Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности
Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность
Методы оценки функциональных состояний и работоспособности Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объяснения полученных показателей в общую интегральную оценку. Эти исследования должны осуществляться психологами с привлечением врачей-клиницистов, врачей-лаборантов, а также физиологов. Основное внимание уделяется при этом не столько абсолютным показателям, сколько их изменениям относительно каких-то исходных данных, характерных для исследуемого субъекта. Ниже приведены показатели, которые могут быть использованы для оценки функционального состояния и работоспособности. Внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции): - характерные особенности мимики и пантомимики; - наличие особого непроизвольного напряжения мышц – скованности; - наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в позе; - наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта; - изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»); - тремор; - пиломоторные реакции; - непроизвольные движения глаз; - выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса. Физиологические реакции: - частота и ритм сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ; - величина артериального давления (выявление реакций по гипертоническому, гипотоническому типу и др.); - показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха);
- показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры; - зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка); - кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения; - показатели основного обмена и теплопродукции; - изменения перистальтики кишок и желудка; - показатели силы и выносливости; - показатели оксигемометрии; - показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы, реограммы и других характеристик. Биохимические данные: - показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний); - показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса; - содержание сахара и липоидов в крови; - исследование рН слюны. Неврологические показатели: - форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма; - дрожание век при закрытых глазах; - симметричность иннервации лица и языка; - координация движений, «пальценосовые пробы»; - сухожильные рефлексы; - рефлексы орального автоматизма. Психологические и психофизиологические показатели: - время и ошибки сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект и т.п.; - острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности; - устойчивость ясного видения; - критическая частота слияния мельканий, фосфены; - длительность последовательных образов; - хронаксия и реобаза мышц; - показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы; - точность усилий и показатели двигательной памяти; - устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания; - координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методов);
- данные пространственного восприятия и глазомера; - данные ассоциативного эксперимента; - показатели помехоустойчивости. На уровне поведения и деятельности могут оцениваться (по возможности, при сопоставлении с исходными данными): - настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов); - субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников); - субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника); - эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например «тестом на установку»); - общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.); - поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например методом независимых характеристик по К.К. Платонову).
Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности В условиях лабораторного эксперимента о фактической работоспособности испытуемого удобнее всего судить при моделировании для него какой-либо целостной деятельности, например на аппарате или тренажере с регистрацией производительности и ошибок. При этом ошибки целесообразно подвергать не только количественному, но и качественному анализу (например, выделяя сенсорный и моторный их компонент, запаздывание и импульсивность, неадекватность решений и «действия наоборот», пропуски действий и т.д.). В ряде случаев может применен метод дополнительных заданий, суть которого в оценке количества информации, перерабатываемой помимо какой-либо основной деятельности, а также прием «эмоциогенного инструктирования», когда при выполнении психологического теста ставится задание «попытаться улучшить результаты» (оценка наличия резервных возможностей). В лабораторных условиях может оцениваться также качество выполнения различных тестовых заданий. Они должны быть достаточно длительными, выполняться после того, как сформирован прочный навык работы с ними, с учетом мотивационного фактора и при осуществлении наблюдения за общими поведенческими реакциями (появление раздражительности, сбои в работе, колебания установки на продолжение теста и др.).
При исследовании физической работоспособности применяются различные эргографические методики и специальные физические упражнения также в сочетании с наблюдением. Одним из наиболее эффективных методов оценки фактической работоспособности является естественный эксперимент, когда показатели времени и точности выполнения отдельных действий и операций, а также показатели состояния регистрируются при выполнении реальной деятельности. В ряде случаев следует особо учитывать преимущество так называемого полеэффекторного метода, когда одновременно в одни и те же моменты времени, чаще всего при записи на одной ленте самописца, оценивается целый комплекс показателей. Впервые он был применен Б.Н. Мясищевым, который в своих исследованиях столкнулся с расхождением вегетативного и двигательного компонента реакций и решил записать их на одной ленте одновременно. В зависимости от возможностей записи регистрируются одновременно, например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики движений и т.п. Сопоставление полученных разносторонних данных и выведение единой оценки в исследовании функционального состояния представляет наибольшую трудность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|