Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История собора периода Византийской империи




Билет 11

1.Классицизм как стиль и направление в литературе и искусстве России.

2. Собор Святой Софии. История постройки, стиль, архитектор.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина

Основные признаки русского классицизма

• Обращение к образам и формам античного искусства.

• Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

• Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

• В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

• Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.

2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.

3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Русский классицизм

РУ́ССКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ (см. Классицизм) — обобщающее название нескольких историко-региональных художественных стилей в России, связанных с художественным направлением Классицизма. В начале XVII в., в годы правления Бориса Годунова, в русской архитектуре сложился своеобразный "годуновский классицизм". Однако основы будущего классицистического стиля (в европейском понимании этого термина) закладывались в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII в. (см. "петровское барокко"). Из-за отставания стилистического развития русского искусства от западноевропейского и несостоявшегося "русского ренессанса", до середины XVIII в. у Классицизма не было реальной почвы для полного развития. По этой причине в хронологии российских художественных стилей сложился порядок, обратный западноевропейскому: сначала "русское барокко", а затем русский классицизм. Просветительские функции, аналогичные западноевропейскому Ренессансу, в России взяло на себя искусство Барокко, отсюда и "неправильная" последовательность художественных стилей. Развитие русского классицизма имело несколько стадий, в сущности представляющих собой отдельные художественные стили, своеобразие которых определялось различными историческими условиями и стилистическими источниками. Поэтому вместо традиционных, но малосодержательных названий: ранний классицизм, строгий (высокий) классицизм, поздний классицизм — предпочтительнее использовать термины, имеющие конкретно-исторический смысл: екатерининский классицизм (середина и вторая половина XVIII в.), переходный стиль павловского романтизма (1796—1801), александровский классицизм (1801—1812), русский, или петербургский, ампир (1812—1830-е гг.), историко-региональный вариант московского классицизма, русский неоклассицизм (начало XX в.). Русский классицизм времени правления Екатерины Великой (1762—1796) имел идеалистический, "книжный" характер. Об этом свидетельствует и деятельность самой императрицы, и отражение этой деятельности в российской литературе, в частности в характерной фразе К. Н. Батюшкова: "сидя у окна с Винкельманом в руке" (см. Неоклассицизм; "Северная Пальмира"). Вторая особенность этого периода — разделение на столичное и провинциальное искусство. После манифеста о даровании вольности и свободы российскому дворянству, данного императором Петром III (1762), освобожденные от тягот государственной службы, дворяне разъезжались по усадьбам, и наиболее просвещенные обустраивали свой быт на европейский лад, но, как правило, силами крепостных мастеров. В Москве складывалась особая архитектурная школа (см. московский классицизм). Архитектура провинциальных городов имела собственную окраску, хотя и формировалась при непосредственном участии петербургских и московских зодчих. Особенность екатерининского классицизма в Петербурге заключалась в том, что этот историко-региональный художественный стиль состоял из отдельных, весьма различных стилистических течений, каждое из которых олицетворял один из выдающихся архитекторов. Так, первый проект Российской Академии художеств был заказан в 1757 г., еще в царствование Елизаветы Петровны, мэтру французского академического Классицизма Ж.-Ф. Блонделю Младшему. Проект осуществить не удалось, но в 1759 г. в Петербург по приглашению И. И. Шувалова прибыл кузен Ж.-Ф. Блонделя архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. В 1752 г. после двухлетнего обучения во Французской академии в Риме Валлен-Деламот принимал участие в конкурсе на оформление площади Людовика XV (см. Согласия площадь в Париже). Построенное по проекту Валлен-Деламота здание Академии художеств в Петербурге (1764—1788) представляет собой типичный образец "Большого стиля" Людовика XIV с элементами стиля Людовика XVI (рис. 290). "Большой ордер", французский руст и, в особенности, боковые ризалиты здания Академии художеств идентичны фасадам зданий площади Согласия, возведенных в 1757—1779 гг. по проекту Ж.-А. Габриэля (см. т. 9, рис. 60). Они являются "скрытой цитатой" французского академического Классицизма на берегах Невы. В 1760—1789 гг. в Париже обучалось более пятидесяти русских архитекторов, среди них В. И. Баженов, Ф. И. Волков, И. Е. Старов (у Ш. де Вайи), А. Д. Захаров (у Ж.-Ф. Шальгрена; см. также "Спор о древних и новых"). В фасаде католической церкви — костела Св. Екатерины Александрийской, — построенной на Невском проспекте в Петербурге также по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота (1761; с 1779 г. строительством руководил А. Ринальди), заметны, наряду с классицистическими, рокайльные элементы и черты римского барокко (заглубление портала, характерное для церквей иезуитов и доминиканцев; рис. 291). С творчеством архитектора Георга Фридриха (Юрия Матвеевича) Фельтена, родившегося в Петербурге в немецкой семье, связан утонченный камерный стиль с легкими аллюзиями рокайля, а также опыты в стиле романтической Неоготики (см. т. 3, рис. 520). Романтические тенденции в архитектуре екатерининского времени получили воплощение и в других постройках (см. неостили; Царицыно). Созданный Ринальди дворец в Гатчине (см. т. 3, рис. 33) воспроизводит архитектуру средневековых рыцарских замков Средней Англии, а Мраморный дворец в Петербурге (см. т. 3, рис. 511; т. 5, рис. 577) является парафразом итальянских палаццо эпохи Возрождения. Другие архитекторы екатерининского классицизма: Джакомо Кваренги — палладианец, Чарлз Камерон — поклонник древнеримских терм, Н. А. Львов — истинно русский человек, но также в архитектурном творчестве италоман. В годы царствования Павла I (1796—1801) классицизм его придворного архитектора В. Бренны обретает романтический и даже, по воле императора, мистический оттенок (см. Михайловский замок в Петербурге). В начале XIX в., в годы правления императора Александра I, классицистические тенденции русского искусства получили иное направление (см. александровский классицизм). Помимо ориентации на формы архитектуры архаической Греции, в последующие годы в стенах Императорской Академии художеств во многом благодаря деятельности А. Н. Оленина (президент Академии в 1817—1843 гг.) в русском классицизме происходило сращивание форм академического искусства с элементами романтического мышления, включая "художественную археологию" и увлечения "русским стилем" (см. русское академическое искусство). Эти тенденции были усилены патриотическими настроениями в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. (см. национальный романтизм). Один из характерных примеров "романтического академизма" — статуи воинов, созданные С. С. Пименовым для павильонов Аничкова дворца в Петербурге по проекту архитектора К. И. Росси (1818). Фигуры воинов, согласно канонам академического искусства, изображены в античных туниках и сандалиях, но также в кольчугах и шлемах русских витязей (рис. 292, 293). Молодые русские художники в Риме, получив известие о сооружении в саду петербургской Академии художеств А. А. Михайловым Вторым корпуса для мастерских, бани и прачечной в виде храма дорического ордера (1819—1821), иронизировали по поводу "прачешного сарая, устроенного наподобие одного из великолепнейших храмов древности и украшенного таким новым образом, который не более ста лет как начал бы быть употребляем в кондитерских лавках и аптеках"1. Противоречие, возникающее между национальными традициями, историческими, географическими условиями России и формами интернационального Классицизма, отмечали многие иностранные путешественники. Так, француз маркиз А. де Кюстин, посетив Петербург в 1839 г., написал: "Подражание классической архитектуре, отчетливо заметное в новых зданиях, просто шокирует, когда вспомнишь, под какое небо так неблагоразумно перенесены эти слепки античного творчества... Площади, украшенные колоннами, которые теряются среди окружающих их пустынных пространств; античные статуи, своим обликом, стилем, одеянием так резко контрастирующие с особенностями почвы, окраской неба, суровым климатом, с внешностью, одеждой и образом жизни людей, что кажутся героями, взятыми в плен далекими, чуждыми врагами... Природа требовала здесь от людей как раз обратное тому, что они создавали"2. Классицистические формы, стилизованные под античность, не соответствуют не только климату страны (см. экология искусства), но и, в архитектуре храмов, религиозным традициям. К примеру, разителен контраст "античной" колоннады и русского иконостаса в интерьере Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790), так же как и православные кресты с неким подобием русского пятиглавия над греко-римским портиком (рис. 294). В провинции церкви, выстроенные в стиле Классицизма по проектам столичных зодчих, со временем дополняли, иногда весьма наивно, наружными росписями, традиционными для древнерусской архитектуры. Эти росписи покрывали стены в просветах дорических колоннад. Однако и "колонки дворянских гнезд", и "домики с мезонинами", о чем так выразительно писал И. Э. Грабарь (см. московский классицизм), удивительно гармонично сливались с русским пейзажем (см. рис. 163, 164). Романтические тенденции затронули декоративно-прикладное искусство. Для "Гурьевского" фарфорового сервиза, который создавали на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге (см. русский фарфор), в 1817 г. скульптор С. С. Пименов выполнил фигуры "Водоноска" (по мотивам картин А. Г. Венецианова) и "Разносчик фруктов" — антикизированные, но в русских национальных костюмах (см. рис. 345, 346). Петербургские архитекторы: Дж. Кваренги, А. И. Мельников, А. Н. Воронихин, К. И. Росси разрабатывали проекты больших и малых декоративных ваз из уральских камней (рис. 295; см. также т. 2, рис. 376, 377; уральское камнерезное искусство). В 1774 г. гранильная фабрика была открыта в Екатеринбурге, в 1786 г. — в Колывани, на Алтае. Многие вазы независимо от их размера напоминают по форме античные сосуды: амфоры, кратеры, килики. Русские мастера изобрели способ оклейки больших ваз тонкими пластинками цветного камня: малахита, яшмы (см. русская мозаика). Особенно красивы антикизированные формы в сочетании с разнообразной текстурой цветного камня и золочеными бронзовыми деталями, мотивы которых архитекторы заимствовали из ампирной орнаментики: львиные лапы, грифоны, сфинксы. Подобные же элементы использовали в мебели (рис. 296). Романтическая составляющая русского классицизма обусловила существование внутри этого стиля различных стилистических течений с использованием мотивов турецкого, мавританского, египетского искусства. В 1784 г. в Россию прибыл шотландский архитектор У. Гесте. В 1798 г. Гесте выполнил архитектурные обмеры дворца в Бахчисарае и участвовал в его восстановлении. Он же создал серию видов Крыма (см. также Алупка). В Царском Селе архитектор В. И. Неелов построил "готическое" Адмиралтейство, там же И. А. Монигетти возвел "Турецкую баню", архитекторы екатерининского классицизма строили "Китайскую деревню" (см. т. 10, рис. 231—235). По инициативе графа А. С. Строганова (президента Академии художеств в 1800—1811 гг.; см. строгановская школа живописи и ремесел), руководившего работой Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, в 1805 г. в Петербурге при Академии художеств была создана бронзовая фабрика, с которой связаны многие произведения архитекторов-классицистов, в том числе А. Н. Воронихина (см. т. 3, рис. 475). В этот период в стиль русского классицизма проникают темы и формы искусства Древнего Египта (см. египетские мотивы). Этот процесс был не менее, а даже более органичным, чем в искусстве французского Ампира того же периода, поскольку Классицизм в России имел ярко выраженный романтический характер. Русское искусство на протяжении всей истории оказывалось способным ассимилировать любые исторические стили, формы, мотивы, темы и сюжеты. Поэтому, несмотря на вторичность и даже некоторую провинциальность русского классицизма, творениям А. Ринальди, Ч. Камерона, А. Н. Воронихина, Тома де Томона или А. Д. Захарова нет равных ни на родине Классицизма — в Италии, ни во Франции или в Англии. Нигде в Европе не удалось достигнуть той величавой строгости и спокойной красоты, которые характеризуют классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм (при некоторой противоречивости этого термина) представляет собой уникальное явление в истории мирового искусства. Классицизм парадных ансамблей Петербурга отличают исключительная композиционная свобода, широта художественного переосмысления пространства. Уникален Классицизм в рядовой городской застройке конца XVIII в. Ему присущи камерность, свежесть ощущения античности, мягкость и пластичность прорисовки деталей. Характерны невысокий фундамент, двух- или четырехколонные портики, треугольные фронтоны с итальянскими окнами, скромные оконные наличники с замко́выми камнями, украшенными скульптурными маскаронами, ажурные чугунные ограды (см. Сан-Галли) и, наконец, матовая двухцветная окраска — зеленое с белым или охра с белым, так волшебно отражающая свет в белые ночи (рис. 297—299).

 

Православный собор
Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya
Вид на Софийский собор
Страна Турция
Город Стамбул
Конфессия православие, впоследствии — ислам
Тип здания собор, впоследствии — мечеть
Автор проекта Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Основатель Константин I Великий
Дата основания 324 год
Строительство 532—537 годы
Основные даты: 324 год — Базилика Константина 415 год — Базилика Феодосия 537 год — Юстинианова базилика (современное здание) 1453 год — преобразование в мечеть
Дата упразднения 1935 год
Статус
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 356 рус. • англ. • фр.

 

Состояние музей
Софийский собор

Координаты: 41°00′31″ с. ш. 28°58′48″ в. д. / 41.008611° с. ш. 28.98° в. д. (G) (O) (Я)
Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией [1], Святая София Константинопольская, Айя-София — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

 

Первые постройки

Фрагменты базилики Феодосия

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I[3]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II[4]. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина[5]. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»[6]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом[7].

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году[8]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами[9]. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины[9].

Юстинианова базилика

История строительства

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой Софии

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»[10]. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи[11]. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих[11].

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру[12] свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора)[11]. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора[13]:

Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви.

Строительство Святой Софии
(миниатюра из хроники Константина Манассии)

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки[14].

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм[15]. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони[16]. — Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»[17]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»[18]. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»[19]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников[20]. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек[21]. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

История собора периода Византийской империи

Внутренний вид сводов собора

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:

пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.Хронография Феофана, год 6051 / 551

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...