62x60 см. Московские памятники XV - начала XVI века свидетельствуют об искусном владении вышивальщицами техникой золотного шитья и шитья разноцветными шелками. Однако вплоть до первой четверти XVI в. предпочтение отдавалось разноцветным шелкам. Подлинным шедевром этого искусства является сударь "Чудо Архангела Михаила в Хонех", поражающий до сих пор звонкостью своей цветовой гаммы. В произведениях шитья конца XV - начала XVI в. сказывается влияние искусства Дионисия. Изяществом удлиненных пропорций, благородством образа, изысканностью цветового строя выделяется пелена "Никола". Характерные для великокняжеской Моквы идеи освободительной борьбы, победы добра над злом, идея воинского подвига находили яркое отражение в произведениях своеобразной древнерусской скульптуры - мелкой пластики. Это главным образом нагрудные иконки, панагии, ковчеги-мощевики, выполненные из различных пород камня, дерева, кости и украшенные миниатюрными резными изображениями святых. Такие предметы христианского культа имели больое распространение с глубокой древности и принадлежали не только духовным лицам, но прежде всего мирянам. Исполнявшиеся по индивидуальному заказу городскими реесленниками, эти вещи всегда имели осоое значение для владельцев. Нередко они являлись предметами родительского благоловения и служили своего рода оберегами. Об этом говорит и круг характерных изобраений на них, где, кроме святых патронов и местночтимых святых, чаще всего помещались Богоматерь, Христос, Никола и Георий, получившие репутацию сугубых защитников от демонской силы, болезней, военых и путевых опасностей.
Свв. Георгий Победоносец и Никола Нагрудная иконка. Лицевая сторона. XIV в. Москва. Шифер, серебро, резьба, золочение. 7.8x4.8 см. В коллекции музея можно видеть редчайшие каменные иконки XI-XIV вв., выполненные мастерами Византии, Грузии, Рязани, Новгорода, Москвы. Они раскрывают интереснейший мир верований средневековой поры. Расцвет искусства мелкой пластики приходится на вторую половину XV в. и связан с именем троицкого резчика и ювелира Амвросия. Лучшая его работа - резной деревянный трехстворчатый складень 1456 г. в золотой сканой оправе. В трактовке образов, в решении многофигурных композиций этого мастера заметно влияние Андрея Рублева. С эстетическими представлениями эпохи XIV - начала XVI в. знакомят и разнообразные изделия московских златокузнецов и серебряников. Для наиболее ранних произведений характерны простота и лаконичность форм, скромность декора, отвечавшие как нельзя лучше духу времени. В XV в. московские мастера хорошо владели различными приемами обработки и украшения изделий из драгоценных металлов. Особенно развито в это время искусство гравировки и скани. В экспозиции представлены произведения замечательных ювелиров этого времени Ивана Фомина и Амвросия.
Потир 1449 г. Москва. Мастер Иван Фомин. Вклад великого князя Василия II Темного. Золото, мрамор, скань, гравировка. 25.5x18.8 см. Большое место в собрании музея занимат произведения XVI в. Памятники середины и второй половины этого столетия знакомят с искусством времени Ивана Грозного, когда Москва становится общерусским культурным центром. Замечательные произведения художестенного шитья создаются в царицыных светлицах Анастасии Романовны, Марии Нагой, Ирины Годуновой. Для многих из них характерно деликатное использование золотных нитей, обогащающих гамму разноцветных шелков. С именем царицы Анастасии Романовны, первой жены царя Ивана Грозного, связан покров "Крест на Голгофе" 1557 г.. Композиция с изображением Голгофского креста символизировала Распятие. Необычайно красивы здесь фигуры летящих плачущих ангелов, шитых вверху, по углам, и сообщающих произведению настроение особой тишины и печали. В общем эмоциональном строе покрова определенную роль играют и подобранные с тонким вкусом ткани средника и каймы. Покров предназначался на гробницу одного из святых Троице-Сергиева монастыря - преподобных Сергия или Никона.
Явление Богоматери преподобному Сергию Пелена. XVI в. Мастерские княгини Ефросиньи Старицкой. Камка, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 64x59 см.боярских мастерских Шитым произведениям царицыных светлиц не уступали изделия, создававшиеся при дворах бояр и князей. Одна из интереснейих светлиц XVI в. - мастерская удельной княгини Евфросиньи Старицкой, родственницы царя Ивана Грозного (жены его дяди, удельного князя Андрея Старицкого). Памятники, выполненные под ее руководством, отмечены печатью высокого совершенства. В них уже с полной силой проявились декоративные новшества, которые только еще намечались в предшествующий период: стремление к передаче некоторого объема, широкое применение узорного золотного шитья. Произведения, вышедшие из мастерской Евфросиньи Старицкой, стали во многом определяющими в развитии шитья второй половины - конца XVI в. Интересные художественные интерпретации иконографического извода "Положение во гроб", сложившегося, вероятно, в мастерской Старицкой, можно видеть в работах различных княжеских и XVI столетие - признанная пора расцвета русского золотого и серебряного дела. Его лучшие образцы представлены работами мастеров Московской Оружейной палаты и Троицкого монастыря. Здесь можно видеть изящную гравировку и чернь, нежные эмали, тончайшую чеканку. Уникальны по своему исполнению золотые венцы и цаты с подвесками на икону "Троица", вклад царя Ивана Грозного. Сочетание искуснейшей чеканки, скани с изысканными по цвету эмалями и драгоценными камнями являет собой пример удивительной меры узорочья.
Венец. Деталь оклада иконы Троица XVI в. Мастерские Московского Кремля. Вклад царя Ивана Грозного. Золото, драгоценные камни, жемчуг, чеканка. 23.7x29 см.. XVI столетие - признанная пора расцвета русского золотого и серебряного дела. Его лучшие образцы представлены работами мастеров Московской Оружейной палаты и Троицкого монастыря. Здесь можно видеть изящную гравировку и чернь, нежные эмали, тончайшую чеканку. Уникальны по своему исполнению золотые венцы и цаты с подвесками на икону "Троица", вклад царя Ивана Грозного. Сочетание искуснейшей чеканки, скани с изысканными по цвету эмалями и драгоценными камнями являет собой пример удивительной меры узорочья.
Ковши XV в. Новгород, Москва. Принадлежали новгородскому посаднику Григорию Посахно и московскому боярину Петру Плещееву. Серебро, гравировка, золочение. 13x12, 15x12 см. Интересна и бытовая серебряная утварь - ковши, чарки, братины, чаши. Красота и пластичность форм изделий сочетается с их практическим назначением. Нередко единственным украшением предметов являются золоченые гравированные надписи различного характера, часто сообщающие имена их владельцев.  
Оклад иконы Троица письма Андрея Рублева XVI-XVIII вв. Мастерские Московского Кремля. Вклад царя Бориса Годунова (венцы, рама, сень, панагия) и царя Михаила Романова (цаты). Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение. 140x115 см. Редким единством стиля, выразительностью художественного и виртуозностью технического исполнения выделяются памятники конца XVI - начала XVII в. Большинство из них связано с именем царя Бориса Годунова. Произведения шитья, как и иконы, отличаются точностью рисунка, но им больше свойственны подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство, применение разнообразных материалов. Характерная их особенность - теснейшая связь с ювелирным искусством, использование драгоценных материалов: жемчуга, золотых дробниц, разноцветных камней. Одним из лучших памятников годуновского шитья является индития (одежда на престол в алтаре храма) "Предста царица...", композиция которой символизирует моление за род человеческий и где Богоматерь и Иоанн Предтеча предстают перед Христом как главные заступники за людей. Годуновские ювелиры особенно славились искусством черни по золоту. Черновые изображения, орнаментальные и лицевые, отличаются глубоким бархатистым черным цветом и тонкой графичностью исполнения. Большое место, наряду с другими техниками, чернь занимает в декоре оклада на икону "Троица" письма Андрея Рублева (ил. 95). Основные детали этого оклада выполнены по заказу Бориса Годунова, впоследствии он был дополнен золотыми цатами (1626 год) и ризами (одежды ангелов, XVIII век).
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Покров. Деталь. 1671 г. Мастерские Строгановых. Вклад Анны Ивановны Строгановой. Шелк, жемчуг, драгоценные камни, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 183x67 см. Заслуживает внимания покров с изобраением преподобного Сергия Радонежского, вклад Анны Ивановны Строгановой в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г. Он виртуозно шит сплошь золотом, серебром, жемчугом и украшен драгоценными запонами с разноцветными камнями. Пристрастие к золотым и серебряным нитям становится характерной чертой искусства шитья XVII в. Многие произведения напоминают иконы в драгоценных окладах. Изделия мастеров золотого и серебряного дела XVII в. необычайно разнообразны. Ведущая роль в их декоративном убранстве принадлежит эмалям, чеканке и драгоценым камням. В этом отношении примечательна митра, вложенная по смерти князя Федора Ивановича Мстиславского. Отлично скомпонованная из драгоценных дробниц, запонов, многоцветных камней, жемчуга, она предстает подлинным художественным сокровищем.
Митра 1626 г. Мастерские Московского Кремля. Вклад по князе Федоре Ивановиче Мстиславском. Золото, жемчуг, драгоценные камни, канитель, чеканка, эмаль, низание. 23x19 см Общей нарядности и декоративности произведений прикладного искусства в XVII веке лучше всего отвечали эмали, получившие большое развитие. Русским мастерам были известны различные способы наложения их на золото и серебро. Эмали расцвечивают сканые узоры окладов икон, чеканные рельефы святых и херувимов на золотых дробницах, украшающих жемчужную митру князя И.Б.Репнина. Необычайно интересны работы сольвычегодских эмальеров, чье искусство получило название "усольской финифти". Декоративность их изделии основана на сочетании ослепительно белого фона с яркой цветовой росписью.
Братина XVII в. Москва. Вклад Федора Никитича Апраксина в 1633 г. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. 25.5x13.7 см Златокузнецы и серебряники XVII в. шиоко используют чеканку. Ее пышные рельефные растительные орнаменты нередко целиком покрывают поверхность светской и церковной утвари. XVII столетие завершает историю русского средневекового искусства. Последнее в своем развитии из века в век обогащалось художественными и техническими достижениями. Их постепенное количественное наопление привело к качественно новому хаактеру искусства в XVIII в.  

Башни Кремля. История строительства башен, их назначение.

Башни Кремля

 

Существующие стены и башни Кремля были возведены в 1485-1516 годах. Они пришли на смену белокаменным укреплениям времени Дмитрия Донского и воплотили в себе предшествующий опыт как русских, так и итальянских фортификаторов. Возглавили строительство кремлевских стен и башен Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый.

Первой в 1485 году заложили Тайницкую башню, а к 1490 году полностью возвели южную часть крепости. В том же году новые стены стали строить с напольной стороны Кремля, а затем - башни и прясла вдоль реки Неглинной. В 1516 году вдоль стены, что выходит на Красную площадь, был вырыт ров. По краям рва и вдоль Москвы-реки возвели дополнительные стенки с зубцами. Тогда же построили Троицкий мост через Неглинную с предмостным укреплением (башня Кутафья).

Новые стены и башни Кремля охватили территорию, составляющую 27,5га, их протяженность достигла 2235м. Высота стен колеблется от 8 до 19м, толщина - от 3,5 до 6,5м. Наиболее высокие стены возведены со стороны Красной площади, где не было естественной водной преграды. Всего в крепости - 20 башен, из них одна предмостная - Кутафья, и одна, расположенная прямо на стене, - Царская. В XVII веке башни Кремля были надстроены красивыми шатрами.

Сегодня Московский Кремль является уникальным памятником фортификации конца XV - начала XVI столетий. Каждая башня Кремля имеет свой неповторимый облик, свою историю строительства и жизни.

В этом разделе помещена информация об истории и архитектурном облике каждой башни Московского Кремля. Расположены башни в хронологической последовательности их возведения.

     

 

 
     
 

 

     
       

Тайницкая башня

 

Центральная башня южной стены Кремля. Возведена в 1485 году Антоном Фрязиным на месте Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.

Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста.

В XVII веке за башней закрепилась противопожарная функция. До 1674 года на башне были часы с боем. В 1670-1680-х годах над массивным четвериком башни возвели шатровый верх. В 1770-1771 годах в связи с планами строительства Кремлевского дворца Тайницкая башня была разобрана, а в 1783 году восстановлена уже без отводной стрельницы. В 1812 году она пострадала от взрывов и в 1816-1818 годах вновь была восстановлена. В 1862 году востановили стрельницу в формах, стилизованных под XVII век.

В 1930-1933 годах башня реставрировалась, причем была вновь разобрана стрельница, засыпан колодец и снаружи заложены проездные ворота.

Высота Тайницкой башни - 38,4 метра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...