Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 17. Рациональное видение мира и класицизм XVII-XVII веков




 

Классицизм – направление европейской культуры конца 17 – начала 19 века. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Отличительной чертой классицизма считается строго разработанная система художественных норм, которые должны были обязательно соблюдаться, проявление творческой фантазии считалось недопустимым.

Основные принципы классицизма были сформулированы в трактате Николя Буало. В нем он убедительно обосновал ряд требований художественного характера, которые предъявлялись к литературному творчеству. Драматические произведения должны были быть выдержаны в строгом правиле трех единств: единство места, единство времени, единство действия.

Также согласно Ф. Фенелону и М. В. Ломоносову, представители классицизма в литературе обязаны соблюдать строгую иерархию жанров и стилей. «Высокий штиль» - возвышенная лексика, жанры: оды, героические поэмы. «Средний штиль» - элегии, сатирические произведения, драмы. «Низкий штиль»- частная и повседневная жизнь, жанры: басни, комедии, письма. Смешивать стили было запрещено.

В России классицизм появился только в начале 18 века.

Музыка: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен

Архитектура:Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран

Живопись: Пуссен, Лорен, Лосенко

 

№18 Особенности стиля барокко в культуре Европы XVII века.

 

Баро́кко— характеристика европейской культурыXVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции,Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

ЕГО ЧЕРТЫ:Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Караваджо. Призвание апостола Матфея(КАРТИНА); Замок Милотице, Чехия; МОДА: Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце».

 

 

ВОПРОС№19 Сравнительная характеристика стилей барокко и классицизм в XVII веке.

 

Характерное для 17 века резкое обострение художественных систем – классицизма и барокко.Обычно, характеризуя эти системы, акцентируют внимание на их различиях. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум системам присущи и некоторые типологические общие черты.Прежде всего, эти художественные системы искусства возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов; и барокко, и классицизм должны рассматриваться как широкие идейные и культурные движения, приходящие на смену Ренессансу.Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство 17 века обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды, вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.Барокко – это особое идейное и культурное движение, затронувшее разные сферы духовной жизни, а в искусстве Европы 17 века, сложившееся в специфическую художественную систему.Теории и практике барокко в 17 веке решительно противостояла классицистская доктрина. Эстетика классицизма (термин восходит к лат. Classicus; первоначальное значение – гражданин высшего имущественного класса; более позднее переносное значение – образцовый, в том числе и в области искусства), как и эстетическая концепция барокко, складывалась постепенно.Важнейшей чертой классицистской поэтики её нормативный характер.Предпочтение разума чувству, рационального – эмоциональному, общего – частному, их постоянное противопоставление во многом объясняют как сильные, так и слабые стороны классицизма. С одной стороны, это определяет большое внимание классицизма к внутреннему миру человека, к психологии: мир страстей и переживаний, логика душевных движений и развитие мысли стоят в центре и классицистской трагедии и классицистской прозы. С другой стороны, у писателей-классицистов общее и индивидуальное находятся в полном разрыве и герои воплощают в себе противоречие человеческой сущности как абстрактной, лишённой индивидуального, заключающей только общее. В отличие от барокко, которое как направление в искусстве к концу 17 века практически исчерпало свои художественные возможности и уступило место другим художественным системам, классицизм оказался достаточно жизнеспособным и просуществовал в европейской культуре вплоть до начала 19 столетия. При этом на каждом этапе литературного развития он приобретал новые формы, которые соответствовали новым задачам, вставшим перед искусством. Так, в 18 веке, в эпоху Просвещения, наряду с просветительским реализмом и сентиментализмом, во всех странах Европы также получил распространение просветительский классицизм, претерпевший существенные изменения по сравнению с классицизмом 17 века, но сохранивший его главные эстетические принципы

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...