Палаты князя Юсупова в Большом Харитоньевском переулке
Палаты князя Юсупова в Большом Харитоньевском переулке — одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы, — яркий архитектурный памятник XVII — XIX вв.
|
Юсуповский дворец в Москве. Вид со стороны хозяйственного двора.Фото нач. XX в.
|
Первое строение на месте дворца, по семейной легенде, было возведено в XVI вв. — в некоторых источниках называется середина столетия. В те времена от Сокольников до нынешних Красных Ворот простирался дремучий лес, в котором любил охотиться царь Иван Грозный. Согласно преданию, однажды, проезжая здесь на лошади, он потерял шапку, сбитую веткой. Иоанн IV вышел из себя и приказал построить точно на этом месте охотничий домик, который получил название Сокольничий дворец. С тех пор самодержец неоднократно бывал в нем. Позже по его приказу дворец соединили подземным ходом с Кремлем — «Царь всея Руси» любил появляться и исчезать внезапно. В минуты мрачной подозрительности в искренности окружающих его людей он переодевался в посконное платье смерда и, вооружившись фонарем, спускался в подземный ход, известный только ему одному. Затем он поднимался у какой-нибудь заставы, смешивался с толпой и слушал разговоры о себе. Уже в XIXв. при реставрации ход засыпали, рядом с ним нашли царские застенки и несколько истлевших скелетов, прикованных кандалами к сырой стене. Но Грозный любил и повеселиться, особенно во время пребывания в Сокольничем дворце. Перед выездом на охоту и после него здесь устраивались пышные пиры, звучали песни гусляров, нередко сам царь подносил кому-нибудь кубок с вином. Как правило, отравленным.
Считается, что дом Юсуповых строили мастера Постник и Барма, те самые, которые впоследствии создали собор Василия Блаженного на Красной площади. Правда это или вымысел, неизвестно.
После смерти Грозного дворец простоял необитаемым вплоть до воцарения Алексея Михайловича. «Тишайший» царь любил соколиную охоту. Он приказал открыть и привести здание в порядок. Затем хоромы вновь пустовали до XVIII века.
Вообще до этого времени история дворца относится исключительно к категории легенд. Тот факт, что Сокольничий дворец стоял точно на месте дворца Юсуповых, не является строго доказанным. Популяризовал эту версию в XX в. Феликс Юсупов в своих мемуарах, снабдив описание яркими художественными деталями и подробностями. Князь был, что называется, «большим артистом», любителем производить эффекты и эпатировать публику. Как выглядел охотничий домик Ивана Грозного и где именно он стоял, никому не известно. Архитектурные и стилевые признаки ныне существующего дома в Большом Харитоньевском, 21, указывают на конец XVII века как на наиболее вероятную дату постройки.
Затем, вплоть до XVIII в., сведений о дворце нет. Известно, что в XVII в. между современными Мясницкой и Покровкой размещалась Огородная слобода. Здесь жили крестьяне, которые выращивали овощи к царскому столу. Петр I превращает улицу Мясницкую в царский выезд — и район становится престижным.
Император любил пировать. Однажды в порыве чувств он подарил владение в Огородниках барону Петру Павловичу Шафирову – дипломату, вице-канцлеру. Вероятно, это произошло в 1698 г., после разгрома сторонников царевны Софьи. Скорее всего, Шафиров и возвел дворец на месте предположительно деревянного Сокольничего домика Ивана Грозного.
В 1720-е гг. на месте бывших охотничьих палат уже находится дворец. Он принадлежит барону Петру Павловичу Шафирову — дипломату, вице-канцлеру и сподвижнику Петра Великого. Барон – типичный представитель «новой знати» петровского времени. Сын пленного еврея и в прошлом лавочник, он сделал карьеру исключительно благодаря своей смекалке и преданности делу императора. Однако Шафиров вскоре попадает в немилость. Палаты у него были отобраны в 1723 г. и переданы графу Петру Андреевичу Толстому, начальнику страшной Тайной канцелярии.
Через несколько лет граф неосмотрительно ввязался в интриги, направленные против Меншикова, и отправился в ссылку на Соловки, где вскоре и скончался. Дворец в 1727 г. отошел к ближайшему помощнику Меншикова — обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Несмотря на то что последний владел домом меньше года, в истории закрепилось название «Волковы палаты». В том же 1727 г. палаты стали «юсуповскими» — Меншиков попал в опалу, и дворец в очередной раз сменил хозяина. Внук Петра I — император-мальчик Петр II — дарит его Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжево. Не случайно в Тронном зале дворца до сих пор висят портреты двух императоров, ведь Григорий Дмитриевич — ближайший сподвижник Петра Великого, а внук последнего пожаловал князю это имение.
До своей кончины в 1730 г. Г.Д. Юсупов жил в Огородной слободе. С Москвой была теснейшим образом связана деятельность его сына — Борис Григорьевич служил местным генерал-губернатором. В 1770 г. он расширил владение. Купил домовладение генеральши Измайловой, которое примыкало к участку с запада вместе с каменным домом.
Знатный вельможа Николай Борисович Юсупов большую часть своей жизни провел за границей и в подмосковном имении Архангельское. Часть строений в Большом Харитоньевском он сдавал, в том числе с 1801 по 1803 г. Сергею Львовичу Пушкину — отцу великого поэта.
К тому времени близ дома разбили фруктовый сад и оранжерею. Неподалеку со стороны Большого Козловского переулка владельцы выстроили небольшую фабрику по выпуску шерстяной ткани. Во владении имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, ледник, склады, коровник на 20 голов и помещение для торговли разнообразной молочной продукцией.
При Юсуповых значительно расширилась территория усадьбы. Купили несколько прилегающих домов и участков. В одном из них располагался известный на всю Москву Юсуповский театр. Для того чтобы устраивать светские приемы, напротив дворца выстроили трехэтажный дом, вокруг которого разместился знаменитый сад. В нем любил гулять с няней маленький Пушкин.
Новый всплеск жизни начался в Большом Харитоньевском в конце XIX в. Сначала Николай Борисович Юсупов-младший поручает крупномасштабную реставрацию архитектору В.Д. Померанцеву. Тогда перестроили западную часть палат, изменили декор фасадов, надстроили третий этаж и засыпали подземный ход в Кремль.
В начале XIX в. столичные владения Юсуповых представляли собой типичную феодальную усадьбу. На плане того времени видны два разновеликих двухэтажных объема, стоящих уступами относительно друг друга в глубине двора. Считается, что западные палаты — более древние. Но и те и другие возведены в конце XVII — начале XIX в. Шафировым. С юга и севера к западному объему примыкали одноэтажные постройки. На месте стыка двух палат находилось крыльцо. Еще одно здание — бывшее домовладение Измайловых — находилось западнее. Именно в этом доме, называемом «средним», с 24 ноября 1801 г. по 1 июня 1803 г. снимал комнаты Сергей Львович Пушкин. В 1808 г. строение перешло в собственность к князю А.И. Вяземскому. Площадь двора при этом уменьшилась и составила 3165 кв. саженей (1, 44 га).
В 1812 г. палаты горели. Князь Н.Б. Юсупов, который тогда был в Астрахани, получил рапорт домовладельца о том, что «… московские дома совершенно огнем истреблены и что в них было, все пропало». Обгоревшие владения вскоре отремонтировали, по возможности сохранив прежнее декоративное убранство. Кирпича в Москве из-за массового строительства после войны не хватало. Князю Юсупову, как особо отличившемуся перед государством, было выдано Комиссией для строений 50 тысяч кирпичей.
В 1860 г. Н.Б. Юсупов-младший ремонтировал палаты. Тогда же был куплен обратно у надворного советника П.А. Племянникова «средний» дом.
В 1877 г. Татьяна Александровна Юсупова решила снести старое крыльцо с лестницей на второй этаж и вместо него возвести новое по проекту А. Эверта. Городская управа не утвердила первый проект, потребовав выдержать пристройку в общем для всего здания стиле московского барокко.
В 1891 г. начались большие ремонтные работы, вызванные приспособлением дома под семью графа Сумарокова-Эль-стон. Крупномасштабную реставрацию возглавил архитектор В.Д. Померанцев. Тогда над западным «средним» домом надстроили третий каменный этаж вместо деревянного и соединили его с древними восточными палатами посредством перехода, занятого зимним садом. В целях гармонии фасаду придали вид древних палат, коренным образом изменив первоначальный облик. В то же время, согласно Ф.Ф. Юсупова, засыпали подземный ход в Кремль.
В 1892 г. княгиня Зинаида Николаевна приглашает архитектора П.Р. Султанова, который прославился реставрационными работами в Кускове и Останкине, перестроить восточную часть здания. В то время мастера реставрации только вырабатывали строгие научные методы. Их деятельность представляла собой скорее искусство. Султанов создал дом-миф, отражающий представление о палатах XVII века в конце века XIX.
Крыши сделали более крутыми, расписали «в шашку». Восстановили оригинальный, предполагаемый для конца VII в. и утерянный во время пожара 1812 г. декор кровли — высокие покрытия с дымниками и каменными флюгерами. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII в. В домовой церкви Николая Чудотворца и Великомученицы Татьяны, помимо росписи стен и сводов, поставили новый иконостас.
В 1895 г. со стороны хозяйственного двора к зданию было пристроено новое закрытое крыльцо в пару к открытому с противоположной стороны. Там же поставили каменную полихромную ограду с арочными воротами, где помещался герб Юсуповых, а также возвели два служебных здания, разбив перед их фасадами сад круглой формы. Отныне бывший хозяйственный двор стал выполнять функции парадного. А фасад со стороны переулка, долгие годы служивший парадным, в 1913 г. обнесли красивой кованой решеткой. Ее выполнили в мастерских Строгановского училища по образцу решетки XVII в. в церкви Николы Мокрого в Ярославле.
В 1892–95 г. дворец расписали и декорировали в русском стиле по эскизам академика Ф.Г. Солнцева — известного художника и архитектора. Он восстановил, в частности, древние царские терема в Московском Кремле. Фасады юсуповских владений получили эклектичную полихромную окраску вместо первоначальной монохромной. Роспись каждого из парадных залов имела свой сюжет. Так, стены одного из них покрыли сценами из жизни Ивана Грозного в охотничьем домике. Помимо богатых росписей были выполнены резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари. В интерьере гармонично располагались фигурные печи начала XVIII в., а также камин из голландских изразцов начала XVII в. с рисунками и надписями.
Парадную лестницу украсили гербами Юсуповых и стилизованными растительными узорами. На крыльце поставили каменных львов. Согласно легенде, отсюда, сопровождаемый рындами, боярами и опричниками Иван Грозный совершал торжественный выход перед выездом на охоту. Сидя на любимом белом коне, он направлялся в дремучий бор, который окружал дворец.
Слева от парадной лестницы находится Крестовая палата, или Тронный зал. В нем устраивались приемы и угощения, а позже проходили заседания Сельскохозяйственной академии. Высокий (11, 5 м), просторный (13,5 х 13, 5 м) зал напоминает гигантский купол. В конструкции нет столбов, русские мастера использовали сочетание коробовых сводов без единой опоры. Палата хорошо освещена многочисленными окнами. На куполообразном потолке располагались изображения знаков зодиака. На стенах — райские цветы и сказочные существа из древнерусской мифологии — драконы, единороги и птица Сирин. В зал вели три бронзовые двустворчатые двери искусной ажурной работы. Между ними, в простенках, — портреты Петра I и Петра II.
Соседнее с Крестовой палатой помещение в конце XIX в. оформили в китайском стиле — дань моде того времени. В Портретной повесили портреты всех поколений князей Юсуповых, начиная с хана Юсуфа.
Стены Гербовой залы отделали шелковыми обоями цвета бордо. По высокому карнизу залу декорировали скульптурными медальонами с изображением гербов Юсуповых. В оформлении дворца сочеталась роскошь и большой вкус. В кабинете князя находилась коллекция древнерусского искусства, в Гербовой — венецианские зеркала, большая хрустальная люстра и старинная мебель.
Строго говоря, реставрация, произведенная Померанцевым — Султановым, таковой не являлась. Сейчас подобное вольное обращение с историческим памятником постарались бы не допустить. Однако мероприятия позволили сохранить дворец и придали ему стилизованно-эклектичный характер.
Первоначальный пласт в архитектуре дворца принадлежит эпохе московского барокко с характерной декоративной пышностью, криволинейностью очертаний, многоцветностью и живописностью. Для этого узорчатого стиля характерен пышный белокаменный декор фасадов, окна с так называемыми «разорванными фронтонами» («петушиные гребешки»), фигурная кладка кирпича «поребрик», делающая особенно красивыми печные трубы на крыше. Все эти черты можно наблюдать в Юсуповском дворце, особенно в облике древних палат.
В конце XVII в. здание состояло из двух разных строений и терема-мезонина, надстроенного сверху. В основе лежит древнерусская «хоромная» композиция. Дворец, словно из кубиков, составлен из отдельных залов — «хоромов», — разных по высоте и форме, крытых самостоятельными расписными кровлями. Части соединяются в единое целое с помощью красного крыльца.
«Средний» дом, пристроенный в 1891 г., стилизовался под соседние строения. За 300 лет все здания неоднократно переделывались, изменялась их планировка, внешний декор и внутреннее убранство. В частности, закладывалась и вновь раскрывалась проездная арка и аркады-лоджии в нижних этажах восточного и западного объема древних палат. Переносились оконные проемы, пробивались новые. В 1946 г. «разорванные» фронтоны восточных палат утратили свой характер. Кровля периодически меняла свой силуэт.
Дворец принадлежал Юсуповым почти 200 лет — с 1727 по 1917 г. Последним владельцем был Феликс Феликсович-младший. Перед эмиграцией он тайно приезжал в Москву вместе с верным дворецким Бужинским. Они спрятали фамильные сокровища под главной лестницей за кирпичной кладкой. Вернуться на родину Феликсу так и не удалось, а тайник нашли в 1925 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: