Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Троицко-Сергиевская Лавра. История постройки, стиль, композиция.

Билет 10

1. Искусство византийской мазайки.

2.Троицко-Сергиевская Лавра. История постройки, стиль, композиция.

 

Искусство византийской мозаики.

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.
Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.
Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Македонское возрождение

Македонским возрождением принято называть период истории византийского искусства, когда оно достигло своего расцвета после иконоборчества.

В живописи этой эпохи, которая длилась около 200 лет, сформировался классический византийский стиль. Его главная идея ― величие и превосходство Византийской империи на международной арене того времени.

В этот период искусство Византии подчинялось строгим правилам, которые полностью диктовались интересами правящей верхушки.

Главная мозаика Софийского собора

Именно в эпоху македонского возрождения наиболее выделяется искусство византийской мозаики. Так, в величественном константинопольском Софийском соборе были найдены мозаики, которые датируются IX веком.

Прекрасная византийская мозаика храма изображает величественные фигуры Богоматери, держащую младенца Иисуса на руках, и Архангела Гавриила. Причем мозаика выполнена так, что создается иллюзия, будто образ Девы Марии несколько выступает над золотистым фоном. Обратим внимание та то, что золотые и серебряные оттенки были традиционными в искусстве того периода.

Отметим, что изображение несколько перекликается с античным стилем: лики Марии и архангела полны одухотворенности. Невозможно не сказать, что на мозаике Богоматерь выглядит очень женственной, а в ее лице проскальзывает чувственность.

Мозаичное изображение Христа

В Софийском соборе есть еще мозаики, которые привлекают внимание как искусствоведов, так и обыкновенных людей. Например, византийская мозаика, изображающая Христа, восседающего на троне, перед которым преклоняет колени император Лев VI.

Отметим, что в храме можно встретить мозаики более позднего периода ― изображения императоров Константина и Юстиниана, которые подносят дары Деве Марии.

Расцвет искусства мозаики

Своей зрелости искусство византийской мозаики достигло в XII веке. Подтверждением расцвета византийского стиля выступают мозаики, которые расположены в южной галерее Софийского собора. На них изображены Христос, Иоанн Креститель и Богоматерь.

Необходимо так же обратить внимание на портретные изображения представителей семейства Комнинов. Это довольно импозантные портреты, на которых Комнины изображаются в роскошных одеяниях и драгоценностях. Стоит отметить, что герои несколько идеализированы, правда, их лица имеют ярко выраженные индивидуальные черты, которые присущи реалистическим портретам.

Работы столичных мозаистов

Глядя на все изображения, которые сохранились до наших дней, можно смело утверждать, что все древние мастера византийской мозаики обладали высоким мастерством, умели придавать своим изображениям объемность, глубину пространства.

Мозаисты столичной школы, начиная с XII столетия, клали кубики мозаики довольно плотно (если сравнивать с изображениями более раннего периода). Они умели выделять четкие контурные линии.

Провинциальный стиль

Если яркими изображениями византийской мозаики столичной школы служат работы в Софийском соборе, то характеристику трудам провинциальных мастеров могут дать мозаики монастыря Хозиас-Лукас в Фокиде, которые датируются XI веком.

Это выразительные изображения образов святых, контурные линии которых поражают своей четкостью и некоторой жесткостью. Отметим, что все фигуры трактуются плоскостно.

Колорит этих изображений подчеркивается мрачными цветами, темными тонами, которые передают аскетизм и суровость стиля живописи, который при этом очень тесно связан с местными народными традициями.

Ангел. Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе. IX в.
Мозаика.

Троицко-Сергиевская Лавра. История постройки, стиль, композиция.

, скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.

С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным землевладельцем. В конце 17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов, к 1763 году — 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году лавра лишилась большинства угодий и крестьян. Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью, рыбой, ремесленными изделиями. Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами, прудами, а также типография, литография, фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в Сергиевом Посаде.

ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА, православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиевом Посаде Московской области; основанСергием Радонежским в середине 14 века. Дату основания монастыря возводят к 1337 году, когда Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время здесь был принят устав монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, влияние Сергия нередко помогало разрешать междуусобные споры князей. Ученики и последователи Сергия впоследствии основали 37 обителей в разных местах Руси. История обители В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 году обитель восстановили; были открыты мощи Сергия Радонежского, который был канонизирован как «покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Троицы, где хранились мощи Сергия Радонежского. Монастырь стал местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». Культурная и духовная деятельность Сергиевой обители приобрела первостепенное значение, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконописание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия — памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. Сооружение в 1540-1460-х годах каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь мощную крепость. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, настоятели монастыря получили сан архимандритов (1561) и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей. В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы. В Смутное время монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских патриотических сил; обитель выдержала 16-месячную (1608-1609) осаду войск Сапеги и Лисовского (Троицкая осада). Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель способствовала организации первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского — пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов. В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевнас малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I; при нем здесь были построены замечательные памятники «нарышкинского» барокко — трапезная палата с храмом Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»). В 1738 году по указу императрицыАнны Ивановны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны малые монастыри: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия,Смоленская Зосимова пустынь

С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На ее основе начала действовать Московская духовная академия.

До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник-архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 году лишил источников существования духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был закрыт Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 года было принято решение о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 получил статус музея-заповедника).

В 1946-1947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.


Святыни Троице-Сергиевой лавры

Особым почитанием в лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной. Также в Троицком соборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона Радонежского; в Михеевском храме — мощи Михея Радонежского (келейника Сергия Радонежского); в Серапионовской палатке — мощи святого Серапиона, новгородскогоархиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа, Максима Грека. Самая почитаемая святыня лавры — икона Троица Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым в 1600 году.

В ризнице лавры хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского —деревянные богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились драгоценные царские пожертвования 15-18 веков, представляющие собой образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке лавры были собраны рукописи, старопечатные богослужебные книги. По жанным на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.

Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16-20 веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс документов об управлении и хозяйстве лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф. 1204), часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен.


Архитектурный ансамбль

За стоялетия на территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма 14 века. Это исторический центр, вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля. Иконостас собора создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. В 1548 году к собору с юга был пристроен одноапсидный храм — Никоновский придел. Возле собора над мощами архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия в 1559 году была построена Серапионова палатка (перестроена в первой половине 19 в.). К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Величественное здание Успенского собора было возведено в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей. Напротив западного фасада Успенского собора — комплекс казначейского и примыкающего к нему больничного корпусов с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). В юго-восточном углу монастыря — Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также Экономический корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На месте древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь на средства Г.В. Строганова был построен пятиглавый надвратный храм во имя Иоанна Предтечи (1692-1699).

Выдающийся памятник московского барокко — богато декорированная белокаменной резьбой трапезная с церковью Сергия Радонежского в нарышкинском стиле (1686-1692) на высоком подклете и открытым гульбищем на южной стороне монастыря. К образцам этого стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора, построенная на месте святого источника по типу московских ярусных храмов конца 17 века. На северной стороне монастыря — двухэтажный кирпичный корпус царских чертогов — памятник зодчества конца 17 — начала 18 века.

К памятникам 18 века относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат на средства графа А.Г. Разумовского в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко (предположительно по проекту архитектора князя Д.В. Ухтомского). В юго-восточном углу монастыря располагались митрополичьи покои с Патриаршей и Царской палатами, построенные для приезжающих в лавру архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная барочная вертикаль лаврской колокольни высотой 88 м на древней площади монастыря (архитекторы И. Шумахер, И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский; 1740-1770) завершает ансамбль трапезных зданий и чертогов, являясь архитектурно-композиционным центром всей Троице-Сергиевой лавры. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества 18 века. Недалеко от колокольни в 1792 году на средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Архитектура 19 века представлена зданиями в юго-восточном углу монастыря, за Чертогами, где в древности размещался двор обители. Это постройки подсобных корпусов Троицкой семинарии и Московской духовной Академии (Классный, Столовый, Больничный, Библиотечный) (1802-1877). Как и Чертоги, эти постройки отгорожены от территории монастыря решетчатой оградой, составляя комплекс зданий духовных школ. В комплекс входят также академический храм во имя Покрова Богородицы (1870); созданный по благословению патриарха Алексия I Церковно-археологический кабинет, выполняющий функции музея и учебного кабинета.

Монастырские стены с 11 башнями (от 12-й сохранился лишь фундамент), неправильным прямоугольником охватывающие всю территорию монастыря, представляют собой образец древнерусской фортификационной архитектуры 16-17 веков. За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году по проектам лаврского архитектора А.А. Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии). В 1892 году с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был построен каменный трехэтажный странноприимный дом (архитектор А.А. Латков). У южного склона холма расположены построенные в 1547 году церковь Введения во храм Богоматери и церковь Параскевы Пятницы на Подоле.

 

 

е

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...