Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития концепции бассейнового природопользования при почвоводоохраном обустройстве агроландшафтов




Биологизация земледелия – вклад в будущее

(по материалам областной научно-практической конференции 26 февраля 2013 года)

 

 


Оглавление

 

Введение (Е.С. Савченко) 3

Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области в 2011-2012 гг. (С.Н. Алейник) 5

Перспективы развития концепции бассейнового природопользования при почвоводоохраном обустройстве агроландшафтов (А.Г. Панин) 15

Организация мониторинга плодородия почв на основе геоинформационных систем (С.В. Лукин) 20

Итоги и результаты программы биологизации земледелия в ЗАО «Краснояружская зерновая компания» (А.Г. Титовский) 27

Опыт внедрения системы Nо-till на территории муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области (А.И. Дыбов) 36

Экономическая эффективность выращивания сельскохозяйственных культур по технологии прямого посева (Кащавцев А.А.) …………………………………......41

Заключение. 46

 


Введение

«Глупый выращивает сорняки, умный - урожай, мудрый восстанавливает плодородие почвы»

Вопросы биологизации земледелия, повышения плодородия почвы, а также эффективность и пути перехода к альтернативной системе ведения сельского хозяйства, основанной на технологиях no-till, обсуждали на расширенном заседании Правительства области. Оно прошло в режиме научно-практической конференции, тема которой: «Биологизация земледелия – вклад в будущее».

Губернатор области Евгений Савченко, открывая конференцию, подчеркнул значимость обсуждаемой сегодня темы. Актуальность перехода агропромышленного комплекса Белгородчины на биологические принципы земледелия сегодня трудно переоценить. Рост цен на энергоносители и ГСМ, экологические проблемы, в том числе истощение плодородного слоя почвы, ставят сельхозтоваропроизводителей перед необходимостью не только искать новые пути снижения затрат на производство продукции, но и думать о том, как совершенствовать механизмы хозяйствования.

«Первоначальная цель программы биологизации – создать такую почвенную среду, которая бы самовосстанавливалась и самообогащалась за счет биологических, природных факторов. Задача при этом – повысить отдачу от почвы как минимум в полтора раза. Более отдаленная цель – выйти на производство не просто сельскохозяйственной продукции, а производить безопасные в экологическом смысле сырье и продукты питания. Это в конечном итоге позволит решить серьезнейшую задачу - улучшить здоровье человека», - подчеркнул Губернатор Евгений Савченко.

Два года назад Белгородчина начала реализацию программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы». Ее основные направления – переход хозяйств на дифференцированные севообороты, увеличение посевов многолетних трав, что положительно сказывается на почвенном составе, широкое внедрение сидеральных и промежуточных культур, использование технологий сберегающего земледелия и в конечном итоге практический полный уход от применения минеральных удобрений в пользу органики.

Возможности в Белгородской области для этого есть. На территории региона ежегодно производится около 10 млн. тонн отходов животноводческих предприятий. После первичной обработки их можно использовать в качестве органических удобрений.

За прошедшие два года в рамках реализации программы биологизации область достигла определенных успехов. Так, за этот период приобретено порядка 200 единиц техники для перехода на ресурсосберегающие способы обработки почвы. 28 посевных комплексов переоборудованы под технологию так называемого прямого посева. В общей сложности, по данным департамента АПК, на сегодняшний день в области 15% пашни засевается по методу прямого сева.

 

Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко


Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области в 2011-2012 гг.

С.Н. Алейник

Начальник департамента АПК Белгородской области- заместитель председателя Правительства Белгородской области

 

Актуальность перехода агропромышленного комплекса Белгородской области на биологическую систему земледелия, думаю, ни у кого уже не вызывает сомнений. Она обусловлена рядом факторов, как экономических, так и экологических. С одной стороны – постоянный рост цен на энергоносители (ГСМ) и минеральные удобрения вынуждает сельхозтоваропроизводителей искать пути снижения себестоимости продукции. Это и комбинирование сельхозопераций, и точное внесение минеральных удобрений. Но все старания приводят к ощутимым результатам и вынуждают, в частности, совсем отказаться от применения тех же минеральных удобрений.

С другой стороны – в погоне за высокими валовыми объемами производства растениеводческой продукции, при помощи интенсивных (повышения доз внесения минеральных удобрений) и экстенсивных (увеличения площадей размещения, в том числе – и с нарушениями севооборотов и использованием сколоновых земель) методов, мы нанесли серьезный урон основному средству производства сельского хозяйства и нашему главному достоянию – земле.

С целью предотвращения дальнейшего развития этих губительных процессов Правительством области была разработана и принята долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы».

Биологизация земледелия – это смена агрохимической концепции земледелия на агробиологическую, учитывающую законы природы; переход к новому, разумному и бережному хозяйствованию на земле.

Программа предусматривает:

1. переход сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности на дифференцированные севообороты и увеличение площадей под многолетними травами;

2. внедрение сидеральных и промежуточных культур;

3. применение химических мелиорантов;

4. расширение применения органических удобрений и пожнивных остатков с одновременным снижением использования минеральных удобрений;

5. внедрение технологий сберегающего земледелия.

 

Рисунок 1. Схема реализации программы внедрения биологической системы земледелия на территории Белгородской области.

 

Приоритетную роль в реализации основных направлений программы играют планомерный ввод и системная эксплуатация многолетних трав в структуре посевов.

В Белгородской области эродировано в западных районах – 35,6% пашни, в центральных – 53,6%, на юго-востоке – 60,1% (таблица 1).

Таблица 1 – Площади посевов многолетних трав на территории

Белгородской области

 

Наименование хозяйства Уклоны по градусам Площадь пашни с уклонами, тыс. га Наличие многолетних трав на 01.06.2011, тыс.га Посеяно многолетних трав, тыс. га Наличие многолетних трав с учетом прошлых лет на 1.01.2013
2011 г. 2012 г. тыс. га %
Всего по Белгородской области менее 3   19,1 8,5 12,0 22,6 2,3
3-5   44,5 15,4 20,1 64,1 32,1
более 5   13,0 7,0 10,0 40,0 66,7
ИТОГО     76,6 30,9 42,1 126,7  

Из-за высокой эрозионной опасности сельхозугодийПрограммой биологизации рассчитано посеять многолетние травы на площади не менее 260 тыс. га, из них 160 тыс. га – на склоновых землях.

Показатель по общей площади посева многолетних трав в 2012 году практически выполнен (99,8 %). Однако анализ данных показывает, что хозяйства расширяют посевы многолетних трав, прежде всего, в севооборотах на равнинных участках, засевая склоновые земли по остаточному принципу. Так, агрохолдинг «Ивнянский» из почти 2,5 тыс. гектаров склонов свыше 5о засеял менее 5%; на склонах 3-5о – из 11 с половиной тыс. гектаров не посеяно ничего из многолетних трав. ЗАО «Белгородская зерновая компания» из более чем 4 тысяч га склонов и ООО «Зерно Белогорья» из почти 7 тысяч га склоновых земель не засеяли ничего.

Напомню, что в соответствии с положениями Программы к 2018 году под многолетние травы должно быть отведено:

– на склонах 0-3о (полевые севообороты) – не менее 10% от земель (около 100 тыс. га от 1 млн. га пашни) – в 2012 году было засеяно дополнительно к имеющимся – 12 тыс. га.

– на склонах 3-5о (кормовые севообороты) – не менее 50% земель (около 100 тыс. га) - в 2012 году засеяно 20,1 тыс. га.

– склоны свыше 5о – должны быть полностью отведены под почвозащитные посевы многолетних трав (около 60 тыс. га) – в 2012 году засеяно только 10 тыс. га.

В целом по области на равнинной территории многолетними травами засеяно чуть больше 2%, склоны от 3 до 5о засеяны на 32%. Наиболее уязвимые склоны - более 5о - засеяны только на 66,7%, а это значит, что 20 тыс. га таких земель продолжает подвергаться эрозии и деградации.

В 2012 году было запланировано посеять сидеральных культур на площади 129,5 тыс. га, а фактически засеяно 77,5 тыс. гектаров (60% от плановой площади). Невыполнение плана связано с плохими погодными условиями для посева.

В июле 2012 года среднеобластное количество осадков составило 20% от нормы (14 мм при норме 70 мм). В первой декаде августа в регионе удерживалась аномально жаркая погода, температура поверхности почвы в некоторых местах достигала 51-64 градусов Цельсия. В результате чего к концу месяца в некоторых районах области запасы продуктивной влаги в метровом слое почвы составляли 20-25 мм, что привело к возникновению опасного метеорологического явления – почвенной засухи. Ситуацию не смогли исправить даже прошедшие в конце месяца ливневые дожди, т. к. в сентябре сложилась аналогичная июлю ситуация, когда среднеобластное количество осадков составило 14% от сентябрьской нормы (6,5 мм при норме 46,4 мм).

В то же время, исходя из отчетов отдельных районов и предприятий области, в прошлом году сидеральные культуры высевались и на склонах более 5о. Всего по области таких площадей в 2012 году было 1800 га. То есть, эти земли находятся в активном обороте, что в корне противоречит положениям программы.

Рисунок 2. Площади посевов сидеральных культур на территории Белгородской области

В структуре посевных площадей области около 50% - посевы зерновых и зерно-бобовых, которые в обязательном порядке пожнивно необходимо засевать сидератами. Судя по информации на слайде, в области пока еще не достигнут необходимый уровень. На 2013 год запланировано посеять 334,5 тыс. гектаров, семена имеются в полном объеме.

Химическая мелиорация земель в рамках программы биологизации проводится по программе «Известкование кислых почв на территории Белгородской области на 2010-2015 годы». За период с 2010 по 2012 годы в соответствии с Программой необходимо было провести известкование на площади 214,5 тыс. га. Фактически работы по известкованию были проведены на площади 58,8 тыс. га, что составляет 27,4% от запланированного. Но уже в 2012 году из запланированных 98,9 тыс. га было произвестковано 36 тыс. га - 36,4% от запланированного объема. Конечно, это тоже недопустимо мало, особенно с учетом того, что на финансирование транспортных расходов из областного бюджета выделяются средства. В 2012 году их сумма составила 40 млн. руб.

Хорошие показатели выполнения Программы демонстрируют предприятия, работающие на территории Краснояружского - 164%, Вейделевского – 76%, Новооскольского – 64%, Чернянского – 53% от плановых показателей мелиорации. Вместе с тем, хозяйства Губкинского и Старооскольского районов имеют всего 5,3 и 4,5% произвесткованных почв соответственно. А сельхозпредприятия, работающие на территории Красненского и Ракитянского районов, к известкованию даже не приступали. Хотя Ракитянский район в связи с высокой степенью кислотности почв входит в число наиболее нуждающихся в известковании (Таблица 2).

Рисунок 3. Выполнение программы известкования кислых почв

В 2010-2012 гг.


Таблица 2 – Выполнение программы известкования кислых почв в 2010-2012 гг.

Наименование района План извест-кования в 2010г., га Фактически произвест-ковано в 2010 г., га План извест-кования в 2011 г., га Фактически произвест-ковано в 2011 г., га План извест-кования в 2012 г., га Фактически произвест-ковано в 2012 г., га План извест-кования в 2010-2012 г., га Фактически произвест-ковано в 2010 2012 г., га % выполнения
  Алексеевский                 12,6
  Белгородский                 7,7
  Борисовский                 10,4
  Валуйский                 29,8
  Вейделевский                 75,7
  Волоконовский                 35,6
  Грайворонский                 40,9
  Губкинский                 5,3
  Ивнянский                 27,2
  Корочанский                 39,0
  Красненский                 0,0
  Кр.Гвардейский                 2,2
  Краснояружск.й                 164,4
  Новооскольск.                 64,8
  Прохоровский                 22,9
  Ракитянский                 0,0
  Ровеньский                 46,5
  Ст.Оскольский                 4,5
  Чернянский                 53,3
  Шебекинский                 16,2
  Яковлевский                 9,4
  По области:                 27,4

Одно из основных направлений реализации Программы – расширение применения органических удобрений и пожнивных остатков с одновременным снижением использования минеральных удобрений вплоть до полного отказа от их применения в будущем. Это еще один способ возврата в почву сухого вещества, которого, как известно, должно возвращаться не менее 6 т/га.

На территории области ежегодно производится около 10 млн. тонн отходов животноводческих предприятий. Практически все они, пройдя первичную обработку, вносятся затем в почву в качестве органического удобрения. Так, в 2011 году на поля области было внесено более 6 млн. тонн (или 69,5 тыс. тонн д.в. макроэлементов), а в 2012 году – почти 10 млн. тонн (около 115,5 тыс. тонн д.в. макроэлементов). В пересчете на 1 тонну минеральных удобрений этот ресурс составляет 3,7 млрд. рублей, или 100% от общего количества.

Справка: в 2012 году сельхозтоваропроизводителями области было внесено 110,050 тыс. тонн минеральных удобрений на общую сумму свыше 3,5 млрд. рублей.

Таблица 3 – Объёмы внесения органических удобрений в 2012 году на территории Белгородской области

Накопление элементов питания, т
Органика, тыс. т N P K
Навоз КРС        
Птичий помет        
Стоки свиные        
ИТОГО        

Всего: 115 527 тонн д.в. NPK

В связи с тем, что с 2013 года в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства федеральная поддержка внесения минеральных удобрений не предусмотрена, а вместо нее заложена несвязанная поддержка на 1 гектар пашни, нам предоставляется уникальная возможность: направить выделяемые государством средства на компенсацию расходов по внесению в почву именно органических удобрений. Нам необходимо воспользоваться этим шансом и перестать, наконец, кормить производителей минеральных удобрений, которые в погоне за прибылью все продолжают увеличивать отпускные цены на свою и так недешевую продукцию.

Для перехода на ресурсосберегающие способы обработки почвы в хозяйствах области имеется 200 единиц техники для работы по этой технологии, из них в 2011 году приобретено 46 посевных агрегатов, в 2012 – 60 ед., и переоборудовано 28 посевных комплексов. Имеющийся парк посевных машин при правильной организации рабочего процесса по нулевой технологии за сутки способен засеять около 27 тыс. га.

Площади посева прямым способом на начало реализации Программы в 2011 году составляли 88 тыс. гектаров, в 2012 произошел прирост площадей более чем 2 раза и составил более 203 тыс. гектаров, из них озимыми культурами под урожай 2013 года было засеяно – 84 тыс. гектаров. В целом, на сегодняшний день 15% пашни области засевается по методу прямого сева.

Оценивая ситуацию по выполнению программных мероприятий 2012 года, можно констатировать, что мы столкнулись с прогнозируемыми рисками, связанными с недостатками управления Программой из-за отсутствия должной компетенции в действиях участников и исполнителей Программы. Принятые сельскохозяйственными товаропроизводителями программы биологизации показывают, во-первых, низкую ответственность, во-вторых – отсутствие системы в решении основных задач внедрения инновационных агротехнологий.

Рисунок 4. Структура системы администрирования агроэкологического мониторинга и проектирования агроландшафтов

 

В целях недопущения снижения эффективности результатов программы, ее научно-практического сопровождения и обеспечения перехода сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности на биологическое земледелие и землепользование на ландшафтно-экологической основе в текущем году Правительством области принято решение о создании областной системы агромониторинга и проектирования агроландшафтов.

Цель создаваемой системы – администрирование процессов по экологизации землепользования и биологизации земледелия области для достижения оптимальной эколого-экономической эффективности.

Основные участники системы представлены на рисунке 4.

1. Общее руководство системой осуществляет Совет по биологизации земледелия при Губернаторе области, созданный Распоряжением Губернатора области от 3 мая 2011 года №281-р.

2. Департамент агропромышленного комплекса области осуществляет координацию всех мероприятий по реализации программы биологизации земледелия в Белгородской области.

3. Департамент природопользования и охраны окружающей природной среды области – координирует реализацию концепции бассейнового природопользования, а также выносит решения о наложении административных штрафов по статье 2.10: «Нарушение положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области» Закона области от 04.07.2002 N 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

4. Очевидно, что рациональное природопользование в сельском хозяйстве всегда начинается с рациональной организации территории. Для этого создается инструмент с единой методической основой для накопления информации, ее анализа и проектирования системных мер по реализации программы биологизации - областной Центр мониторинга и проектирования агроландшафтов. Он проводит почвенное обследование и корректировку почвенных карт, разрабатывает проекты адаптивно-ландшафтного земледелия для сельскохозяйственных организаций области.

5. БелГСХА, БелНИИСХ – осуществляют научное сопровождение реализации программы биологизации земледелия и концепции бассейнового природопользования, разработку и содействие во внедрении наукоемких технологий, подготовку и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных организаций области.

6. ФГБУ ЦАС «Белгородский» - проводит агрохимическое обследование почв, исследование качества сельскохозяйственной продукции и удобрений, разрабатывает паспорта агрохимического обследования.

7. Управление Россельхознадзора по Белгородской области – осуществляет федеральный земельный контроль в части нарушения положений статей 8.6. «Порча земель» и 8.7. «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ.

8. Районные управления сельского хозяйства (эколог-инспектор) – осуществляют муниципальный земельный контроль, составляют протоколы о нарушении статьи 2.10. «Нарушение положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области» Закона области от 04.07.2002 N 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» и Постановления Губернатора области от 16 июля №57 «Об утверждении Положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области».

9. Рассмотрением административных протоколов, составленных районными управлениями сельского хозяйства или экологами-инспекторами, и вынесением решения по ним занимается Управление Государственного экологического надзора департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Предлагаемая система должна заработать со 2 полугодия текущего года после отработки ее на примере Краснояружской зерновой компании на территории Краснояружского района. В результате мы будем иметь действенный орган по администрированию программы биологизации земледелия Белгородской области.

Таким образом, сегодня мы ставим перед собой амбициозную, но выполнимую задачу: превратить каждого землеПАШЦА в землеДЕЛЬЦА – в самом коренном, глубинном понимании этого слова. Научить землепользователей ДЕЛАТЬ землю – повышать плодородие почвы – значит, по большому счету, стать мудрыми и на долгие годы гарантировать стране продовольственную безопасность.


Перспективы развития концепции бассейнового природопользования при почвоводоохраном обустройстве агроландшафтов

 

А.Г. Панин

начальник Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области

 

Мировой опыт свидетельствует, что экологически безопасное природопользование зависит не только от уровня развития и внедрения технологий инженерных систем. В значительной мере оно обусловлено совершенствованием действующих механизмов государственного управления в области рационального использования, охраны и восстановление природных ресурсов.

Как следует из озвученной губернатором области Е.С. Савченко экологической стратегии области до 2020 года: «Главная задача нынешних поколений белгородцев предотвратить дальнейшее уничтожение недр, уникальных флоры и фауны региона, сохранить и приумножить природные ресурсы. Мы не имеем право разрушать то, что даровано свыше, что нам не принадлежит, что должно остаться будущим жителям белгородчины».

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах разработана "Концепция бассейнового природопользования в Белгородской области.

Бассейн представляет собой интегральную природно-хозяйственную систему, так как он является ареной взаимодействия природы и общества, где взаимосвязаны природные, экономические и социально-демографические процессы.

Бассейны выступают наиболее объективной и естественной основой решения многих проблем в сфере организации рационального природопользования и управления им. В субъектах Российской Федерации на региональном уровне и в пределах всей площади бассейновых структур практическое обустройство малых и средних рек целенаправленно не проводится.

Территорию Белгородской области дренируют 575 водотоков различной длины при их общей протяженностью более 3900 км. В качестве объектов бассейнового проектирования выделено 50 целостных речных бассейнов площадью от 70 до 1500 км2.

Небольшая протяжённость малых рек обусловливают специфический гидрологический режим, выражающийся в быстром реагировании на климатические и антропогенные изменения в бассейне. Для изменения малых рек, прекращения в них русловых процессов и даже полного уничтожения русел, достаточно незначительного увеличения количества наносов, поступающих в русло.

В настоящее время количество поступающих в реки наносов составляет до 20 т/га, что значительно превышает транспортирующую способность малых рек. За последние 200 лет длина и густота речной сети на всей территории Среднерусского Белогорья сократилась по сравнению со вт.половиной 18 века в 2 раза, а в бассейне реки Оскол в 3 раза. За последние 50 лет величины минимального стока рек ЦЧР уменьшились на 20%. В лесостепи интенсивность заиления малых рек постоянно увеличивается, а в степной зоне темпы отмирания рек стремительно растут. Т.е. можно говорить об иссушении территории, - явлении, которое за рубежом названо опустыниванием.

Разработка проекта проводится с использованием геоинформационных систем, что дает возможность не только актуализировать карты, но и использовать инструменты ГИС-анализа, которые позволяют создавать цифровые модели рельефа и местности, объективно обосновать границы водосборов, определять траектории возможной миграции токсичных веществ, выделять природные и антропогенные элементы ландшафта, играющие роль геохимических барьеров, определять благоприятные территориальные зоны для мероприятий по инактивации аккумулированных токсикантов, проектировать элементы почвоводоохранного обустройства. Для выявления особенностей развития деградационных процессов в бассейнах проводится ретроспективный анализ изменения его основных компонентов, на основе изучения картографических материалов 1780, 1880, 1941 и 1981 гг., а также космических снимков 2006 г.г.

В 2011-2012 годах были разработаны проекты бассейнового природопользования для 31 речного бассейна в границах 17 муниципальных районов. В проектах, на основе анализа социально-экономической и экологической ситуации в бассейне реки, разрабатываются конкретные природоохранные мероприятия и рекомендации по снижению антропогенного воздействия и охране окружающей среды территории.

Проектные решения позволяют в каждом конкретном случае реализовать действующие областные целевые программы и проекты (биологизация пашни, консервация деградированных угодий и повышение медопродуктивности, залужение ложбин и водотоков, облесение эрозионно-опасных участков и водоохранных зон, создание и восстановление защитных лесополос, создание рекреационных зон, сокращение сети грунтовых дорог).

Особое внимание при разработке проектов уделяется повышению облесенности речных бассейнов. Леса непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды, снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур.

Под сплошное облесение, в рамках реализации областного проекта «Зеленая столица», определены ареалы распространения лесных массивов, господствующих в период, предшествующий интенсивному антропогенному освоению территории, в большинстве случаев это серые лесные почвы, на сегодняшний момент используемые в качестве пашни.

Современная научно обоснованная схема защитного лесоразведения предусматривает отведение под лесополосы в лесостепной зоне 2-2,5 %, в степной- 3-4% площади пашни. Проектами бассейнового природопользования, с учетом рельефа местности и сложившейся системы полей, запроектированы почвозащитные, стокорегулирующие, прибалочные и приовражные лесные полосы.

По результатам проектных мероприятий долю дестабилизирующих угодий в бассейнах планируется снизить не менее чем на 3 % и понизить экологическую напряженность региона до оптимального состояния.

Для работы с созданными в результате бассейнового проектирования электронными картами и базами данных на местах в марте текущего года планируется провести обучение специалистов всех муниципальных образований области по курсу «Геоинформационные системы в реализации проектов бассейнового природопользования», общим объемом 72 часа.

Готовится масштабный пилотный проект по практическому выполнению проектов бассейнового природопользования на территории Краснояружского района. Земли сельскохозяйственных угодий занимают 78 % от площади района. При этом 80 % площадей сельскохозяйственных угодий имеет одного землепользователя - ЗАО «Краснояружская зерновая компания». На рабочем совещании, с участием начальника департамента природопользования области Панина А.Г., главы района Бурба В.Н., директором ЗАО «Краснояружская зерновая компания» Титовским А.Г. разработан план первоочередных мероприятий по реализации проектов бассейнового природопользования и областного проекта «Зеленая столица» на территории Краснояружского района. Отдельные направления плана планируется оформить в соответствии с положением об управлении проектами в органах исполнительной Белгородской области.

В соответствии с Постановлением губернатора Белгородской области от 27 февраля 2004 г. № 57 «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области» приоритетным направлением сельскохозяйственной политики в области является сохранение и повышение плодородия почв, которое основано на ландшафтной системе земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории. Землепользователи, использующие земли сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственном производстве, независимо от их организационно-правовой формы должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями и правилами, изложенными в проекте внутрихозяйственного землеустройства, с последующей разработкой системы земледелия и землеустройства.

Департаментом природопользования совместно с департаментом АПК, департаментом имущественных и земельных отношений, Россельхознадзором и ФГУ «ЦАС Белгородский» были внесены изменения в постановление Губернатора Белгородской области № 57 «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области». Данные изменения были опубликованы 12 января текущего года и вступили в законную силу. В этих изменения дополнены и актуализированы основные правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения области, в соответствии с которыми землепользователи обязаны соблюдать мероприятия указанные в долгосрочной целевой программы «Внедрения биологической системы земледелия» и «Концепции бассейнового природопользования», в том числе мероприятия по:

– обеспечению сохранности и восстановлению полезащитных лесных насаждений, противоэрозионных и других аналогичных сооружений;

– залужению ложбин и водотоков;

– внедрению полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов;

и другое.

Контроль за соблюдением указанного постановления будет осуществляться Россельхознадзором области в рамках государственного земельного контроля совместно с органами местного самоуправления.

За нарушение положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства или отсутствие этих документов в соответствии с законом Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (статья 2.10.) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Проекты бассейнового природопользования содержат пространственную информацию для разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства в качестве исходных данных для мероприятий по:

- внедрению полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов;

- облесения эрозионно опасных участков, деградированных и малопродуктивных угодий и водоохранных зон водных объектов, в рамках областного проекта «Зеленая Столица»;

- созданию пчелопарков и повышению медопродуктивности территорий;

- залужению ложбин и водотоков.

Выполнение проектных решений землепользователями будет работать на снижение процессов эрозии и смыва почвы в поймы и русла рек.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества области на 2012-2016 годы в 2012 году завершена разработка пилотного проекта по восстановлению естественного природопользования на территории Новооскольского района. В рамках данной работы определены границы 49 ареалов распространения эрозии на сельскохозяйственных землях, определены собственники и землевладельцы земельных участков и степень их эродированности. После выведения сильноэродированной пашни из сельскохозяйственного оборота (консервации), в зависимости от ландшафтных условий участков будут выполняться запроектированные мероприятия по их естественному восстановлению: залужение травосмесями или облесение.

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества области на 2012-2016 годы выполнен проект «Повышение облесённости бассейна реки Лопань». Проектом обосновывается необходимость выполнение комплекса лесомелиоративных работ по облесению бассейна р.Лопань на площади 433 га, а также мероприятия по залужению поймы и эрозионно опасных участков, расчистки 600 м участка реки. Указанные мероприятия направленны на улучшение гидрологических и гидрохимических характеристик р. Лопань.

В ближайшие годы основной задачей департамен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...